kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Домашняя мастерская: игры и упражнения с природным материалом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и занятия с природным материалом: камешками, веточками, листочками, пёрышками – не просто забава и приятное развлечение. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из её даров. В статье даны практические советы и рекомендации по организации и проведению коррекционно-развивающих игр и упражнений с природными объектами в домашних условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Домашняя мастерская: игры и упражнения с природным материалом"»












Мастер-класс для родителей

«Игры и занятия с природным материалом.

Домашняя мастерская»













Подготовила:

учитель-дефектолог МБОУ ЦО № 29

Редькина Е.В.






тула, 2018 г.


Задачи:

  • Познакомить родителей с ролью художественных игр, упражнений и занятий с природным материалом в развитии познавательных процессов и креативных способностей дошкольников с ОВЗ.

  • Дать практические советы и рекомендации по организации и проведению коррекционно-развивающих игр и упражнений с природными объектами.

  • Познакомить с содержанием некоторых игр и занятий с природным материалом; сообщить примерную тематику творческого художественного конструирования.


Содержание:

Игры и занятия с природным материалом: камешками, веточками, листочками, пёрышками – не просто забава и приятное развлечение. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из её даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своём роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или пёрышка. Самодельные игрушки не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, «отзывчивым» материалом. Это и развитие нестандартного мышления и воображения. Общение с природным материалом обогащает ребёнка, наполняет его реальными чувствами и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек. Деликатно и ненавязчиво взрослый учит ребёнка всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих маленьких зрителей художественный вкус. Общение с природой исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!». Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Если понадобится берёзовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Постепенно, шаг за шагом, ребёнок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на Земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Кроме того, работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику). Настоящие инструменты: ножницы, игла, шило, напильник, плоскогубцы, выжигатель – становятся незаменимыми помощниками.

Самое важное в работе с природным материалом – умение увидеть в форме какой-нибудь образ. Вот шишка, похожая на лесовичка, (ёлку, ёжика, дикобраза, ракету). А эта ветка напоминает рога оленя (медузу, коралл, трезубец Нептуна). Вот два листочка: один из них по форме и цвету похож на золотую рыбку, другой напоминает щуку. Природный материал хорош ещё и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон – прямо, сверху снизу, сбоку. С этой стороны плод каштана похож на спящего котёнка, с другой – на вазу, а если посмотреть снизу – на летающую тарелку. Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура: колючий материал или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциаций и развитие ассоциативного мышления – прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование сами по себе очень увлекательны и полезны. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу – развить задуманную тему и воплотить её в конкретной поделке. Если замысел интересен, оригинален и возникает легко, значит, ребёнок способен видеть подготовленный для поделки природный материал и таким, каков он в своей природной форме, и таким, каким может стать в результате творчества. Если он замечает и чувствует, каким образом можно изменить природную форму (например, убрать лишнее – отломить , оторвать, отрезать, открутить, отщипнуть – или, наоборот, добавить недостающее – прилепить, прикрутить, приклеить), то легко сможет выбрать технику обработки материала и создать поделку самым подходящим способом. Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд на вещи, взгляд, который помогает ему решать разные творческие задачи:

  • всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура, запах, даже вес);

  • видеть интересный образ – на что похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке;

  • создавать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостает для воплощения замысла;

  • рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать недостатки (чужие – критично, но тактично), по возможности исправлять их;

  • рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку с натуры.


Художественные игры с камешками (раковинами, палочками) на песке

Ассоциации. Разложите вместе с детьми все богатства, собранные на прогулке или привезённые с дачи, и начинайте фантазировать. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, что он напоминает: облако, крону дерева, мороженое, башмак, конфету, кошку или что-то другое. Затем покажите один камешек в разных ракурсах и «удивитесь» тому, как изменяется образ: вот так камешек похож на голову собаки, так – на телефон, а если перевернуть – вылитая лягушка. Если говорить научным языком, в таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Камешек на какое-то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем, что в нём удалось увидеть: облаком или котёнком.

Образы. Через некоторое время попробуйте перейти к играм другого плана. Предоставьте детям возможность соединять камешки и раковины таким образом, чтобы получались узнаваемые изображения бабочки, гусеницы, жука, игрушки, человечка и пр. При этом дети исподволь освоят один из основных способов конструирования – составление целого из частей.

Узоры. Во время свободных игр на прогулке не упускайте возможности поупражнять детей в составлении узоров (орнаментов) из камешков, палочек, шишек... Сложность орнамента зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Для более старших детей несомненный интерес вызовет поиск комбинаций (или принципов), по которым строится узор: чередование элементов по форме (камешек – раковина), по величине (большой – маленький), декору (одноцветный - с пятнышками). Постепенно усложняйте алгоритм. Пусть дети попробуют чередовать более двух элементов в разных сочетаниях: два камешка – одна раковина или один маленький камешек – два больших. Если детям понравятся такие узорные игры, покажите, что орнамент бывает не только линейным. Дети попробуют выкладывать узоры на круге, квадрате, овале... Для начала нарисуйте эти исходные формы на песке или же предложите в качестве основы для орнамента бумажные салфетки, пластиковые тарелки. Дайте детям возможность поэкспериментировать, а если понадобится, подскажите, что в круге основной мотив идёт по окружности, а в квадрате прежде всего выделяются уголки и центр.

