Просмотр содержимого документа
«Путешествие в зимний лес»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому развитию детей №34
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
Тема «Путешествие в зимний лес»
Средняя группа
Воспитатель Алабергенова Л. М
г. Североуральск
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
Цель: формирование элементарных представлений о жизни диких животных в лесу зимой, о характерных признаках зимы. Создание положительного эмоционального фона.
Образовательные задачи:
Формировать систематические знания о месте обитания и питания диких животных (белка, заяц, лиса, медведь, ёж) в зимний период.
Учить детей отмечать характерные признаки зимы.
Развивающие задачи:
Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, мелкую моторику.
Развивать навыки общения и речь, координацию речи с движениями. Содействовать развитию отзывчивости, желания помочь другим.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к совместной деятельности с педагогом.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты.
Методы и приёмы
Наглядные иллюстрации.
Словесные- беседа, чтение , объяснение, обращение к жизненному опыту.
Игровые - Игра « Угадай, кто что ест?», игра «Прятки», игра «Ответь правильно», сюрпризный момент.
Практические – экспериментирование с водой. «Три состояния воды»
Предварительная работа.
Коммуникация: беседа о характерных признаках зимы, беседа о жизни диких животных зимой в лесу, беседа о лесе, загадки о животных.
Познание: наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой.
Исследовательская деятельность: «Опыты с водой».
Дидактические игры: « Угадай, кто что ест?», «Животные и их детёныши», «Угадай. Кто это?», «Назови семью», «Кто где живёт»., игра « Сложи открытку».
Чтение художественной литературы: стихотворение «Кто где живёт», «Белочка-хозяйка», «Заячий след», «Зима в лесу», «Снегопад», «Зимняя песенка», «Ты мороз, мороз, мороз…», «Волк».
Папка –передвижка в приёмную для родителей: « Как звери зимуют», « Дикие животные наших лесов».
Выставка семейных работ «Дикие животные нашего леса».
Поход выходного дня, конкурс рисунков на тему «Зимние впечатления детей от похода выходного дня».
Оборудование и материалы:
Картинки с изображением диких животных нашего леса.
Угощения для животных в корзиночке (картинки).
Картина «Зимний лес», снежинки, ёлочка, карандаши и раскраски, открытки.
Дидактические игры, санки, колокольчик.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Ребята послушайте стихотворение:
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце
А теперь пора настала-
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Всё укрыла, как пелёнкой,
Запушила снежным пухом-
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети:
Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас?
Дети: (зима)
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети: Кругом лежит снег, на деревьях нет листьев, дует холодный ветер.
Воспитатель: Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой. А каково зимой диким животным в лесу? Какая у них главная забота, как вы думаете?
Дети:
Воспитатель: Мои друзья, вы любите путешествовать?
Дети:
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны.
Дети:
Воспитатель: Я думаю, что в зимнем лесу нас ждёт много интересного.
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Прежде чем отправиться в зимний лес нам нужно тепло одеться. Что из одежды мы оденем? Какую одежду надевают люди зимой?
Дети:
Воспитатель: Физминутка:
Одевайся потеплее, свитер надевай скорее,
Брюки, куртку, а на ножки одеваем мы сапожки,
А на ручки рукавички, две красивые сестрички.
Шапку, шарфик завязали! Ну, пора нам детки в путь!
Мы теперь тепло одеты, не страшны нам снег и ветер!
Воспитатель: А сейчас отправляемся в лес ( дети подходят к картине).
Воспитатель: посмотрите ребятки, как красиво в лесу зимой. Деревья все снежные, красивые. Снег ровным слоем лежит на земле. Кажется как будто жизнь леса замерла. Лес, это дом для зверей и птиц, насекомых. Лес- это чистый воздух. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. А вы заметили, как тихо зимой! И животных не видно.
Звенит колокольчик. Входит Зимушка-Зима.
Зима (строго):
Это кто же здесь шумит?
Кто здесь громко говорит?
В лес зачем забрались мой и нарушили покой?
Я здесь всё заворожила, всё снежком запорошила.
Нарушать здесь тишину не позволю никому!
