Цель: развитие моторных и речевых ритмических процессов в тесной взаимосвязи с логопедическими технологиями, используемыми в системе логопедической помощи детям с разными речевыми расстройствами.
Задачи: поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на музыкальных и логопедических занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Золотая рыбка» гЕссентуки
Информационно-творческий проект
«Ритм – волшебник»
Ритмическая деятельность дошкольников
на музыкальных занятиях
Автор: музыкальный руководитель Ивлева Н. И.
учитель-логопед Пигунова Н. И.
«Ритм - волшебник»
Участники проекта: дети старших и подготовительных логопедических групп
Тип проекта: Информационно – творческий, групповой
Продолжительность: долгосрочный
Цель: развитие моторных и речевых ритмических процессов в тесной взаимосвязи с логопедическими технологиями, используемыми в системе логопедической помощи детям с разными речевыми расстройствами.
Задачи: поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на музыкальных и логопедических занятиях.
Актуальность: Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность: способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность у детей с ТНР не развита. Темпо-ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Темпо-ритмическая организация речи предполагает ритмизацию речи и её сопровождение движениями .Изучая практику коррекционной работы над развитием темпо-ритмической организации речи педагогов Лопатиной А. В., Новиковой-Иванцовой Т. Н., Большаковой С., Филатовой Ю. О., Бабиной Г. В., Калмыковой И. Р. и др. мы обратили внимание на технологию телесной перкуссии (BodyPercussion), которая была основана Карлом Орфом, в ней тело используется в качестве музыкального инструмента. Её основная идея: слушать и слышать свое тело, играть на нем, пропускать ритм речи непосредственно через себя, ощутить его внутри себя.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Предполагаемый результат
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
-дети проявляют устойчивый интерес к музыкально - речевым играм;
-умеют грамматически правильно формулировать свои мысли;
-преодолевают речевой негативизм и скованность;
-проявляют речевую и общую инициативу;
-преодолевают внутренний страх перед выступлением.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Формы работы в технологии телесной перкуссии:
1) ритмические игры (считалки, ладушки, ритмическое эхо, ритмические цепочки,);
2) подготовительные упражнения: — простые ритмические модули: топот, шлепки, хлопки, щелчки; — добавление (усложнение) различных рисунков и вариаций с одновременным использованием разных ритмических модулей; — звуковые модули.
Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью дети могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритм мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки. Отбивание ритма помогает развить слуховое внимание, является шагом к развитию фонематического восприятия.
Методы, которые мы используем в работе над ритмом:
1) «Повторение ритма за взрослым» (автор Травкина Ж. А.):
— выполнение с закрытыми глазами;
— повторение ритмического рисунка сначала правой, потом левой рукой, двумя руками одновременно;
— повторение ритмического рисунка поочередно (хлопки или удары по столу);
— воспроизведение того же ритмического рисунка ногами;
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Подборка музыкально - логопедических игр и упражнений с описанием проведения.
4. Организация предметно - развивающей среды.
1. Определение актуальности, проблемы, цели.
2. Создание условий для проведения музыкально - логопедических игр.
3. Подбор необходимого наглядного материала для проведения проектной деятельности.
Формирующий.
1. Организация предметно-развивающей среды (атрибуты для игр).
2. Работа с детьми : дидактические игры, игры на координацию речи с движением, развитие мелкой моторики рук, разучивание стихотворений, попевок, беседы, отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок,
Заключи-тельный
Проведение открытого мероприятия для учителей-логопедов и музыкальных работников ДОУ
Проведение мастер-классов для педагогов ДОУ
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
развитие познавательных способностей,
развитие творческого мышления,
развитие коммуникативных навыков,
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Выводы:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Литература
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
Галянт И. Г. Палочки-стукалочки и веселые пальчики / И. Г. Галянт — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. — 83 с.
4. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. И. Беляковой. — Москва: Национальный книжный центр, 2017. — 208 с.
5. Братухина, А. И. Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии / А. И. Братухина, О. В. Фалалеева, И. А. Ульянова, А. В. Колобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101926/ (дата обращения: 01.10.2023).