Просмотр содержимого документа
««Социально — коммуникативное развитие младших дошкольников с помощью дидактических игр»»
«Социально — коммуникативное развитие младших дошкольников с помощью дидактических игр» Социализация ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных образовательных учреждений. Основой для развития личности ребенка является начальный социальный опыт общения с другими, этот опыт определяет то, каким будет поведение ребенка в будущем, умчит принимать и понимать других людей. Социально- коммуникативное развитие дошкольника предполагает умение ориентироваться в близком ему социальном окружении, осознавать ценность и собственной личности, выражать чувства и быть терпимым по отношения к обществу.
С младшего дошкольного возраста воспитанников, педагоги пытаются помочь социально-личностному развитию детей с помощью различных методов и технологий. Так, для детей младшего дошкольного возраста, главным методом социально- коммуникативного развития является игра.
По мнению многих педагогов, знания ребенка легче всего усваиваются в игре. Формировать знания детей о явлениях общественной жизни, окружающем мире и обществе помогает дидактическая игра. Ребенок учится рассуждать, обобщать, делать выводы, решая задачи, поставленные в игре, при этом тренируя при этом память, внимание, познавательный интерес.
Неслучайно дидактическая игра заняла ведущее место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. У детей за счет содержания дидактических игр формируется правильная картина социальной жизни: отношение природе, к предметам окружающего мира, обществу, разным профессиям, к труду людей.
Дидактическая игра - это многоуровневое, и сложное педагогическое явление, и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и средство всестороннего развития личности ребёнка, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность. Дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности - это и есть сущность дидактической игры. Умственная активность ребёнка повышается, когда он воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, увлекается ею.
Дидактическая игра помогает воспитателю осуществлять сенсорное развитие детей, активизирует процессы: любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений, мышления, речи, воображения, внимания, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.
С помощью игр, воспитатель создает для детей такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Дидактические игры различаются: по обучающему содержанию; игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей ;познавательной деятельности детей; по роли воспитателя.
Содержание обучения и воспитания является основой для направления игр: игры по сенсорному воспитанию; словесные игры, игры по ознакомлению с природой,по формированию математических представлений; музыкальные игры; игры по физической культуре; лепке, аппликации, рисованию.
Содержание в дидактических играх определяется программой, опираясь на знания, уже имеющиеся у детей, полученные в разных образовательных областях, складываются воедино. И в зависимости от материала дидактические игры делятся 3 вида.
Игры с предметами: чаще всего используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, так как они наиболее доступные детям, ведь они основаны на непосредственном восприятии, соответствует стремлению ребёнка действовать с вещами, описывать словами их внешний вид, качества. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребёнка. Например, игры, с помощью которых дети учатся называть правильно цвет, ходят по комнате, разыскивая и называя игрушки определённого цвета.
Настольно – печатные игры, в их основе, как и в играх с предметами, принцип наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.
По содержанию настольные игры разнообразны, это лото и парные картинки, они знакомят детей с отдельными предметами с их качествами, учат характеризовать их словами. Другие, уточняют представления о сезонных явлениях природы, о разных профессиях («Что кому нужно»). Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложным видом дидактической игры является словесные игры: эти игры имеют большое значение для развития речи, мышления ребёнка. Словесные игры проводятся преимущественно в старшем дошкольном возрасте и важны для подготовки детей к школе.
Дидактическая игра является сочетанием наглядности и действия самих детей с игрушками, слов воспитателя, игровыми пособиями, предметами, картинками. При объяснении игры речь воспитателя должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой, наглядно на примере показывать детям, как нужно выполнять то или иное игровое задание.
Главная педагогическая ценность дидактических игр в том, что разные дети начинают думать, каждый по своему, но думают и приходят к решению поставленной задачи. Игры математического характера имеют важное значение их вводятся в занятия и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом разные функции; выявления, закрепления знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний. Например, при проведении в младшей группе игры «Что я вижу» - воспитатель выясняет знания о признаках величины предметов и об их пространственном расположении. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди, чей дом», «Подбери колёса к машине», «Каждого червяка на свое яблоко», «Три соседа». Часто игры являются средством сообщения новых знаний: «Найди пару», «Составь фигуру». Эти игры в основном проводятся как часть занятий по развитию элементарных представлений, д\и «Один-много», «Найди такой же». Дидактические игры применимы не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и вне занятий, со всеми детьми. С утра удобно применять различные настольно-печатные игры, лото, различные картинки, геометрическая мозаика, «Чудесный мешочек», «Где, чей домик», «Кто пришел и кто ушел», «Чей малыш?», «Что пропало?».
Во второй половине дня наиболее актуальны такие настольные игры: «Автомобили и гаражи», «Найди парус», «Кто больше увидит», «Найди свой дом»«Найди листок такой же формы, такого же цвета», «На что же похоже облако». Родителям можно рекомендовать проводить игры по дороге в детский сад или домой: «Какие виды транспорта заметил», «Найди предмет заданной формы».
Таким образом, можно сказать, дидактические игры используются на протяжении всего дня (на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулках, в сюжетно – ролевых играх так же становится дидактическая задача) и не только воспитателем, но и родителями и самими детьми неосознанно.
Следовательно, можно сделать вывод, что дидактическая игра выступает одним из важнейших средств социально- коммуникативного развития младших дошкольников, в играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры.
Ребенок в игре может примерить на себе любую роль, быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов, может попробовать поступить по своему, и затем, исходя из своего опыта, сделать выводы.
В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Именно поэтому игра является главнейшим компонентом социализации, важным механизмом развития личности.
Когда ребенок играет, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет свой опыт, углубляет свою собственную личность, обогащает свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, так как формирует у них коммуникативные умения и навыки.