Воспитатель: Ой-Ой-… Кто же это такая строгая, снежная, холодная?
Воспитатель: Ребятки, как вы думаете, кто это?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да, и впрямь- сама хозяйка Зима. Здравствуй Зимушка-Зима. Ты уж не сердись на нас, что нарушили тишину в твоих владеньях. Мы с ребятками хотели посмотреть, как красиво в лесу зимой.
Зима: Надо же - сразу меня узнали! Как это вы догадались, что я Зима?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Просто наши ребятки очень хорошо знают зиму и все её приметы…
Зима: Я сейчас и проверю, как хорошо вы меня знаете. Поиграю с вами игру, которая называется « Ответь правильно».
Игра « Ответь правильно».
Снег белый или синий? (белый)
Снег падает или капает? (падает)
Зимой бывает снегопад или листопад? ( снегопад)
Зимой на улице мороз или жара? (мороз)
На коньках катаются или качаются? (катаются)
Лёд твёрдый или мягкий? ( твёрдый)
Лёд скользкий или шершавый? (скользкий)
Зима: И вправду хорошо знаете о зиме. Молодцы!
Воспитатель: Зимушка- зима, а почему в лесу невидно зверей?
Зима: а вот сейчас я вам и расскажу, но сначала отгадайте загадку.
Он всё зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь- лесной..(медведь)
Зима: Правильно. Он в берлоге крепко спит, и нельзя его будить. С осени свой жир копил, много ел и много пил У медведя зимой одна работа- крепко спать и весны ждать!
Зима: следующая загадка:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?..(белка)
Зима: правильно эта белка. Кто знает, как белка готовиться к зиме?. Какого цвета у неё шубка летом?..... А зимой?
Дети: (ответы детей)
Зима: Белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок,
Но зимою она меняется, и в шубку серую одевается.
Её приходиться прыгать, скакать, силы беречь, сохранять! Она всю осень дупло утепляла, пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас- орехи, ягоды, грибы, чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Зима: следующая загадка.
Шубка- иголки.
Свернётся он- колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто же это? (ёж)
Воспитатель: правильно это ёж.
Зима: Зимой он крепко спит, зарывшись в тёплую нору. Готовил с осени запас: грибы. Ягоды припас. Трудился- не ленился!
Воспитатель: Зимушка- зима, а можно я ребятам загадаю загадку.
Воспитатель: Рыжая плутовка, с пушистым хвостом, живёт под кустом. Кто же эта!
Дети: (ответы )
Зима: Она зимы не боится, в шубу тёплую наряжается, хвост красивый у неё какой- он ей нравится самой! Живёт в норе, там спит и отдыхает, а затем охотиться начинает. Ищет мышку полевую или живность какую, об этом, наверное мало кто знает, но и ей зимой трудно бывает. Иногда бегает целый день, а еды нет совсем.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как зимует волк в лесу?
Дети: ( ответы)
Зима: А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу. Волк зимой очень злой. В одиночку не ходит: волки стаями бродят. Серые, худые, голодные, злые. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Зима: вот так ребята. Мне уже пора, скоро стемнеет, а мне нужно обойти ещё свои владенья.
Воспитатель и ребята: До свиданья Зимушка- зима!
Зимой, когда много снега, некоторые животные не могут добыть себе корм. Вот сейчас нам и пригодится наша корзиночка, которую мы взяли с собой.
Дидактическая игра «Угадай, кто что ест?» ( см. приложение)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем ещё в одну игру. Игра «Сложи открытку». (Дети на столах складывают открытки с изображением диких животных.)
Воспитатель:
Очень долго мы шагали. Наши ноженьки устали.
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой (шаги на месте).
Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.
Лес волшебный, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Закроем глаза и возвращаемся обратно. Раз, два, три…( Раздеваемся, отряхиваем снег, греем руки.)
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? С кем мы встретились во время прогулки по зимнему лесу? Как можно сказать , какая прогулка получилась? (весёлая, радостная, зимняя, удачная..)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете Зимушка- Зима оставила вам в подарок раскраски зверюшек. Сейчас мы будем вместе их раскрашивать.