ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ на снятие эмоционального напряжения и сплочение педагогического коллектива
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ на снятие эмоционального напряжения и сплочение педагогического коллектива
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними
- развитие умения работать в команде
- сплочение группы
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ на снятие эмоционального напряжения и сплочение педагогического коллектива »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
города Агрыз Агрызского муниципального района РТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
на снятие эмоционального напряжения и сплочение педагогического
коллектива
Педагог-психолог
I квалификационной категории:
Турвина И.Н.
2015 г.
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними
- развитие умения работать в команде
- сплочение группы
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Ход тренинга:
Педагог-психолог:
Уважаемые коллеги! Я считаю, что наше состояние здоровья так же непременно зависит от психофизического и психоэмоционального состояния человека.Хочется отметить, чтодеятельность педагогов характеризуется высокой личностной включенностью в педагогический процесс, связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов.
Поэтому, чтобы наше психоэмоциональное состояние было стабильным, необходимо, чтоб в нашем коллективе был хороший психологический климат.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
Упражнение 1. «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой.
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Анализ упражнения:
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
Упражнение 2. «Я - профессионал»
Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения, сплочение группы.
Участникам предлагается - подобрать по 5 профессиональных качеств на первую букву своего имени.
Упражнение 3. «10 секунд»
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Задание. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.
Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!
Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?
Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)
По длине волос.
По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
По цвету брюк и юбок.
По цвету глаз.
По настроению, которое вы сейчас испытываете.
Анализ упражнения:
Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы?
Упражнение 4. «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Упражнение 5. «Доверительное падение»
Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.
Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.
Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.
Анализ упражнения:
1. Что было легче делать, падать или ловить?
2. Какие чувства вы испытывали при этом?
3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?
Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.
Как себя чувствуете?
Готовы к работе?
И в завершении попробуем оценить свое эмоциональное состояние.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:
Анкета
«Ваше эмоциональное состояние»
1. Часто ли вы испытываете недомогание, бессонницу, усталость?
2. Бывают ли у вас приступы раздражения и гнева?
3. Бывает ли у вас чувство вины перед детьми, коллегами, близкими?
4. Есть ли у вас желание пораньше уйти с работы?
5. Испытываете ли вы желание уклониться от работы?
6. Чувствуете ли вы защищенность на своем рабочем месте?
7. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем
до него?
8. Довольны ли вы уровнем своей заработной платы?
9. Думаете ли вы , что ваша профессия важна и значима в обществе?
10. Часто ли ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?
Если ответ «да» встречается 4 и более раз, Вам стоит, задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья, нужно поучиться бороться со стрессом.
Всем спасибо за активное участие!!!
Литература:
1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.
2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.
3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.
4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.