"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования"
"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования"
Познакомить педагогов с приемами современного нетрадиционного рисования, на примере выполнения работы в технике монотипия на пене для бритья.
Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования"»
Мастер- класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования"
Цель: расширение знаний участников мастер-класса через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить педагогов с приемами современного нетрадиционного рисования, на примере выполнения работы в технике монотипия на пене для бритья.
Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.
Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Ход мастер- класса
Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече. И я хотела бы начать с высказывания Василия Александровича Сухомлинского
«… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой» (В.А. Сухомлинский)
Да, действительно это так. Наблюдая за детьми на своих занятиях, я видела, насколько они погружаются в процесс рисования, фантазируют, получая от этого удовлетворение и восторг, восхищаясь тем, что у них получалось.
Наверно вы замечали, что детям нравится рисовать не просто карандашами или фломастерами, а различного рода красками. Особенный восторг вызывают нетрадиционные техники рисования.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, удивление и восторг. Поэтому именно работа по направлению нетрадиционное рисование мне по душе, которой я занимаюсь уже 2 года. За это время мы с детьми попробовали множество различных техник нетрадиционного рисования .
Художник хочет рисовать,
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может…
Он чертит палкой по земле,
Зимою пальцем на стекле,
и пишет углем на заборе,
и на обоях в коридоре.
Художник, потому художник,
Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает,
Тот землю красоты лишает!
Рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Что же такое нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами:
Какие материалы можно использовать в работе с нетрадиционными техниками?
поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д.
Чему способствуют нетрадиционные техники рисования?
Рисование нетрадиционной техникой:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Какие нетр. техники можно использовать в старшем дош. возрасте.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники: я вас познакомлю с некоторыми техниками.
Работать будем по группам, каждая в своей технике. Сначала я вас познакомлю со всеми, а дальше мы будем работать самостоятельно.
Восковые мелки + акварель.
Первая техника, с которой я вас познакомлю это: Восковые мелки + акварель. Эта техника для первой группы
Данный метод рисования будет полезен воспитателям для развития творческих способностей у детей, а так же родителям, желающим разнообразить досуг ребёнка.
Материалы
цветные восковые мелки;
лист бумаги плотный;
баночка с водой;
акварельные краски
Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции. Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелок оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет.
Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и восковых мелков даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные мелками, окрасятся краской. Такая техника работы называется смешанной.
Первым этапом работы является выполнение эскиза, в котором нужно разместить рисунок на листе. Для детей можно использовать трафарет, который дети обводят с помощью карандаша или нанести рисунок заранее.
Можно выполнять контуры только белым мелком. Для этих целей может подойти и парафиновая хозяйственная свеча. Но чтобы контур выглядел аккуратным, карандашный рисунок должен быть едва видимым. Если нажим на карандаш при выполнении контура был очень сильным, то его нужно ослабить ластиком или клячкой. Кроме белого мелка для контура могут использоваться цветные мелки. В этом случае если контур был синий, то для фона лучше брать более фиолетовую или голубую краску. Контур может быть также и чёрным.
После этого водой смачивается силуэт картинки. Затем в соответствии с эскизом акварелью прорисовываются отдельные детали рисунка.
После того, как детали выполнены, смачивается оставшееся пространство листа и заливается красками. Воды берётся на кисть достаточно много, чтобы получались интересные вливания одного цвета в другой и цветовые растяжки. Чем плавнее будет переход цветов и тонов, тем эффектнее будет выглядеть работа.
Следующая техника: Пластилинография
Относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Материалы для создания пластилиновой картины:
- картон с контурным рисунком, покрытый скотчем
- набор пластилина
- салфетка для рук
- стеки, зубочистки
- бросовый и природный материалы
- доска для лепки
Техника «Эбру»
Хочу с вами попробовать рисовать в технике «Эбру» с применением нетрадиционных средств рисования. С детьми мы еще с ней не работали.
И так, что же такое «Эбру»?
Эбру – древнейшее искусство водяной живописи. Это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань. Прелесть этой техники состоит в том, что даже самый неискушенный в рисовании человек может создавать настоящие шедевры на водяной глади.
История эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом.
Развитие и распространение стиля напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейцы использовали эту технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства), поскольку подделать такой документ не представлялось возможным.
Сразу стоит отметить, что для рисования используют специальные приспособления и инструменты, и обычная вода не подойдёт.
Раствор для эбру должен быть густой, что бы краски не смешивались, а оставались на поверхности. Краски должны быть жидкими (практически разноцветная вода). Это объяснятся тем, что для создания рисунков необходима значительная разница в плотности основы и красок. Все компоненты должны быть обязательно натуральными. Кисти, используемые в эбру должны хорошо вбирать воду. Также используют шило, при помощи которого можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов; и гребешок, которым создают необычные «чешуйчатые» узоры.
Эбру- это интересное и увлекательное занятие, где результат всегда не повторим. И как я уже говорила, это рисование специальными красками на специальной воде. В обычной жизни это довольно сложно воплотить, т.к. это дорогое удовольствие и не каждому педагогу и родителю по карману. Но как оказалось, это можно легко применить на практике не используя именно те материалы, которые должны быть. Всегда есть альтернатива. И мы используем обычную пену для бритья.
Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Рисование на пене для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!
Краску на пене можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии- рисование с помощью уникальных отпечатков.
Для рисования нам понадобится:
Пена для бритья
Клеенка (или широкая емкость)
Скребок (линейка)
Листы для рисования
Акварель
Емкость для воды
Кисточка
Палочка для смешивания красок и пены для бритья
Салфетки
И так приступим к созданию шедевра.
Этапы рисования: Нанести пену на клеенку (1-1,5 см).
Разровнять поверхность при помощи линейки.
Нанести рисунок акварелью.
- Рисунок можно наносить хаотично, ставя при помощи кисти с жидкой краской кляксы, струйки, капли и палочкой, для смешивания красок и пены, водим в хаотичном порядке, получая незатейливый рисунок.
- Рисунок можно наносить с помощью кисти, который аккуратно делается на поверхности пены, не повреждая её. Работать нужно при этом всем ворсом кисти без сильного нажима.
Сверху покрыть плотным листом бумаги, разгладить.
Аккуратно снять верхний лист бумаги.
Убрать при помощи линейки лишнюю пену с изображения.
Таким образом, можно сделать оригинальную открытку или целый набор цветной бумаги, который в последствии идеально подойдет для изготовления различных поделок, фона для создания рисунка или небольшой картины.
Практическая работа
Я познакомила вас лишь с 3 техниками нетрад.рисования. На самом деле их очень много и еще много откроется в процессе творчества. А сейчас я приглашаю вас поучаствовать в создании собственных картин. Каждая группа работает своими материалами. Приступаем.
Молодцы! Сегодня вы на собственном опыте увидели, что творить, фантазировать, созидать – это увлекательное, веселое занятие, способствующее развитию творческого потенциала человека, особенно в дошкольном возрасте.