Двадцать первый век-век высоких технологий, век информация и технического прогресса, стараясь как можно раньше приобщить детей к миру знаний и прогресса, заботясь о необходимости интеллектуально развиваться и буквально с пеленок впитывать в себя больше разноообразной информации, -в этом сегодня видят залог будущей успешности и устроенности ребенка в современном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Огромный мир эмоций" »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 г. Белгорода
Музыка - огромный мир эмоций
(Консультация для педагогов)
Подготовила:
Старший воспитатель
МБДОУ д/с №28
Носова Л.И.
Белгород
2015 г.
«Музыка – огромный мир эмоций»
Двадцать первый век - век высоких технологий, век информации и технического прогресса. Это утверждение прочно вошло в нашу жизнь, и постепенно становится девизом, на который родители сегодня ориентируются при воспитании своих детей. Стараясь как можно раньше приобщить детей к миру знаний и прогресса, заботясь о необходимости интеллектуально развиваться и буквально с пеленок впитывать в себя больше разнообразной информации, - в этом практически все сегодня видят залог будущей успешности и устроенности ребенка в современном мире. Но, стараясь шагать в ногу со временем, в деле воспитания собственных детей, можно допустить не мало ошибок, и... оказаться несовременными и безнадежно отставшими в этом вопросе от своего века.
Все мы знаем термин «Коэффициент интеллекта» — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста, который определяется с помощью специальных тестов. Естественно нам всем бы хотелось, чтобы IQ был как можно выше. Но не все слышали о существовании термина «эмоциональный интеллект». В 1980 г. психолог Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в области изучения эмоциональной культуры человека, его заинтересовал ряд основных вопросов. Почему одни люди эмоционально более благополучны, чем другие? Почему некоторые люди более других способны достичь успеха в жизни? И - что наиболее важно - почему одни, наделенные высочайшими интеллектуальными способностями, терпят в жизни неудачи, в то время как другие, более скромно одаренные, преуспевают? К 1985 г. он уже полагал, что нашел частичный ответ на эти вопросы: успешность личности зависит от уровня сформированности и развития тех свойств личности, которые он назвал личным коэффициентом эмоциональности или эмоциональным интеллектом.
Можно с уверенностью заявить, что успешность в жизни зависит от уровня сформированности эмоциональной культуры. И чем раньше мы ее будем формировать, тем она будет «качественнее». Поэтому педагоги, работающие в детских дошкольных учреждениях, оказывают огромное влиянии на зарождение и развитие эмоциональности.
Музыка обладает огромным потенциалом, она воздействует на человека, его эмоции, чувства, душу. Она имеет воспитательную силу. Не случайно в дошкольных учреждениях большое значение уделяется музыкальному воспитанию детей.
Ведь музыка - ваш союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, обучающем, развивающем ребенка, готовящем его и к школе, и к будущей жизни в целом.
Музыкальные занятия, развлечения, праздники, утренники, насыщенные песнями, танцами, играми, одно из сильнейших средств, способных формировать и развивать эмоции ребенка дошкольного возраста.
Играйте с детьми, танцуйте, пойте, не обязательно профессионально, устраивайте им небольшие развлечения, радуйте детей. Это доставит удовольствие не только ребенку, но и взрослому, а результаты воспитания чувств будут потрясающими.
Приведу примеры некоторых игр, песенок, танцев и развлечений, которые можно использовать не только в детском саду, но и дома.
Игры-диалоги.
«Водитель машины». Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведет "водитель", то есть полностью довериться своему партнеру по игре. "Водитель" же должен вести свою "машину" аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская "аварий". Музыкальное сопровождение может настраивать "водителя" на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать "крутые виражи" и рискованные "маневры". Важно, чтобы ситуация у "водителя" была под контролем и "машина" оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями.
«Бабочка и ветерок». Один из играющих - "бабочка", другой - "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки". В процессе танца партнеры меняются ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.
«Зеркало». Один из играющих - "зеркало", а другой - "дама" или "кавалер", собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). "Зеркало" должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями. Затем включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается "нарисовать" звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку - рисует ее, а взрослый - "зеркало" воспроизводит движения. При этом руки "художника", воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего "зеркального отражения", хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями ("теперь ты - зеркало"). Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае "зеркалу" нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а "художнику", рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.
«Магниты». Дети стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками , а между ладошками находятся "магниты", теннисные мячики, брусочки, кубики и т. п. Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т. д. Важно не уронить "магниты" и чувствовать их "притяжение", то есть приспосабливаться к движениям друг друга, предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.
Игры, направленные на коллективное музыкально-двигательное творчество детей.
«Тропинка». В начале игры задается эмоционально-образная ситуация: "Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идет впереди, - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет, он уйдет назад и передаст свою роль следующему за ним". В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям. Мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение "по извилистой тропинке", то есть свободное определение в пространстве себя и идущего следом.
«Волшебный сад». Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) "оживляет" цветы "волшебной палочкой". Цветы "распускаются", качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и "волшебником" - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы "цветы" должны снова закрыться в бутоны.
«Старинный танец». Назначаются два ведущих (как правило, взрослый или ребенок, которым нравится быть в центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Они стоят в центре круга спиной друг к другу. С началом музыкального звучания ведущие импровизируют различные движения в стиле старинного танца. Зрители выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения , постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы.
«Танец с платками». Играющие стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания каждый начинает играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Необходимо дать время играющим поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем участники игры встают в круг. Музыка начинает звучать с самого начала. Каждый по очереди выходит в центр круга и становится ведущим, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют движения ведущего.
«Мышки на зарядке». Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Взрослый рассказывает детям сказку про дружную мышиную семью, которая по утрам в полном составе обязательно делала зарядку. Детям предлагается вспомнить, какие движения делают во время зарядки, пофантазировать, как эти движения делали бы маленькие мышки. Дети делают движения зарядки под музыку, повторяя их за ведущим. Роль ведущего передается каждому по очереди , по кругу.
«Игра со стульчиками». Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом для ведущего (это можно сделать с помощью считалки). Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая детская песенка с контрастными запевом и припевом (например, всем известные "Чунга - Чанга" или "Улыбка"). Первая часть танца-игры (куплет) связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы:
Чунга-чанга, синий небосвод. Чунга-чанга, лето круглый год. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках. Во второй части (припев) характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул. Звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.
Танец-игра «Лавата»
В припеве дети ходят по кругу, взявшись за руки, и напевают:
Дружно танцуем мы - тра-та- та, тра-та-та.
Танец веселый наш, это Лавата.
Своеобразным запевом являются слова ведущего, например: "У меня ушки хороши, а у соседа лучше!" В этом случае дети ходят хороводом, держа друг друга за уши. Каждый раз ведущий дает новое "задание", и дети берут друг друга за локти, коленки, плечи, голову и т. д. Чтобы игра состоялась, прикосновения не должны быть грубыми или болезненными для партнеров.
«Буги-вуги»
И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Танец сопровождается пением и действиями, описанными в словах:
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
А потом опять вперед
И немного потрясти.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге,
Поворачиваем в круге и поем
"Буги-вуги, о кей! (Взявшись за руки, идут в центр круга).
Буги-вуги, о кей! (Возвращаются в И. П.)
Буги-вуги, о кей!" (Взявшись за руки, идут в центр круга.)
Мы танцуем буги-вуги и поем!" (Возвращаются в И. П.)
Литература :
Девятова Т.Н. «Звук-волшебник»-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2006-208с.