Просмотр содержимого документа
«Проект "Ритм-волшебник "»
Проект « Ритм-волшебник»
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь
ритмично дышать и говорить»
Э. Жак-Далькроз
Авторы проекта: Пигунова Н.И., Ивлева Н.И.
Продолжительность проекта: 1 год Долгосрочный (реализуется в течении недели с 01.09.2023 года по 01.06.2023г.)
Вид проекта:
· Информационно – творческий
· Групповой
Участники проекта:
Музыкальный руководитель
Учитель-логопед
Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР III уровня.
Актуальность проекта:
Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность: способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность у детей с ТНР не развита. Темпо-ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Темпо-ритмическая организация речи предполагает ритмизацию речи и её сопровождение движениями .Изучая практику коррекционной работы над развитием темпо-ритмической организации речи педагогов Лопатиной А. В., Новиковой-Иванцовой Т. Н., Большаковой С., Филатовой Ю. О., Бабиной Г. В., Калмыковой И. Р. и др. мы обратили внимание на технологию телесной перкуссии (BodyPercussion), которая была основана Карлом Орфом, в ней тело используется в качестве музыкального инструмента. Её основная идея: слушать и слышать свое тело, играть на нем, пропускать ритм речи непосредственно через себя, ощутить его внутри себя.
Целью проекта является развитие моторных и речевых ритмических процессов в тесной взаимосвязи с логопедическими технологиями, используемыми в системе логопедической помощи детям с разными речевыми расстройствами.
Задачи направляются на поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на логопедических и музыкальных занятиях. Двигательное обучение от осознания ритма (моторного — музыкального — речевого) к автоматизированному выполнению его в движении представляет собой длительный процесс двигательной тренировки по определенной схеме: от формирования базовых моторных ритмических умений к автоматизации ритма неречевых и речевых движений, сначала под музыкальное сопровождение, затем под регулирующий жест учителя-логопеда с одновременной реализацией определенных речевых заданий.
Основные разделы нашего проекта:
1) «Моторный ритм»: формирование навыка ритмического совмещения разнородных движений рук и ног в скорости, направлении, плавности;
2) «Музыкальный ритм»: развитие моторной ритмической памяти на музыкальном материале;
3) «Речевой ритм»: формирование речедвигательной ритмической памяти при совмещении движений с определенным ритмом музыки, развитие речедвигательной ритмической памяти при последовательном усложнении речевых задач;
4) «Логоритмические игры»: упрочение ритмических речедвигательных и двигательных навыков в индивидуальных и коллективных играх .
Первым этапом работы является формирование у детей зрительно-моторной координации воспроизведения звучащих жестов посредством «чтения» изображений на сигнальных карточках. Для ритмизирования речи используем теппинг и послоговой ритм — выделение каждого слога ударом руки, ноги, одного или нескольких пальцев. Каждый удар приходится на гласный звук. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, снимается редукция предударных и заударных гласных звуков, речь звучит плавно и стройно. Применяя на практике технологию телесной перкуссии, используем следующие звучащие жесты: хлопки, шлепки, удары ладонями по плечам, по груди, скольжение ладонью по ладони, щелчки, шлепки одной или двумя руками, удары тыльной стороной ладоней, притопы различной силы и т. п. Выполняя речевые упражнения с отстукиванием ритма, дети развиваются моторно, укрепляются кинезиологические связи, так как при занятиях телесной перкуссией работают оба полушария (происходит одновременное слежение за структурой ритма и за движением тела), снимается стресс. Главный принцип технологии — деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную игру.
Формы работы в технологии телесной перкуссии:
1) ритмические игры (считалки, ладушки, ритмическое эхо, ритмические цепочки,);
2) подготовительные упражнения: — простые ритмические модули: топот, шлепки, хлопки, щелчки; — добавление (усложнение) различных рисунков и вариаций с одновременным использованием разных ритмических модулей; — звуковые модули.
Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью дети могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритм мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки. Отбивание ритма помогает развить слуховое внимание, является шагом к развитию фонематического восприятия.
Методы, которые мы используем в работе над ритмом:
1) «Повторение ритма за взрослым» (автор Травкина Ж. А.):
— выполнение с закрытыми глазами;
— повторение ритмического рисунка сначала правой, потом левой рукой, двумя руками одновременно;
— повторение ритмического рисунка поочередно (хлопки или удары по столу);
— воспроизведение того же ритмического рисунка ногами;
-дети проявляют устойчивый интерес к музыкально - речевым играм;
-умеют грамматически правильно формулировать свои мысли;
-преодолевают речевой негативизм и скованность;
-проявляют речевую и общую инициативу;
-преодолевают внутренний страх перед выступлением.
Первый этап - Организационный.
Формы работы
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Подборка музыкально - логопедических игр и упражнений с описанием проведения.
4. Организация предметно - развивающей среды.
Содержание деятельности
1. Определение актуальности, проблемы, цели.
2. Создание условий для проведения музыкально - логопедических игр.
3. Подбор необходимого наглядного материала для проведения проектной деятельности.
Второй этап - Формирующий.
Содержание деятельности
1. Организация предметно-развивающей среды (атрибуты для игр).
2. Работа с детьми : дидактические игры, игры на координацию речи с движением, развитие мелкой моторики рук, разучивание стихотворений, попевок, беседы, отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, проведение открытого занятия в ДОУ.
Третий этап - Заключительный.
Форма работы
Проведение открытого мероприятия для учителей-логопедов и музыкальных работников ДОУ
Проведение мастер-классов для педагогов ДОУ
Литература: 1. Галянт И. Г. Палочки-стукалочки и веселые пальчики / И. Г. Галянт — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. — 83 с. 2. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. И. Беляковой. — Москва: Национальный книжный центр, 2017. — 208 с. Основные термины (генерируются автоматически): телесная перкуссия, ребенок, ритмический рисунок, темпо-ритмическая организация речи, дошкольный возраст, левая рука, различная сила, речевое развитие детей, речедвигательная ритмическая память, тяжелое нарушение речи.Братухина, А. И. Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии / А. И. Братухина, О. В. Фалалеева, И. А. Ульянова, А. В. Колобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101926/ (дата обращения: 01.10.2023).