Значение развивающей среды, в условиях ДУ.
Развивающая среда, не что иное, как познавательное развитие дошкольников. А познавательное развитие предполагает: становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной деятельности на этапе подготовки ребёнка к школе;
формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;
формирование специфических способностей познавательной деятельности;
навыков экспериментирования, привычных навыков работы с информацией;
развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления;
развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой и неживой природе, людях, о пространстве и времени; развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Кроме всего этого необходимо проводить работу с родителями. Различные консультации, как развить в ребёнке интерес к познавательной деятельности. Привлекать родителей к совместной работе над развитием у детей познавательности.
А также, проводить с родителями консультации по ОБЖ и другим «нельзя и надо».
1,5-2,5 года.
Природа. Учить различать, что можно трогать руками, а что нет.
Быт. Не допускать попадания в поле деятельности и досягаемости ребёнка опасных предметов. Учить различать, что можно брать в рот и есть, а что нет.
Другие люди. Сформировать представление о том кто такой «свой».
2,5-4 года .
Природа. Обучать правилам поведения при встрече с незнакомыми животными.
Быт. Учить различать, что можно трогать руками, а что нельзя. Знакомство со свойствами некоторых материалов и предметов: бьётся, режет, колит.
Другие люди. Добиться понимания правила: нельзя бить и обижать других людей, детей.
4-7 лет.
Природа. Учить различать съедобные и несъедобные растения и грибы. Знакомить с правилами обращения с водой, огнём, электричеством.
Быт. Знакомить с опасными приборами и механизмами. Показывать их движущиеся детали. Знакомить с правилами дорожного движения. Учить обращаться с колющими и режущими, тяжёлыми предметами. Знакомить с правилами хранения и использования лекарств.
Другие люди. Обучать бесконфликтным способам соглашения интересов: договор, очередь. Отучать ребёнка брать что-либо у незнакомого человека. Разъяснять правила безопасного поведения с незнакомым человеком, который пригласил к себе домой. Добиться понимания того, что незнакомым людям нельзя давать свой адрес, телефон. Обучать первой помощи себе и другим.
Живые объекты, природа:
различение живого и неживого;
бережное и уважительное отношение к живому;
готовность заботиться о ком-то или о чём-то;
представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как ими пользоваться;
технические средства, средства передвижения: знакомить с их устройством, правилами эксплуатации их использования;
игрушки- ребёнок их использует по своему усмотрению;
материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п)-ребёнок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
эстетические объекты -рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
Любознательные дети растут у любознательных взрослых. Не надо поддаваться иллюзии, что вы всё обо всём знаете. Открывать мир надо вместе с детьми.
Говорить с детьми -сначала назвать окружающие предметы, а позже- действия , затем признаки и свойства предметов, объясняя окружающий мир и формирующиеся закономерности, рассуждайте в слух и обосновывайте свои суждения.
Эффективными приёмами развития познавательной активности являются:
Использование игровых ситуаций требующих оказания помощи любому персонажу.
Использование дидактических игр, в которых решение задачи связано с поиском видовых и родовых признаков сходства предметов, дифференциацией родовых понятий.
Моделирование предметно-схематических моделей для формирования у детей понятия о потребностях растений и животных, обучения грамоте, формирования понятия о структуре трудового процесса.
Для познавательного развития ребёнка решающее значение имеет богатство окружающей среды:
Игрушки из различных материалов : дерева , камня, глины ,металла ,разных по фактуре тканей и т.п., причём предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам.
Различные движущиеся игрушки.
Различные куклы , комплекты одежды, посуды, мебели.
Игрушечные редкие животные (окрас должен соответствовать природной).
Костюмы для ряженья.
Познавательные книги и альбомы, журналы о природе.
Журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребёнка ( автомашины, мода, интерьеры).
Книжки с рассказами в картинках.
Книги с волшебными сказками .
Коллекции шишек, ракушек, камешков , пуговиц, тематические наборы открыток, марок, значков.
Цифры и буквы для магнитной доски, азбука в кубиках.
Наборы сюжетно – ролевых игр.
Дидактические игры , настольные игры.
Игровые и учебные телевизионные программы.
Различные орудия труда.
Оборудованное место для продуктивной деятельности: стол и стул, правильное освещение, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Для более старших детей (5-7 лет) в развивающую среду можно добавить:
Глобус, физическую карту мира, политическую карту республики.
Измерительные приборы и инструменты, весы разного вида, термометры, мерки.
Познавательные детские энциклопедии с картинками ( звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошие фотографии.
Азбуки или книги для первого чтения.
Авторские сказки, былины, мифы, легенды.
Познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды, и соответствующие приборы для их просмотра.
Часы, календари и т. д.
Обязательно в предметно – развивающей среде для познавательной активности ребёнка должны присутствовать настольно – печатные игры познавательного содержания, развивающие мышление, память, речь, восприятие, должна быть оборудована зона для самостоятельной ИЗОдеятельности, зоны по всем сферам деятельности ребёнка в детском саду.