Просмотр содержимого документа
«Развитие речи дошкольников»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и недостатки других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Поэтому в своей работе я выдвигаю в качестве главной цели, прежде всего, развитие речи детей. Наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Этому способствует театр, не зря именно театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Во время игры ребенок чувствует себя более естественно. Поэтому игру можно использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Они очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Цель данной работы:
- способствовать формированию интереса детей к театрально-игровой деятельности,
- обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Задачи:
– вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
– целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
– формировать потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
– развивать способности понимать произведения фольклора и произведения детской художественной литературы;
– поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям
– побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разных театров для ознакомления с ними;
– формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.
В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:
Пальчиковый. Пальчиковый театр (игру) можно использовать в организованной деятельности, например, для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с понятиями «справа – слава», «рядом», «друг за другом», по развитию речи для знакомства с героями и сюжетом сказки, также при разучивании чистоговорок, скороговорок и т.п. При помощи пальчикового театра мы делаем пальчиковую гимнастику. Полученные знания дети используют и в самостоятельной деятельности.
Театр картинок (фланелеграф) – такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися, действующими, они получать еще большее удовольствие. Их также использую при знакомстве с литературными произведениями, фольклором. При разучивании стихов дети быстрее запоминают, если все действие по тексту показывать на фланелеграфе. Например,
Таныш булайыҡ,
Мин – төлкө.
Йәшәйем урманда,
Ас йөрөмәйем мин.
Хәйләкәр булғанға
Ҡуянды ла яратам,
Айыу менән бүренән
Үҙем алыҫҡа ҡасам.
Перчаточный, варежковый театр.Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. Те же пальчиоквые игрушки, только увеличенные. Поэтому их также можно использовать в различных видах деятельности, в любой организованной деятельности.
Куклы би-ба-бо небольшие по размеру, но очень подвижны и выразительные. Работая с ними, мы предлагаем ребятам происценировать сказки. Для этого мы берем небольшие сказки. Сначала предлагаем прослушать сказку, ответить на вопросы по содержанию, пересказать ее всю, потом по ролям. И в конце с помощью кукол показываем ее.
С помощью кукол би-ба-бо предлагаем поиграть в игру «Придумай диалог»: два ребенка выбирают для себя кукол, придумывают для них диалог; «Моя сказка»: ребенок берет куклу и от лица героя рассказывает сказку. В процессе игр дети получают большой положительный эмоциональный заряд.
Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок («Заюшкина избушка», «Кот в сапогах», «Теремок», «Кот, лиса, дрозд» и др.). Также театр топотушек можно отнести к настольному театру.
В работе использую теневой театр.
Театр актерской игры требует от детей четкую дикцию, выразительность речи, использование мимики, жестов, пантомимы. Ребенок сам становится героем сказки. Для этого используются маски, шапочки, костюмы, платковый театр. Все это представлено у нас в театральном уголке.
При организации подвижных игр во время прогулок также используются маски. Например, при проведении игры “Лиса и утки”, “Бездомный заяц” и т.д.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Театральные игры, игровые упражнения широко применяю при заучивании и чтении стихов. Упражнения направлены на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.
Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это очень необходимо в жизни каждому.
Речевые упражнения и игры стараюсь включать в занятие и вне занятий в режимных моментах. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче раскрепощается, общается с партнерами. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников важно научить их пользоваться интонациями.
Можно предложить много театрализованных игр.
Игра “По тексту” (Игра-пантомима) – выполнение действий по заданию (воспитатель читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой, действиями).
Игра “Мы не скажем, но покажем”, “Превращение” - показывают действия людей определенной профессии, передают движениями образы животных, птиц и т.д.
Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой.
В игре “Передай мяч” - быстро произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.
«Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Дети старшего дошкольного возраста запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности. У некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче образа. Дети старшего возраста начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Обычно просмотр спектакля вызывает у наших детей желание самим устроить кукольный театр и самим показывать. Посещаем театры города и выездные театры в детском саду. После просмотра представлений обсуждаем поведения героев, передаем их мимикой, жестами.
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений. Принимаем участие в конкурсах, праздниках, развлечениях.
Например, участие в городском конкурсе театров в ДОУ, проведение фольклорного праздника «Науруз», участие в конкурсе сказителей эпоса «Урал батыр», участие в конкурсе сказочников «Йомро – йомро йомғағым».