kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Как воспитать толерантное отношение к «особым» детям?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В детском саду чаще, чем понятие толерантность встречаются такие понятия, как дружба, сострадание, любовь, понимание, мир. Что в свою очередь являются компонентом толерантности. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В группах, особенно старшего дошкольного возраста, можно наблюдать сложную картину межличностных отношений детей.
Очень важно научить детей строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Формирование установок толерантного поведения у детей протекает в разнообразных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, продуктивной, двигательной, во время которых происходит обогащение личности воспитанников нравственными понятиями, представлениями и поступками.

Каждое утро перед тем, как начинать дела дети собираются на паласе, встают в круг и приветствуют друг друга.
Приветствие способствует взаимопониманию и взаимному уважению всех членов группы, задаёт спокойный и доброжелательный тон.
Приветствуя друг друга, все называют имена, что позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль общения друг к другу. При этом, дети могут высказать пожелания товарищу, сделать комплимент.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Как воспитать толерантное отношение к «особым» детям?»»

Консультация.

Тема: «Как воспитывать толерантное отношение к «особым» детям?»

Подготовил: воспитатель

Ковалевская Н.О.

Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов.  
Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Эти цели были поставлены во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году.

В Советском Союзе об инвалидах предпочитали говорить как можно меньше, будто этих людей не существовало вовсе. Сейчас их по-прежнему нечасто встретишь на улицах российских городов. Совсем иная ситуация за рубежом, где инвалид-колясочник - обыкновенное явление. Объясняется эта ситуация, к сожалению, вовсе не плохим здоровьем жителей Запада и хорошим - наших соотечественников. По данным Минздрава РФ, в России насчитывается около 14,5 миллиона инвалидов.

Проблема в том, что в России не создана необходимая для свободного передвижения людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения инфраструктура. Для них в подавляющем большинстве своем не приспособлены улицы, общественный транспорт, дома. 

И в результате люди оказываются попросту запертыми в собственных квартирах, не имея физической возможности их покинуть. И - оставаясь один на один со своими нерешенными проблемами.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что взрослые иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников терпимое и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.

В детском саду чаще, чем понятие толерантность встречаются такие понятия, как дружба, сострадание, любовь, понимание, мир. Что в свою очередь являются компонентом толерантности.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В группах, особенно старшего дошкольного возраста, можно наблюдать сложную картину межличностных отношений детей.

Очень важно научить детей строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенно перед таким серьезным этапом их жизненного пути – обучение в школе.

Этапы работы по формированию толерантного отношения к сверстникам:

1 этап-ознакомление детей с основными законами и правилами человеческого общежития.

2 этап-закрепление полученных знаний, на основе которых должно сформироваться элементарное оценочное отношение к поведению людей.

3 этап-формирование устойчивого толерантного поведения.

и приемы работы.

Формирование установок толерантного поведения у детей протекает в разнообразных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, продуктивной, двигательной, во время которых происходит обогащение личности воспитанников нравственными понятиями, представлениями и поступками.


Во-первых, необходимо вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.

Во-вторых, организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя их для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т. д., учитывая принцип равенства позиции в общении.

В-третьих, повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.

В-четвертых, использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.

Какие  задачи решаются в ходе формирования у дошкольников способности проявлять терпимое отношение к детям-инвалидам?

  • необходимо формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  • необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.

  • терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.

  • ребенка надо научить выдержке и терпению.

  • большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.

  • ребенку необходимо освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.


Для улучшения внутригрупповых отношений и сплочения детского

коллектива в группе сверстников мы создали систему традиций.

"Утро радостных встреч".

Каждое утро перед тем, как начинать дела дети собираются на паласе, встают в круг и приветствуют друг друга.

Приветствие способствует взаимопониманию и взаимному уважению всех членов группы, задаёт спокойный и доброжелательный тон.

Приветствуя друг друга, все называют имена, что позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль общения друг к другу. При этом, дети могут высказать пожелания товарищу, сделать комплимент.

Варианты приветствий:

-Можно приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, мяч, цветок и т. д.

-Можно здороваться, изменяя очерёдность в круге, например, через одного человека.

-Дети приветствуют друг друга, зацепляясь мизинцами.

-Передают приветствие на другом языке (немецком, английском и др.)

-Можно приветствовать друг друга, сидя на ковре «по-турецки».

-Можно погладить, обнять, хлопнуть по ладошке.

-Можно выразить комплимент, пожелание



В результате:

-Учатся управлять своим поведением, понимать состояния других людей;

-Устанавливать контакты;

-Овладевают культурой общения;

-Формируется толерантное отношение к сверстникам.



Приложение

Приветствие «Солнышко»

Дети сидят на ковре, образуя круг. В центре ковра располагается желтый круг (солнышко). Каждый ребенок получает свой лучик. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют, при этом дети высказывают краткое доброе пожелание. 

Например: «Здравствуй, Даша, как хорошо, что ты пришла! Я желаю тебе веселого настроения и т. д.

Воспитатель обращает внимание на большое солнце, которое получилось, и предлагает поприветствовать его и всех окружающих. Дети встают в круг и произносят речевку, выполняя движения в соответствии с текстом.

"Здравствуй, солнце золотое, (руки вперед)

Здравствуй, небо голубое, (руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (махи руками вверху)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую! " (руки вперед с наклоном)

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем. "

"Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись! "

«Волшебный клубочек».

Дети сидят по кругу на стульях или на ковре. Взрослый передает клубочек ниток ребенку , тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. д.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до взрослого.

«Комплименты».

Стоя в кругу, все беруться за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: Мне нравится в тебе…» Принимающий, кивает головой и отвечает: 2спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упр. Желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты).



"Экран добрых дел"

представляет собой лист ватмана, где в вертикальном столбике написаны имена и фамилии детей, а горизонтальном - приклеены картинки с добрыми делами детей: "Помощь взрослым", "Помощь другу", "Мы дежурные", "Мы дружные ребята", "Культура поведения за столом" и. т. д.

В клеточках напротив каждого имени рисуются значки (звездочки, сердечки, цветочки, если ребенок в течении дня совершает сам, без напоминания взрослых положительные поступки.

Данный ритуал позволяет научиться оценивать поступки других, услышать мнение о своем поведении, формирует устойчивое толерантное поведение.


«Назови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.



«Мирилки»

помогают легко и быстро помириться без участия взрослых.

"Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем. "

"Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись! "




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Как воспитать толерантное отношение к «особым» детям?»

Автор: Ковалевская Нелля Олеговна

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Родительское собрание на тему: «Как воспитать толерантного человека?»"
    ["seo_title"] => string(65) "roditielskoiesobraniienatiemukakvospitattolierantnoghochielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "280721"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453402397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Научный проект «Воспитание толерантной личности»"
    ["seo_title"] => string(51) "nauchnyi_proiekt_vospitaniie_tolierantnoi_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "420822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496818856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Доклад на родительском собрании Тема: «Гендерное воспитание»"
    ["seo_title"] => string(56) "doklad_na_roditelskom_sobranii_tema_gendernoe_vospitanie"
    ["file_id"] => string(6) "493000"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545886572"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование толерантных качеств у учащихся на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-tolierantnykh-kachiestv-u-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "294722"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455715740"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства