- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к математическим знаниям.
- Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Раздаточный материал : карточки с цифрами от 1 до 10, карточки «Поставь пропущенные числа», карточки «Сравни числа», математические знаки (, =, листы в клетку, простые карандаши, тарелочки, карточки с изображением точек.
Методические приемы:
- Игровой (сюрпризный момент);
- Словесный (вопросы, беседа, логические задачи);
- Наглядный (демонстрационный материал)
- Анализ занятия, поощрение.
Организационный момент.
Воспитатель: Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас шкатулку с сюрпризом. Но для того, чтобы её раскрыть, и узнать какой я приготовила для вас сюрприз, вам надо выполнить некоторые задания. А чтобы их выполнить все правильно, надо быть очень внимательными. Если мы справимся, то увидим, что там лежит. Вы готовы?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, отправится в путешествие в страну Математики. Скоро вы пойдете в школу, и я предлагаю проверить свои знания и пройти математические испытания и показать, что вам всё по плечу.
Воспитатель: Предлагаю начать наши испытания с математической разминки, и проведём мы её в кругу.
(Дети встают в круг, передавая мяч друг другу. У кого мяч в руках, тот и отвечает на вопрос воспитателя).
Воспитатель: «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
Вопросы «Математической разминки»
Сейчас день или вечер?
Какие части суток есть еще?
Сколько дней в неделе? (7)
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера?
Какой будет завтра?
Назови дни недели по порядку, начиная с понедельника.
Какое сейчас время года?
Назови все времена года.
Какой сейчас месяц?
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько пальцев на двух руках? (10)
Сколько солнышек на небе ночью? (0)
Сколько ушей у двух собак(4)
Сколько лап у двух кошек? (8)
Посчитайте по порядку от 0 до 10.
Посчитай, наоборот, от 10 до 0.
Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола)
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (короче линейки)
Если верёвка толще нитки, то нитка? (тоньше верёвки)
Какие арифметические знаки ты знаешь? (=, -,+, )
У каких геометрических фигур нет углов? (овал, круг)
У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрат)
Назови геометрическую фигуру с тремя углами. (треугольник)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Теперь мы можем сесть на места за столы. Сейчас я вам раздам карточки - это будут ваши места за столом. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе, там и будет ваше место.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Прежде, чем мы начнём выполнять задания за столом, нам нужно вспомнить некоторые правила:
- За столом сиди спокойно и веди себя достойно
- Стол это не кровать и на нем нельзя лежать
- Ответить хочешь -не шуми, лучше руку подними.
1. Задание «Составьте числовой ряд».
Воспитатель: Ребята, перед вами лежит набор цифр, разложите карточки с цифрами по порядку от 1 до 10. Давайте назовём цифры по порядку от 1 до10, а теперь наоборот.
Назовите число, которое находится после 6? (7)
Назовите число, которое стоит перед числом 3 (2)
Назовите соседей числа 7. (6 и 8)
Назовите число, живущее между числами 5 и 7. (6)
Назовите предыдущее число, числа 5. (4)
Назовите последующее число, числа 5. (6)
Назовите число, которое больше на 1 числа 5? (6)
Назовите число, которое меньше на 1числа 8? (7)
2. Задание «Поставьте пропущенные числа».
Воспитатель: Ребята, на столе лежат карточки, на которых написан числовой ряд. Но посмотрите внимательно, некоторые числа в ряду пропущены. Заполните пустые клеточки, вставив пропущенные числа в каждый ряд.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
- Назовите соседей числа 3 (2, 4).
- Назовите соседей числа 5 (6, 4).
- Назовите соседей числа 6 (5, 7).
3. Задание «Сравнение чисел».
Воспитатель: Ребята, какие математические знаки вы знаете?
Воспитатель: Зачем они нужны? Что показывают эти знаки? Эти знаки похожи на открытый клювик утёнка. Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек - на меньшее число.
Воспитатель: Что означает знак равно? Правильно, когда количество предметов одинаковое, равное.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, вам необходимо сравнить числа и расставить знаки ,=. Приступайте. ( Сравнение чисел: 4…5, 6…7, 7…6)
Работа детей на местах.
Воспитатель: А теперь, проверим на одном примере (4. 5, правильно ли вы расставили знаки. Посчитайте, сколько кругов, треугольников?
Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?
На сколько, число пять больше числа четыре? На сколько, число четыре меньше, числа пять? Молодцы, на 1 меньше. Делаем вывод, что задание мы выполнили правильно.
Можем ли мы здесь поставить знак равно? Почему?
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!
4. Задание игра «По порядку становись!»
Воспитатель: Ну, а теперь следующее, задание. Я предлагаю вам поиграть в игру «По порядку становись!»
Воспитатель: На столе лежат перевёрнутые цифры, каждый проходит, берёт одну и по команде строятся по порядку друг за другом, начиная от 1до 10:
Раз, два, три, четыре, пять,
По порядку надо встать!
Проверим счёт (коллективный счет от 1 до 10 и обратно).
Ты какой стоишь по счету? Какой по счету Семен? А какая по счету Оля?
Можно создать проблемную ситуацию и встать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.
Воспитатель: А теперь проходим на свои места.
5. Задание «Реши задачу».
Воспитатель: Ну что, ребята, вы умеете решать задачи?
Воспитатель: У Маши было 5 шаров красного цвета и 2 шара жёлтого. Сколько шаров было у Маши?
Воспитатель задаёт вопросы:
- Повторите задачу.
- Назовите условие задачи?
- О чём говориться в задаче? (о шарах)
- Что мы знаем о количестве красных шаров? (красных шаров 5)
- Что мы знаем о жёлтых шарах? (жёлтых шаров 2)
- Назовите вопрос задачи?
- Что надо найти? (сколько шаров у Маши)
- Каким действием мы это сделаем? (действием сложения)
- Какой это знак? (знак плюс)
- Как записать математически? (5+2)
- Сколько получилось шаров? (всего 7 шаров)
- Ответили на вопрос задачи? (Да)
Воспитатель: Ребята, давайте запишем решение задачи на листе бумаги.
6. Задание. Графический диктант
Воспитатель: Ну, а теперь перед выполнением следующего задания мы поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями)
Воспитатель: Замечательно. Наши пальчики погрелись и сейчас мы с вами будем выполнять графический диктант. Возьмите в руку карандаш и поставьте его на красную точку, которую я вам поставила заранее. От этой точки начнём рисунок. Слушаем внимательно и выполняйте задание.
2клетки - влево;
2клетки - вниз;
2клетки - вправо;
2клетки - вниз;
3клетки - влево;
1клетка - вверх.
Воспитатель: Посмотрите, что получилось? Цифра 5. Надеюсь, что когда вы пойдете в школу, вы будете учиться на одни 5.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в странуМатематики, вы справились со всеми заданиями.
Итог занятия.
- Какое задание больше всего вам понравилось?
- Какое было самым легким?
- Какое было для вас самое трудное?
- Кто считает, что он занимался хорошо?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы занимались, вы были очень настойчивыми, внимательными, сообразительными. Ну, а так как вы справились со всеми заданиями, то я открою нашу шкатулку с сюрпризом и покажу, что там лежит.
Воспитатель достает из шкатулки поощрительные смайлики и их раздаёт.