В современном обществе возросла потребность в людях, способных к творческой деятельности неординарно и нестандартно мыслить, имеющих развитое воображение, ассоциативное и критическое мышление. Именно поэтому стало важнее учить детей правильнее думать, чем много знать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников. Участники: педагоги. Оборудование: Демонстрационный материал: памятки «Развитие креативного мышления», «10 заповедей творческой личности»
План проведения: 1. Сообщение «Развитие творческих способностей педагогов».
2. Тест «Ваш творческий потенциал». 2. Вопросы для педагогов. 3. Тест “Определение уровня воображения”
4.Характеристика педагогов по уровню творческого потенциала. 5. Рефлексия занятия.
В современном обществе возросла потребность в людях, способных к творческой деятельности /неординарно и нестандартно мыслить/, имеющих развитое воображение, ассоциативное и критическое мышление. Именно поэтому стало важнее учить детей правильнее думать, чем много знать.
( 1 слайд)Педагогическое творчество- активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.
Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Взрослый в системе дошкольного воспитания является для ребенка образцом для подражания. Вследствие специфики детского возраста /впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость/ воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание творческой ориентированности педагогической деятельности и определить кто же такой творческий человек.
Отличительные особенности творческой личности.
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т. д.) . Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.
Творческим, обычно, называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т. е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
Джо Пол Гилфорд американский психолог выделил 4 основных качества, присущих креативной личности
Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Позже этот же ученый выделяет 6 параметров креативности:
способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию большого числа идей;
гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать проблемы, т. е. способности к синтезу и анализу.
По Роберту Стернбергу американский психолог , творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:
способность идти на разумный риск;
готовность преодолевать препятствия;
толерантность к неопределенности;
готовность противостоять мнению окружающих.
( 2 слайд)Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной особенности творческой личности приведена В. Н. Дружининым советский и российский психолог:
"У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках".
( 3 слайд)Препятствия для развития творческого мышления:
Конформизм /стремление быть похожим на других людей/
Боязнь оказаться «белой вороной», показаться глупым или смешным
Чрезмерно критическое мышление /Внешняя критика, оценка правильно не правильно. Внутренняя критика, та же оценка./
Боязнь возмездия со стороны других за свои идеи
Завышенная значимость собственных суждений /нравятся только свои идеи настолько, что возникает желание никому их не показывать и не делиться ими/
Высокоразвитая тревожность /боязнь открыто высказывать свои идеи/
Одобрение – оценка, мы привыкли к ожиданию внешней похвалы. Зрелая личность не нуждается во внешнем одобрении.
Страх неудачи, зацикливание на результате. Страх совершить ошибку.
Раскрытию творческого потенциала может способствовать осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.
Ниже описаны 7 воспитательских позиций. Все позиции представлены через образы, что позволит читателю лучше понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.
(15 слайд)«Карабаса - Барабаса»: - у детей блокируется развитие способностей; - у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
( 16 слайд) Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т .д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.
( 17 слайд)Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала и с волком поговорила и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.
Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
( 18 слайд)Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
( 19 слайд)Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.
Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».
( 20 слайд)Снежная королева обучает как складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».
Воспитатель, занимающий позицию Снежной Королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.
( 21 слайд)Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
( 22 слайд)«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”». (Марк Максимович Поташник - действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.)
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
( 23 слайд)«Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий воспитатель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет» (Н. Рерих – русский художник)
( 24 слайд)Так что же является Главными признаками творчества современного педагога?
Академик М. Поташник выделил следующие признаки творчества:
Создание нового или существенное усовершенствование известного;
Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Следовательно, творческая деятельность - это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил.
В современных условиях все больше появляется педагогов-мастеров своего дела...
Вопрос:
Творчество и мастерство – одно и то же или нет?
( 25 слайд)Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
Творческим может быть и молодой педагог, еще не мастер.
2. Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?
( 26 слайд)Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.
Таким образом, творческий педагог –обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
( 27 слайд)Источниками творчества могут быть:
анализ учебно-воспитательного процесса, выявление "узких мест" и "западающих" проблем;
изучение опыта коллег;
чтение научной литературы;
картотека интересных фактов, высказываний;
вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;
общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;
3. Какие условия нужны для того, что чтобы воспитатель развивался творчески?
( 28 слайд)Условия:
нравственно - психологический климат коллектива,
стимулирование к нестандартным решениям,
обогащение общей культуры, кругозора, информативности,
материальная обеспеченность, материальная база,
свобода критики, проведение дискуссий,
влияние личности руководителя,
наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа.
( 29 слайд)Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
точность во всем
порядочность
вдохновение
умение слушать критику
внимание
воля
уверенность в собственных силах
способность доводить дело до конца
высокий общий уровень развития
знание своего дела
Важнейшая сторона нашей жизни – это воображение. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей способностью человека. А с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Так что можно сказать, никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.
( 30 слайд)Тест “Определение уровня воображения”
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".
1. Интересуетесь ли вы живописью? (да-2, нет-1).
2. Часто ли вы скучаете? (да-1, нет-2).
3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (да-1, нет-0).
4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (да-2, нет-1).
5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (да-1,нет-0).
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (да-2, нет-1).
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (да-0, нет-1).
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (да-1,нет-0).
9. Любите ли вы писать длинные письма? (да-2, нет-1).
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (да-1, нет-0).
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (да-1, нет-0).
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (да-1,нет-0).
Итак, подсчитайте очки.
( 31 слайд)14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
( 32 слайд)Характеристика педагогов по уровню творческого потенциала:
С низким творческим потенциалом
Дисциплинированные, методически послушные.
С готовностью решают поставленные перед ними проблемы, но не ищут их.
Решают проблемы известными и уже апробированными способами.
Пунктуальны при выполнении рутинной работы, мелких операций.
Пользуются доверием коллектива только при стандартных условиях.
Возражают против сложившихся норм только при условии поддержки.
Подвержены сомнениям.
Бурно реагируют на критику.
Меняют свое мнение.
( 33 слайд)С высоким творческим потенциалом
Думают нестандартно, к решению подходят инвариантно.
Сами находят проблемы и пути их решения, ищут новые.
Смело используют различные методы.
Рутинную работу выполняют без желания, быстро перепоручают ее кому-либо другому.
Стремятся к лидерству.
Критически подходят к существующим нормам.
Не склонны к сомнениям.
Когда разрабатывают идеи, не заручаются
поддержкой руководства.
Отстаивают свое мнение.
Расставание « Счастья, удачи, …»
Я предлагает всем встать в круг для завершения нашего семинара. Каждый из участников должен пожелать, одним словом всем участникам чего-то хорошего. После того, как последний участник выскажется, все громко произносят: «Мы желаем вам друзья!»
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви
Памятка
«Развитие креативного мышления»
• Сознательно проявляйте оригинальность и выдвигайте новые, нешаблонные идеи.
• Перестаньте беспокоиться о том, что о вас думают окружающие. • Ошибка при первой попытке решить какой - либо вопрос должна привести к поиску дополнительных вариантов и новых путей решения задачи.
• Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения. • Ищите необычные способы применения известных вещей и знаний. • Откажитесь от привычных методов деятельности и практикуйтесь в новых, нетипичных подходах.
• Будьте объективным при оценке своих идей.
10 заповедей творческой личности.
1. Будь хозяином своей судьбы. 2. Достигните успеха в том, что вы любите. 3. Внесите свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Доверяйте людям. 5. Развивайте свои способности. 6. Культивируйте в себе смелость. 7. Заботьтесь о своем здоровье. 8. Верьте в себя. 9. Мыслите позитивно. 10. Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.