КУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Конспект
занятия с элементами
социально – педагогического
тренинга
"Портрет группы"
Составила воспитатель
отделения по предоставлению
временного приюта
Пушкарева Е.Н.
Омск, 2014
Цель: Сплочение детского коллектива, налаживание взаимоотношений между подростками, развитие коммуникативных навыков.
Задачи: Сфокусировать внимание воспитанников на ценности каждой личности в группе. Способствовать эмоциональному раскрепощению и снятию напряжения во время общения. Учить выражать свои чувства словами, слушать других, не перебивая.
Оборудование: ручки, листы, ватман, маркеры, презентация к занятию
Участники тренинга расположены по кругу.
Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашей группе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним правила тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу начнем с упражнения, которое называется "Мы с тобой похожи тем…"
1 упражнение "Мы похожи с тобой тем…"
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: "Мы с тобой похожи…", после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают "Мы с тобой отличаемся тем…" затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?
2 упражнение Разминка
Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так (показ: согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы сейчас начнем передвигаться по комнате, и время от времени, я буду называть, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (три участника стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).
Во время выполнения упражнения, в котором психолог участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например 3 при общей численности 10 человек. В конце упражнения психолог называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.
(В результате этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении)
3 упражнение "Письмо"
Дать каждому листок бумаги и конверт. Попросить участников группы написать на листке какую-либо важную информацию. Убедите их, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие. Далее попросить каждого положить свой листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на своих конвертах свои имена и положить их под стул.
После того, как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросить их посмотреть, цело ли их письмо.
Далее попросить каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит напротив него. Когда все сядут, попросить их опять проверить, на месте ли письмо, все ли в порядке с конвертами. Спросить, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их конверт).
Попросить каждого достать конверт, лежащий под стулом и посмотреть на него, но не открывать. Затем предложить поменяться конвертами с соседом слева.
Когда все это проделают, сказать, что передумали и считаете, что каждый должен открыть конверт, находящийся в руках. Сделать небольшую паузу, чтобы выяснить их реакции, но не сразу вмешиваться и остановить любого, кто начнет открывать конверт. Предложить членам группы прислушаться к своим чувствам, задать вопрос: "Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?", "Что вы чувствуете, когда ваша информация может быть прочитана другим человеком?"
Объяснить группе, что вы не собирались позволять открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите их вместе. Затем пообещать группе, что позднее вы выбросите конверты. Сделать паузу, чтобы проверить реакцию участников, а затем скажите, что вместо этого, по вашему мнению, будет лучше, если вы их вернете каждому. (Передать конверты их владельцам)
(Эта игра показывает, почему так важно с уважением относиться к чужой информации. А если она попала в руки близких людей – не переживать. Объяснить важность создания дружного коллектива, сплоченного коллектива. Часто, в результате проведения этого упражнения в группе возникает ощущение позитивного эмоционального единства).
4 упражнение "Салфетка"
Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.
3 упражнение "Модель идеальной", "Модель реальной группы"
Все вы живете в одной группе кто-то несколько месяцев, а кто-то уже полгода. В анкете (Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический климат. В результате ваша средняя оценка – 4. Самая отрицательная оценка – 8.
Чем меньше оценка, тем лучшая психологическая обстановка в группе. Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь друг другу? Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо.
На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Педагог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в группе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.
Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в группе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.
Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу группы, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».
Рефлексия
Участники занятия высказывают по кругу свои впечатления от занятия, говорят о том, какие выводы сделали для себя.