Сотрудничество. Игры с природным материалом хороши ещё и тем, что помогают детям осознать столь важное понятие, как сотрудничество. Организовать такие игры чрезвычайно просто. Вот, к примеру, педагог рисует на песке круг и просит одного из детей продолжить работу. Ребёнок может нарисовать палочкой или выложить из камешков глаза, нос и улыбку. Когда палочка перейдет к третьему ребёнку, он дорисует лучики или же туловище и т.д. Совместные художественные игры развивают не только воображение, но и способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.

Портреты. Скорее всего, у детей появится желание рисовать портреты на песке или выкладывать их из камешков, шишек, палочек. Такие изображения хороши своей эскизностью: они быстро, без всякого труда возникают и гак же быстро исчезают, не оставляя огорчений по поводу расплывшегося «акварельного» глаза или кривого носа. На песке можно легко «набить руку», чтобы к осени стать заядлыми портретистами и не бояться рисовать на бумаге кисточкой и красками.

Примерные темы и образы

Цветы. Цветущих растений в природе великое множество, и все они хороши по-своему. Предположим, задумывается цветок – настоящий или волшебный – и подбирается подходящий материал для лепестков: крылатки клёна или ясеня, пёрышки, цветные листочки, ракушки, тыквенные семечки, рыбья чешуя или кожура лимона. Лепестки соединяются в пышный венчик. Для этого их втыкают в кусочек пластилина. Серединкой цветка могут быть шишка, орех, кусочек коры дерева, срез кукурузного початка и др. Стебелек - веточка, палочка, соломинка, трубочка, камышинка. Лепестки из пёрышек и ракушек можно раскрасить. А можно сделать цветок иначе: срезать кожуру апельсина или лимона в виде спирали и закрутить из неё розу или купальницу. Из таких цветов предложите составить букет для настоящей вазы или сделать объёмную картину-аппликацию.

Жучки-паучки. Важно подобрать спинку (туловище). Подойдут скорлупка грецкого ореха, камешек, каштан, ракушка, желудь, кусочек коры. Для головки подойдет ягодка или желудевая шляпка; для ножек и усиков – веточки или палочки. Если дети захотят раскрасить жуков, возьмите красную гуашь – ею покрывается спинка божьей коровки, поверх которой рисуются черные точки; жук бронзовик окрашивается ярко-зелёной краской, паучку приделываются восемь ножек (у жуков их по шесть), и сплетается паутина из травинок или ниточек.

Гусеницы. Можно вообще ничего не делать, просто взять веточку, палочку, корешок, орешек и увидеть в этой форме гусеницу. А можно смастерить её из частей. Очень интересно нанизать на ниточку (проволочку) несколько ягод рябины или шиповника.

Ёжики. Главное в ёжике - это колючки. Какой природный материал поможет показать это? Проще всего взять шишку с торчащими чешуйками. Чуть посложнее: воткнуть иголки из хвои, веточек, палочек, зубочисток в какую-нибудь форму – мягкий каштан или небольшое яблоко. Но еще интереснее поискать не столь традиционный фактурный материал: зелёную кожуру каштана с шипами, часть лущеного початка кукурузы, чертополох.

Птички. Все зависит от того, какая птичка задумана. Такой материал и подбирают. Или же совсем наоборот: дети рассматривают природный материал и «слушают», что же он им подскажет. Из шишки, желудя, ореха, каштана, картофелины делается туловище. Из пёрышек, крылаток клена (ясеня), ракушек, красивых листочков или травинок прикладываются крылышки. Из ягодок или желудя мастерят голову. Голову прикрепляют прямо на туловище или делают шею. В зависимости от того, что делает птичка: сидит на веточке, чирикает, клюет зернышки или летает, – составляется композиция. Колибри пьёт нектар из цветка, цыплёнок тащит червячка из земли, попугай нахохлился и раскричался... Можно даже попытаться смастерить жар-птицу.

Мишка - большой и толстый. Подходящий материал для туловища: шишка, картофелина, апельсин, камень. В зависимости от того, что он делает: лежит, сидит или бродит по лесу, располагается его туловище, (чтобы передать задуманную позу), которое дополняется выразительными деталями. Из маленькой шишки, каштана или желудя можно сделать голову, из шишек, желудей или орехов – лапы , из чешуек или листочков, ракушек – ушки. Укрепляется мишка на подставке. Композиция дополняется корзинкой для малины, ульями или коробом с пирожками.

Олень. Самое трудное – разместить оленя так, чтобы он стоял на четырёх ногах и не падал. К легкому туловищу из шишки, рогоза или удлиненного каштана прилаживаются четыре ноги одинаковой длины – из веточек, палочек или трубочек. А самое интересное у нашего оленя – ветвистые рога мастерятся из красивых веточек.

Деревья. Какой же лес без деревьев? Кроны лиственных деревьев делают из пучков листьев и травинок, цветных пёрышек; стволы – из веточек, палочек, камышинок, трубочек.

Хвойные деревья чудесно выйдут из шишек. Ну а волшебные деревья не сложно сделать из чего угодно, даже из настоящих кактусов, нанизав на колючки ягодки рябины. Поделки готова. Теперь в большой коробке можно сделать сказочный лес с деревьями, птичками, зверушками, грибочками.


Используемая литература:

1. Лыкова, И. Летняя мастерская. Время развивать воображение / И.Лыкова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №7. – С.69 – 73.

2. Панфилова, Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами: Методика и практика. – (Программа «Я человек») / Т.Ф. Панфилова. – М.: Школьная пресса, 2004. – 45с.

3. Рогаткина, Т. Изостудия под открытым небом / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №10 – С.32 – 34.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Домашняя мастерская: игры и упражнения с природным материалом"

Автор: Редькина Елена Вячеславовна

Дата: 30.10.2018

Номер свидетельства: 482781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства