Этапы деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат | вывод |
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность, сообщить цель предстоящей деятельности | Беседа Игровая ситуация Художественное слово | -Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках покатила. - Ребята о чем эта загадка? (о зиме) - Кто из вас любит зиму? - Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков) - Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов. - Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. -Посмотрим, насколько высокая горка получится? | Дети отвечают на вопросы. Эмоционально положительно настроены Ведут диалог с воспитателем. | Дети демонстрируют заинтересованность, проявляют интерес Охотно вступают в контакт с воспитателем и сверстниками. | Этап построен для детей-аудиалов. Необходимо добавить картинок и можно будет использовать для детей-визуалов. |
2.Предварительная работа. Задача: отрабатывать подвижность губ, языка, челюсти, правильную артикуляцию при произнесении новых слов | Объяснение Показ Упражнение | -Но прежде чем взяться за дело, надо нам с вами согреться, а раз мы будем строить нашу горку из слов, будем разминать наш рот. - Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить. 1.Подуй на снежок – дуем на бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами). 2.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно. 3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе. 4. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. 9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их. | Дети выполнят упражнения на развитие артикуляционной моторики Дети повторяют за воспитателем артикуляционную гимнастику, учатся правильно выполнять языковые упражнения. | Умеют управлять органами артикуляции, выполняют упражнения по образцу Выполняют двигательные упражнения с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. | Этот этап подходит как для детей-аудиалов, так и для детей-визуалов. |
3.Основной этап 3.1 Дидактическая игра «Снежная гора». Задача: Расширять словарный запас, путем введения и активизации новых слов. | Беседа Пример Демонстрация Объяснение Прием: Договаривание конца фразы | -Вот мы с вами и размяли наш язычок, теперь я уверена, что мы построим самую большую горку из снега. Хотите попробовать? - Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем: - ЗИМА какая? (Снежная, Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная) - СНЕГ какой? (Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый) - НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое) - Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась. - А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатиться с горы. Я с горы спущусь во весь дух. А ты…? (Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.) | Дети вовлечены в игровую деятельность, проявляют речевую активность. | Эмоционально откликаются на возникшую ситуацию. Взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, через игровые ситуации. Дети активно высказывают своё мнение на заданную тему. Умеют отвечать на вопросы воспитателя с опорой на жизненный опыт. | Этот этап подходит для детей-аудиалов, чтобы дети-визуалы могли воспринимать информацию нужно добавить иллюстраций. |
3.2. Установка на рассматривание картины. Беседа по картине Задача: Формировать умение рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя. Актуализировать и расширять словарь, путем введения новых слов. | Беседа Пример Демонстрация Объяснение Прием: Договаривание конца фразы | - Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались. - Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие: Мчусь, как ветер, на санях Вдоль лесной опушки. Рукавицы на руках, Шапка на макушке. (Саша Черный) - Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картины: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы») - Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться. - Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь. - Морозный день, радостное настроение, зимние забавы, дети упали с санок. - Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались. Мне кажется, пришло время немного отдохнуть и поиграть в зимнюю игру «Снежки». | Рассматривают картины Дети вовлекаются в разговор, отвечают на вопросы, договаривают фразы | Воспринимают слова воспитателя Умеют воспринимать информацию в ходе взаимодействия | Этот этап подходит как для детей-аудиалов, так и для детей-визуалов |
3.2 Физминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение | Упражнение Показ | Пальчиковая гимнастика "Снежок" Раз, два, три, четыре, (Загибать пальцы, начиная с большого.) Мы с тобой снежок слепили («Лепить, меняя положение ладоней.) Круглый, крепкий, очень гладкий (Показать круг, сжать ладони вместе.) И совсем-совсем не сладкий. (Грозить пальчиком.) Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывать и ловить «снежок».) Три – уроним (Ронять воображаемый снежок.) И… сломаем. (Хлопнуть в ладоши.) | Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками при проведении физминутки. Внимательно слушают, выполняют движения. | Используют речь взрослого как источник информации при выполнении действий. Дети отдохнули и готовы к следующему заданию. | Этот этап подходит как для детей-аудиалов, так и для детей-визуалов |
3.3 Составление рассказа по картине Задача: закрепить умения детей описывать картину по образцу воспитателя, отрабатывать навыки построения простых предложений по опорным вопросам. | Рассказ Демонстрация Ситуация успеха Поощрение Прием: Дополнение рассказа одного ребёнка другим. | - Дети, зима - чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Зимние забавы». -Какое время года изображено на картине? -обратите внимание на природу, какой день, погода? -Кого мы видим на картине? -Как еще можно назвать их? -Как одеты дети? -Куда пришли дети? -Что изображено на переднем плане картины? -Что делают дети? -Какое у детей настроение? -Как вы думаете, а почему они смеются? -А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки? -Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются? -Если подойти ближе, что можно услышать? -Что изображено на заднем плане, вдалеке? -Что делают дети? -Как бы вы назвали картину? - Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине. - Для того, чтобы рассказ получился интересным, не забудьте: - в начале, рассказать о том, какой был день… - в середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило… - в конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили… - Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ? (Заслушиваются 2-3 рассказа.) | Рассматривают картину. Проявляют положительные эмоции. Дети совместно с педагогом и сверстниками решают поставленную задачу. Вовлечены в совместную деятельность, проявляют речевую активность. | Строят простые предложения по опорным вопросам. Дети демонстрируют навыки построения связного высказывания с опорой на наглядность. Дети умеют рассказывать по картине с опорой на наглядность и вопросы воспитателя | Этот этап подходит как для детей-аудиалов, так и для детей-визуалов |
4.Подведение итогов деятельности Задача: организовать инициативность в обсуждении, построении высказываний по результатам деятельности | Беседа Создание ситуации успеха Поощрение | -Ребята, вам понравилась картина, которую мы с вами сего рассматривали? -Как называлась картина? - Я предлагаю еще раз вспомнить зимние забавы, изображенные на нашей картине. | Рассматривают знакомую картину, отвечают на вопросы. | Выражают свои мысли и чувства от разных видов деятельности. Участвуют в диалоге Эмоционально реагируют в ситуации обсуждения. | Подходит только для детей-аудиалов. Необходимо дополнять жестами, чтобы дети-визуалы смогли воспринимать информацию |
5.Открытость Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. | Беседа Создание ситуации успеха Поощрение | -Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы. - Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам. | Слушают | Дети откликаются на просьбу воспитателя. Обсуждают, про что будут рассказывать | Подходит только для детей-аудиалов. Необходимо дополнять жестами, чтобы дети-визуалы смогли воспринимать информацию |