kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете  с показом видео материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»

Выступление на педсовете:

«Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»

Из опыта работы по исследовательской деятельности

        Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети очень любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы, совершают свои открытия.

Организуя исследования, я поставила цель - помочь ребёнку познать свойства разных предметов окружающего мира доступными его пониманию способами, средствами.

Основные направления работы:

  • Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.

  • Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов.

  • Установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы.

Содержанием исследований является всё то, что окружает ребёнка то, что он видит ежедневно. Это живая и неживая природа, растения, рукотворный мир, мир человеческих отношений.

Опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. Они способствуют развитию двух типов активности:

  • активности, стимулируемой взрослыми,

  • собственной активности, определяемой самим ребёнком.

Как же происходит поиск путей решения какой – либо проблемы?

Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, все выступления выслушиваются и дети делают выводы. Для развития и поддержания интереса к наблюдаемым объектам необходимо побуждать детей к поиску. Это проблемные вопросы и ситуации, задания исследовательского характера различной продолжительности (от минуты до нескольких недель), опытно – экспериментальная деятельность, наблюдения.

Ценности исследовательской деятельности:

  • Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную ориентировочную, исследовательскую функцию. Исследовательская деятельность способствует расширению представлений об окружающем мире, развивает мыслительные процессы. Формируются навыки исследовательской деятельности:

  • Наблюдательность

  • Расширяет кругозор детей

  • Углубляет знания

  • Приучает к усидчивости и аккуратности

Задачи исследовательской деятельности:

  • Обогащение личного опыта ребёнка;

  • Расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;

  • Установление причинно – следственных связей;

  • Развитие коммуникативных навыков и любознательности.

Виды исследования

  • Экспериментирование (наблюдения)

  • Опыты

  • Коллекционировние

Экспериментирование отвечает на вопросы:

  • Что ты видишь?

  • Что изменилось?

  • Почему изменилось?

«Что плавает, что тонет»

        В ходе НАБЛЮДЕНИЙ используются научные методы, сбор информации, анализ, прогноз на будущее.

«Бусы для ёлочки»

        КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ

        ГДЕ? Видеть науку везде – дома, на улице, в городе…

        ЧТО? Задавать вопросы – из чего состоит, как оно действует, как оно устроено…

        КАК? Проверять, как работает…

        ПОЧЕМУ? Объяснить, почему происходит, что происходит, подкреплять идеи доказательствами и рассуждениями

«Воздух везде»

        ОПЫТЫ

«Земля и Солнце» - глобус и светильник.

        КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

  • Расширяет кругозор детей

  • Развивает познавательную активность

Коллекционирование помогает развивать:

  • Познавательно – психологические процессы

  • Умения наблюдать

  • Сравнивать, анализировать

  • Обобщать, выделять главное

Коллекции: камушков, полезных ископаемых, ракушек, фантиков, игрушек киндер – сюрпризов и др.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ:

СОСТОЯНИЕ ВОДЫ: «тёплая – холодная», «Вот какая разная» - (холодная – горячая), «на вкус и цвет» (соль, сахар, лимон), «чудесные бусы» - цветные льдинки, «тонут – не тонут» (разные предметы в воде).

ВОЗДУХ: «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан, «Мой весёлый звонкий мяч» - почему не скачет (худой), «Море волнуется» - дуют в миску с водой.

ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ И ПЕСКОМ: «Свойства песка», «Мельница» - сухой, «Куличики» - мокрый, «Мини – огород» - посадка лука.

ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: «Шишки и камни», «Листочки» - летят, плавают, шуршат.

Для знакомства детей с объектами неживой природы (вода, воздух, глина, песок, камни), живой природы, при изучении собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык), использую элементарные опыты. Исследовательскую деятельность использую как в процессе занятий, так и во время прогулок (превращение воды в лёд, откуда дут ветер, как дождевые черви рыхлят почву). Стараюсь знакомить детей с теми фактами действительности с теми фактами действительности, которые встречаются в повседневной жизни (например: свойства воды разливаться, когда пролили чай; почему чай сладкий – растворили сахар; почему вода солёная – растворили соль и т. д.).

Занятия – экспериментирования проходят в увлекательной для детей форме: путешествия, работа в «лаборатории», «учёные», с использованием загадок демонстрационного материала, научных приборов (лупа, микроскоп, магниты, зеркало).

В группе есть «центр воды и песка», в котором дети с младшей группы изучают свойства воды и песка. Создана «лаборатория», в которой есть образцы различных материалов: глина песок, камни, ракушки, природный материал; песочные часы, магниты, лупа, рулетка, линейка, свечи, дырокол, ножницы, фартуки и т. д.

В младшей группе дети работают совместно с воспитателем, отвечают на вопрос «как это сделать?», начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.

В средней группе дети не только задают вопросы, но и пытаются искать на них ответы, высказывают предположении, каким может быть результат опыт, составляют короткие рассказы об увиденном - работают под контролем воспитателя.

В старшей группе дети делают попытки выполнения всего опыта по инструкции, прогнозируют результат, устанавливают причинно – следственные связи, составляют развёрнутый рассказ об увиденном – работают под неявным (скрытым) контролем воспитателя.

В подготовительной группе стремятся добывать знания доступными им способами, при выслушивании инструкции задают уточняющие вопросы, строят гипотезы – работают при скрытом контроле воспитателя, при выполнении правил безопасности следят за их выполнением. Дают яркое полное описание опыта.

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей

  1. Создание в группе комфортных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной деятельности.

  2. Создание в группе уголков, зон для экспериментирования («лаборатория», «центр воды и песка»).

  3. Создание микроклимата для поощрения интереса к наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

  4. Тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию, о чём они хотят узнать, помочь реализовать их планы.

  5. Научить детей составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы в процессе исследовательской деятельности.

  6. Наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, делать выводы и обобщения.

  7. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам, проводить консультации по созданиям условий для экспериментирования в домашних условиях

Ожидаемые результаты:

  1. Учить различать воду в разных состояниях (дождь, туман, снег, лёд).

  2. Узнавать и называть овощи, фрукты, определять на вкус и запах.

  3. Учить пользоваться во время опытов материалами различного качества.

  4. Определять и называть качества и свойства используемого объекта




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казанина Юлия Вадимовна

Дата: 21.12.2020

Номер свидетельства: 568056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в вопросах экологического воспитания"
    ["seo_title"] => string(80) "oznakomlenie_detei_doshkolnogo_vozrasta_s_okruzhaiushchim_mirom_v_voprosakh_ekol"
    ["file_id"] => string(6) "643773"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1704873995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности »."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_priedmietno_razvivaiushchiei_sriedy_po_opytno_ekspierimiental_nomu_nap"
    ["file_id"] => string(6) "432441"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508059104"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКО ОКО» "
    ["seo_title"] => string(104) "rabochaia-programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznavatiel-nogo-ekologichieskogo-napravlieniia-eko-oko"
    ["file_id"] => string(6) "113702"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410889997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства