Высказывают свои мысли по поводу технологии портфолио Вывод: Речевое портфолио позволяет увидеть динамику коррекционного развития детей, позволяет планировать, отслеживать, целенаправленно собирать, систематизировать речевой материал. Педагог делится своим опытом как, работая над проектами развивается речь дошкольников Вывод: В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться. Вывод: Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания, развивая речь детей. Ответы педагогов. Суть мнемосхем- на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка изображение ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Ответы педагогов . Логоритмика— это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи). Педагог рассказывает об упражнениях: - на развитие дыхания, голоса, артикуляции; - на развитие внимания; - регулирующие мышечный тонус; - счётные упражнения; - формирующие чувство музыкального размера; - на развитие чувства темпа и ритма; - на развитие координации движения; - на координацию речи с движением; - на координацию пения с движением; - на развитие речевых и мимических движений Вывод: Применение игрового метода «Круги Луллия» помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, предложения. | Вы назвали технологию портфолио Как вы думаете с помощью этой технологии можно развивать речь ? Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания. Речевое портфолио, в свою очередь, должно показать динамику развития именно речи детей. Оно строится таким образом, что под каждой работой ребенка записывается его высказывание на какую-то тему. Речевое портфолио способствует формированию навыка контроля за правильностью собственной речи. Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Формирование личности ребёнка. Итак, портфолио – это: технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей; способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка; Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. Для ребенка – это копилка личных достижений в речевом развитии, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; это признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. -Следующую вы назвали технологию проектной деятельности. -А как с помощью этой технологии можно развивать речь? Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также способствует развитию связной речи у детей. Главная задача педагога – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами. Проект дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи. Процесс познания завершается реальным результатом — продуктом. Юлия Геннадьевна не первый год занимается проектной деятельностью она сейчас и расскажет нам как ,работая над проектами развивалась речь детей Вы назвали информационно-коммуникативную технологию - В наш век современных технологий именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим используются мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление. Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная; слуховая; моторная. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала — самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка. Использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми. Вывод: Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте: 1. Расширяются представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас. 2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов. 3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации. 4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их. 5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка к проявлению интереса к стихам, загадкам, сказкам. А как с помощью технологии проблемного обучения можно развивать речь? Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность в результате чего и происходит речевое развитие. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к постановке вопросов, к догадкам. Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? как думаешь? 11) Проблемная ситуация: Как ты думаешь нужно помогать птицам зимой ? Почему ? Решение: Вешать кормушки. Домой брать больных птиц. Около дома кормить в определенном месте. Наталия Владимировна расскажет об использовании проблемной технологии на занятиях. -Действительно все эти технологии способствуют развитию речи детей. -Но более подробно мы поговорим сегодня об игровых технологиях, которые развивают речь. -Назовите игровые технологии, которые способствуют развитию речи у детей -Мнемотехника-мнемотаблицы (да правильно) -Расскажите в чем заключается суть мнемотехники? -Вы правильно сказали про мнемотехнику что – в переводе с греческого - «искусство запоминания».Мнемотаблицы — это схемы, которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Схемы используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы. Вывод: Используя мнемотехнику, вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь. - Какие ещё технологии вы знаете? Правильно, логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песен. ПОЧЕМУ – ЛОГОРИТМИКА? Как вы думаете? Правильно. -Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память. Радость, которую получают наши воспитанники во время логоритмических игр, дает позитивный настрой и стремление проявлять себя, что в дальнейшем помогает приобрести уверенность в своих силах. Логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья детей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему. Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения. Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания; Развитие речевого выдоха; Улучшение речевой памяти; Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений. Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей. -Дина Михайловна сейчас расскажет о некоторых видах упражнений: -Следующий метод современной инновационной педагогической технологии, который способствует развитию речи это -ТРИЗ в результате деятельности у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь ,логика, мышление. ТРИЗ–(теория решения изобретательских задач. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.). Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь. Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию. Использование ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: -расширению словарного запаса; -развитию связной речи (диалогической и монологической); -развитие коммуникативных навыков; -интеллектуального развития; -творческого развития (фантазирование); личностного становления. Хотелось бы остановиться на кругах Лулли. "Круги Луллия" метод современной инновационной педагогической технологии для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений, познании окружающего мира, для решения проблемных ситуаций, повышение уровня речевого развития воспитанников. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала, способствует повышению уровня речевого развития детей. Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. - игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца; - игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца; - игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии. Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте. «Найди заданный звук в начале, середине и в конце слова» ( Показываю круги Луллия ) Евгения Александровна сейчас расскажет ,как можно использовать круги Луллия. | Слайд № 3 Записывают «Мои фантазии» выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы; «Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений. Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |