Подборка игр направлена на умение классифицировать предметы по различным признакам, развитие аналитического мышления, речи, тактильной памяти,развитие мелкой моторики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развивающие игры с природным материалом»
«Калейдоскоп»
Развивающие игры с природным материалом
Младший дошкольный возраст
Отпечатки
Цель: Развитие мелкой моторики рук, массаж ладошек.
Материал: шишки.
Ход игры: Ребёнок берёт шишку и делает разными её сторонами и зубчиками разнообразные отпечатки и узоры на песке или на дорожке. Педагог показывает малышу, как можно катать ладошками шишку по поверхности в разные стороны одной и другой рукой.
Собери группы
Цель: Учить детей классифицировать предметы по тем или иным признакам, что является важной частью умственного развития ребенка. Развивается: умение классифицировать, аналитическое мышление, речь, навыки счета, умение решать поставленные задачи.
Материал: разный природный материал: коробочки или тарелочки, куда можно рассортировать различные виды.
Ход игры: В емкости собран различный природный материал, дети его рассматривают, называют. Педагог раздает тарелочки, просит рассортировать предметы по видам.
Шнуровка
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал: шишки, шнурки разного цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком лежат несколько разноцветных шнурков и коробочка с шишками. Педагог просит малыша украсить шишку шнурком, сделать паровозик из шишек, сцепив вагончики между собой шнурком. А в конце игры пусть малыш размотает шнурочки обратно.
Шишки-мышки
Цель: развитие меткости, глазомера, мелкой моторики рук.
Материал: шишки, шнурочки, обруч.
Ход игры: Педагог предлагает кинуть мышек за хвостики в обруч.
Ход игры: предложить ребенку добраться пальчиком до игрушки, пройдя по дорожке пальчиками.
Выложи фигуру
Цель: уточнение знаний о геометрических фигурах.
Материал: ведерки с различным природным материалом (камешками, желудями, каштанами) по числу детей, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Ход игры: Педагог предлагает детям опустить в емкость руки, нащупать геометрические фигуры. Дети рассказывают о том, какие фигуры они нащупали. Педагог предлагает достать фигуры и убедиться в правильности ответов. Затем по предложению педагога дети кладут фигуры перед собой и выкладывают их изображения из всего природного материала, находящегося в ведерке. Все вместе рассматривают получившиеся фигуры, рассказывают, кто какую фигуру выложил.
Сортировка
Цель: развитие логического мышления, развитие сравнительных понятий «большая — средняя — маленькая» и «длинная — короткая».
Материал: шишки разного размера, желуди, каштаны.
Ход игры: Малышу необходимо выбрать из коробки шишки по определённым заданным критериям. Педагог выкладывает на столе на небольшом расстоянии друг от друга три шишки — большую, среднего размера и совсем маленькую. Попросит малыша найти среди шишек в коробке такие же по величине шишки и положить их рядышком с каждой подобной шишкой. Усложнение-найти определённое количество шишек каждого размера (например, 3 большие, 4 средние и 5 маленьких).
2 вариант игрового задания — ребёнок должен выбрать и собрать в одном месте длинные шишки, а в другом — короткие. Усложнение-можно задавать конкретное количество для длинных и коротких шишек.
Средний и старший дошкольный возраст
Угадай на ощупь
Цель: развитие тактильной памяти. Помочь ребенку научиться правильно пользоваться чувством осязания в процессе окружающего мира.
Развивается мелкая моторика рук, образное мышление, осязание.
Материал: мешочки из ткани, шишка, желудь, камешек, каштан и т.д.
Ход игры: Детям раздаются мешочки, на ощупь нужно определить и назвать предмет.
По порядку разложи
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Материал: ведерки разного размера с природным материалом (камешками, каштанами, желудями, шишками, фасолью) на каждого ребенка.
Ход игры: Дети получают задание разложить с закрытыми глазами предметы по порядку — от самого большого до самого маленького или наоборот. Кроме того, дети должны рассказать, какие предметы они разложили в ряд. Остальные играющие проверяют отвечающего. Закончив ответ, игрок может проверить себя самостоятельно. Если ошибок нет, все аплодируют ответившему игроку.
Чего не хватает?
Цель: учить ребенка угадывать, какой из ранее увиденных им предметов отсутствует.
развивается аналитическое мышление, память, речь, словарный запас, социальные навыки.
Материал: шишка, желудь, камешек, каштан и т. д.
Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми шишки, желуди, каштаны, камушки, просит детей запомнить, затем накрывает салфеткой и убирает один из предметов. Дети называют отсутствующий предмет.
Мозаика
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, интерес ребенка к экспериментальной деятельности. Материал: карточка с образцом узора для каждого ребенка, контейнер с разноцветными камешками для каждого ребенка.
Ход игры: Педагог предлагает детям выложить мозаику из камешков. Каждый ребенок выбирает карточку с образцом узора, получает контейнер с камешками и выкладывает подобный узор на песке.
Повтори орнамент
Цель: Способствовать развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти.
Ход игры: воспитатель дает ребенку половину природного игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен выложить из природного материала точно такую же композицию по образцу, усложнение- по памяти.
Сложи или повтори узор
Материал: жёлуди, каштаны, камешки, семечки и т.п.
Цель: развитие пространственных ориентировок, мелкой моторики.
Ход игры: ребенок сам придумывает узор, контур предмета и т.п., либо повторяет предложенный педагогом узор. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условие расположения камешков или др. материалов. Педагог предлагает выкладывать узоры на дорожке, площадке.
Материал: природный материал, трафареты с контурными
изображениями предметов.
Ход игры: Педагог раздает детям трафареты, предлагает заполнить их мелким природным материалом (семечками, фасолью, горохом), угадать, получившийся предмет.
Дорисуй
Цель: развитие воображения и фантазии.
Материал: шаблоны, природный материал.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть шаблоны, подумать на какой предмет он похож, а ребенок должен дорисовать элементы с помощью природного материала, чтобы получилась картинка.
Выложи фигуры, линии и узоры
Цель: развитие пространственной ориентации.
Материал: шишка, желудь, камешек, каштан и т.д.
Ход игры: Педагог рисует на листе бумаги любую простую фигуру (или предмет) и просит малыша выложить подобную фигуру из шишек; В качестве объектов, могут выступать геометрические фигуры, любые несложные в исполнении и известные ребёнку предметы (например, человечек, солнышко, домик, гусеница, снежинка и т.д.), различные линии (горизонтальные, вертикальные, диагональ).
Педагог называет ребёнку любой простой предмет или фигуру, а малыш без картинки должен её выложить;
Усложнение-педагог просит выложить из шишек несколько рядов с определённым количеством шишек в каждом ряду (например, 3 вертикальных ряда — первый ряд из 3-х шишек, второй — из 4-х, третий — из 5-ти). По аналогии можно давать задания с горизонтальными и диагональными рядами;
Мозаика
Цель: развивать моторику пальцев рук, ловкость, подвижность пальцев, воображение, усидчивость, детское творчество, способствовать развитию самостоятельности в работе. Ход игры: Работу с мозаикой лучше провести поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с полем мозаики, учатся выкладывать камешки по рисункам - образцам: грибок, домик, кораблик. На втором этапе проводится выкладывание по замыслу детей, применяется самостоятельное придумывание собственных вариантов и создание их на мозаичном поле.
Игровое задание: Выложи узоры на песке (например, домик, солнышко, цветочек и т.д.)
Лабиринты
Цель: развитие логического и пространственного мышление, внимания, таких качеств как целеустремленность, вариативность, концентрация внимания, усидчивость.
Материал: шишка, желудь, камешек, каштан и т.д.
Ход игры: Педагог предлагает пройди лабиринт на картинке, выложив дорожку из природного материала.
Литература:
1.П.Уорнер. «Играй и учись!». Минск. «Поппури». 2008г.,
2. «Развивающие игры для детей». Изд. «Учитель». 2010г.