Просмотр содержимого документа
«"Речевое развитие детей 1,6 - 4 лет"»
Родительское собрание
в младшей группе
на тему: «Речевое развитие детей 1,6-4 лет».
Автор:
воспитатель
Смирнова Светлана Сергеевна
г.Тутаев, 2019г
Родительское собрание
в младшей группе
Тема: «Речевое развитие детей 1,6-4 лет».
Цель: повышение педагогической компетентности родителей по проблеме речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с особенностями речевого развития детей 1,6-4 лет, представить родителям перечень речевых игр, в которые можно играть по дороге домой..
Ход занятия:
Вступительное слово
Воспитатель: Формирование речи ребенка активно происходит в дошкольном возрасте. Задача родителей и детского сада помочь ребенку в формировании правильной речи, в устранении недостатки речи, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, т.к. речь ребенка в этот период развивается наиболее интенсивно, а главное – наиболее податлива и гибка. Необходимо искать наиболее эффективные и интересные формы работы.
Особенности речевого развития детей 1,6-4 лет.
Воспитатель: Дети в этом возрасте различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.
Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это?, Зачем?, Куда?, Когда? и т.п.
Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество.
Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже – сложноподчинённых. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Волки семеро козлят” - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием. Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадыванием простых загадок.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
проговаривать собственные имя, фамилию;
называть имена близких родственников и друзей;
воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
точно повторять услышанное;
пересказывать мультфильм, сказку;
в процессе речи разговаривать громко и тихо.
«Речевые игры по дороге домой для детей 3-4 лет».
Воспитатель: Речевые игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка.
Игра “Наоборот”
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Взрослый называет слово, а ребёнок должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий).
- Нам с тобой пришёл черёд
- Сыграть в игру “Наоборот”.
- Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).
- Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).
- Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).
- Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!
- Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).
- Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).
Игра «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
«Кто у кого?»
У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне»:
А) Игровые упражнения для развития мелкой моторики:
- «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.
Б) Игры на обогащение словаря:
- «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
- «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему.
- «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…
В) Игры на развитие грамматического строя.
- «Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т. д.
- «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.
Итог собрания:
Воспитатель: Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослых должна быть:
- чёткой, неторопливой;
- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
- грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.