Просмотр содержимого документа
«"Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности."»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №203»
« Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности»
Воспитатель Григорева Л.В.
г.Новокузнецк
2016 год
Детство – неповторимая пора, в которую в ребенка закладываются его основы и нормы будущего существования. Именно в эту пору важно реализовать максимальную поддержку воспитанников в их различной деятельности, помочь в начинаниях и организовать самореализацию и самовыражение.
Одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, требует от ребенка знания и соблюдения правил игры. Игровые ситуации влияют на умственную деятельность ребенка, развивают его творческое воображение.
С помощью родителей мы периодически пополняем развивающую среду в группе, стремимся приобретать для детей познавательные, развивающие игры, пособия.
Мы стараемся непосредственно образовательную деятельность проводить в игровой форме. Масса возможностей для развития мышления детей заложена в первичном знакомстве их с математическими представлениями. Значительно облегчают процесс усвоения знаний любимые детьми игры, любимые герои сказок. В содержание непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками у нас включаются вопросы, поисковые ситуации, упражнения, развивающие логику мышления. В ходе игр дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей , готовит к принятию определенных правил поведения. Мы постоянно пополняем наглядный материал, проводим индивидуальную работу в рабочих тетрадях (что очень нравится детям). У детей возникает положительное эмоциональное отношение к непосредственно образовательной деятельности, возрастает интерес к ней, появляется желание узнать что-то новое и полезное, рождается стремление к новизне, фантазированию.
В группе создан уголок по экспериментированию где дети совместно со взрослым совершают первые открытия, проводят несложные эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитом, растениями, знакомятся с закономерностями природных явлений. В процессе игровой деятельности развивается творческое воображение, фантазия, и, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности, формируется самооценка, содержанием которой являются качество умений, связанных с выполнением предметно-практических действий, и моральные свойства, связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения.
Мы уделяем большое внимание вопросу укрепления здоровья детей. В группе оформлен физкультурный уголок, в котором имеется разнообразный материал. В приемной для родителей оформили уголок здоровья, мы организуем деятельность детей с учетом потребностей детского организма (смена деятельности, закаливание, пальчиковая, дыхательная, утренняя гимнастика и тд).
Для развития воображения, творческих способностей оформлен театрализованный уголок с атрибутами, разные виды театров, ширмы, дети любят участвовать в инсценировании сказок, этюдов. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы в свободные минуты любят рассматривать иллюстрации в книгах. Мы часто с детьми прослушиваем сказки, потешки, голоса птиц в аудио записи. Включаем детские песенки под которые дети с удовольствием танцуют. Дети с удовольствием лепят, рисуют, раскрашивают поэтому в удобном и доступном месте мы организовали ИЗО уголок где предоставлены для детей раскраски, краски, карандаши, восковые мелки, альбомы и др.
Мы стараемся создавать предметно-пространственную образовательную развивающуюся среду эстетично, организовать её с учётом потребностей и интересов детей.
Решающим фактором благополучного климата в детском саду является доброжелательное эмоциональное состояние детей и взрослых. Мы стараемся уважительно относиться к личности ребенка, проявляем к детям терпение, внимание, заботу, доброту. Цветовое решение в группе спокойное для восприятия, но не однообразное.
1. Поддерживаем у детей самостоятельность и инициативу, как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Осуществляем индивидуально-личностное общение. Помогаем вновь прибывшим детям влиться в коллектив, стараемся не допускать конфликтов между детьми.
3. Соблюдаем режим проветривания, что тоже влияет на здоровье и психологическое состояние детей.
4. Не допускаем интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей.
5. В нашем детском саду разнообразное, хорошо организованное питание.
6. Убеждаем родителей соблюдать режим дома (не выспавшийся ребенок сам мучается и другим доставляет неприятности, приводят больных детей, неопрятных).
7. Совместно с родителями боремся с негативными привычками.
8. Подбадриваем ребенка если у него что-то не получается.
9. Учитываем индивидуально-личностные особенности ребенка, напри мер сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязли- вость или привычка постоянно быть в центре внимания.
10. приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
Для профилактики психоэмоционального состояния детей используют водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.
5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
Снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, уголке ИЗО - деятельности, уголке художественной литературы и др.
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
— в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
— в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на оборот, повышенной агрессивности;
— в рассеянности, невнимательности;
— в беспокойстве и непоседливости;
— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
— в проявлении упрямства;
— в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
— в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
— в игре с половыми органами;
— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
— в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
— в повышенной тревожности;
— в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.