1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. Закрепление у детей знания частей лица и тела, развивать слуховое внимание и мышление. | Игра «Отгадай загадки» На ночь два оконца Сами закрываются. А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза) Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, хлеб - всю пищу мою - Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы и зубы) Есть гора, а у горы Две высокие норы. В этих норах воздух бродит - То заходит, то выходит. (Нос) Он нам кушать помогает, Вкус прекрасно различает. Без умолку каждый день Говорить ему не лень. (Язык) Игра: Раз, два, три, четыре, пять – Тело будем изучать. (Шагать на месте. ) Вот спина, а вот животик, (Показать обеими руками свою спину, затем живот.) Ножки, (Потопать ногами.) Ручки, (Протянуть вперед руки и вращать кистями.) Глазки, (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.) Ротик, (Указательным пальцем правой руки показать на рот.) Носик, (Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки, (Указательными пальцами обеих рук показать на уши.) Голова. (Положить руки на голову.) Показать успел едва. (Покачать головой из стороны в сторону.) Шея крутит головой - (Обхватить шею ладонями.) Ох, устала! Ой-ой-ой-ой! Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела. Попросите малышей показать еще: Лоб (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.) И брови. (Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.) Вот реснички (Указательными пальцами показать ресницы) Запорхали словно птички. (Поморгать глазами.) Розовые щечки, (Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.) Подбородок кочкой. Волосы густые, (Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.) Как травы луговые. А теперь взгляну пониже, Назову я, что увижу: Плечи, (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.) Локти (Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.) И колени (Слегка нагнуться и похлопать по коленям.) У меня, Сережи, Лены. (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.) | Предлагает детям отгадать загадки. Эмоционально включает в действие, вовлекает в совместную деятельность. Поощряет детей к совместной игровой деятельности. Демонстрирует движения по тексту игры. | Сосредотачивают внимание. Отгадывают загадки. Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию. Активно играют. | Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. |
2.Основной Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Актуализировать знания детей, развитие мышления. Развитие познавательного интереса в процессе деятельности. Закрепление у детей знаний частей тела человека и животного. Развитие мелкой моторики и мышления. Развивать умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними. | Я Мишка-топтыжка. Весело пляшу, лапками машу. Глазками моргаю, Ротик открываю. Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.) А для чего уши? (Чтобы слушать.) Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.) А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.) Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.) А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.) Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это». Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти». Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Педагог У кого есть ногти? Дети У меня. Движения, выполняемые педагогом и детьми (Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.) Педагог У кого есть когти? Дети У медведя. (Показать на Мишку.) Педагог У кого есть лапы? Дети У медведя. (Показать на Мишку.) Педагог У кого есть ноги? Дети У меня. (Потопать ногами.) Педагог У кого есть хвост? Дети У медведя. (Показать на Мишку.) Педагог У кого есть руки? Дети У меня. (Протянуть вперед руки.) Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда? Начните читать стихотворение А. Барто: Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу Потому что он хороший. «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку». Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка. Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа». Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей». Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос». Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь. Игра «Стенка, стенка, потолок» Стенка, (Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.) Стенка, (Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.) Потолок, (Указательным пальцем дотронуться до лба.) Два окошка, (Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.) Дверь, (Указательным пальцем показать на рот.) Звонок: «Дзи-и-и-инь! » (Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.) Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком. | Вводит персонажа в игровую (сюжетную ситуацию). Предоставляет достаточно времени для ознакомления с персонажем. Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Поощряет детей к высказыванию. Стимулирует любознательность и интерес к деятельности. Формулирует проблему, предлагает ее решение. Помогает в решении задачи. Ставит цели индивидуально детям, которые отвечают их интересам и потребностям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. Выражает признательность от лица персонажа. Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Демонстрирует движения по тексту игры. | Рассматривают и проявляют интерес к персонажу. Выражают различные эмоции посредством мимики. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Активно играют с персонажем, наблюдая за действия и воспитателя и других детей. Рассказывают на память стихотворение. Входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию. Проявляют сопереживание герою, выражают различные эмоции посредством мимики. Проявление сочувствия, желания помогать и заботы друг о друге. Располагают детали в соответствии с заданием. Индивидуальные ответы детей по решению проблемы. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Активно играют, наблюдая за действиями воспитателя и других детей. | Активизация речи и мыслительных процессов детей в период решения задачи, располагая детали в соответствии с заданием. Закрепление знаний и выражение своих знаний и мыслей. Активное включение в совместное обсуждение, игровую деятельность с взрослым и детьми. Умение работать по образцу, следовать очередности действий. |
3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | Закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность. | Игра «Зеркальце» Ну-ка, зеркальце, смотри, Да все верно повтори. Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п. | Организует, вовлекает детей в совместную игровую деятельность, показывает последовательность действий. Индивидуальное обращение к каждому ребенку. Поощряет детей к совместной игровой деятельности. | Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу. Вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий. Активно играют. | Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым. |