Проект "Моя семья"может быть реализован воспитателями дошкольных групп.
Цель проекта:
формирование у детей представления о семье, через организацию разных видов деятельности, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность "Моя семья"»
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное образование Кондинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ягодинская средняя общеобразовательная школа
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
(разновозрастная группа «Светлячок» 4 – 6 лет)
Выполнила: Аперонова И. Е.
воспитатель дошкольных групп
п. Ягодный 2015 г
Содержание
1. Ведение………………………………………………………………………….2
2. Этапы проведения и реализации …………………………………………… .5
3. Содержание проектной деятельности ……………………………………..8
4. Работа с родителями…………………………………………………………10
5. Список литературы и интернет-ресурсов……………………………..........14
Приложение
Долгосрочный, информационно-творческий проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Моя семья»
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том,
что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Только в совместной деятельности родители
лучше узнают своих детей, становятся ближе»
В.А. Сухомлинский
Введение
Актуальность темы
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. А семья для ребенка- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал ответственность за своих родных и близких, научился заботиться о них с детства.Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
С целью изучения семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка у меня появилась идея: создать проект«Моя семья».
Я считаю, что метод проекта дает возможность сделать познавательный процесс интересным и увлекательным, а.детям в доступной форме усвоить предложенный материал, Проектная деятельность развивает творческие способности детей, а также учит их мыслить, делать выводы и работать командой: дети, родители, педагоги.
Проблема: проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают подробности о своей семье: кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерескценностям семьи.
Тип проекта: информационно - творческий.
Цель проекта:
формирование у детей представления о семье через организацию разных видов деятельности, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов семьи
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Формирование у детей нравственных чувств и привычек, умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявлять уважение к старшим, заботу о младших
Воспитывать доброжелательность, уважение и любовь друг к другу через совместную деятельность родителей, воспитателей и детей
Продолжать развивать познавательные способности детей через разные виды деятельности, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Познакомить с понятием «генеалогическое древо семьи», «герб семьи»
Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
Дать детям понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях
Предполагаемый результат:
1. Повысится педагогическая культура родителей по вопросам воспитания детей,
2.В процессе реализации проекта у дошкольников будут сформированы:
- понимание важности семейных отношений;
- воспитание положительного образа семьи
- ценности семейных реликвий
- чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
- знания истории своей семьи, семейные традиции и праздники,
- установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
3.Повысится интерес к проектной деятельности у детей, педагогов и родителей.
Гипотеза:
Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу по изучению материалов на тему «Моя семья», то у детей воспитается уважение и гордость за свою семью. Будут сформированы первоначальные знания о: родосновной семьи, ее традициях, реликвиях. Привиты такие моральные качества: любовь и уважение к членам семьи, ответственность и забота о них
Участники: дети старшей, подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы
Сроки реализации: сентябрь – апрель 2015 г
Образовательные области по ФГОС: познавательное развитие
подбор музыкальных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке
подготовка цикла бесед о семье: праздники, традиции, профессии, родословная семьи
2 этап – основной, организационно-практический
Работа с родителями:
1.Информация в родительском уголке
2.Индивидуальные и групповые консультации по теме;
3. Проведение праздников и развлечений с участием родителей:
4. Проведение выставок и конкурсов
5. мини проект(с участием семьи Тимошенко Софии)
5. Оформление темы «Семья» для родителей;
6. Составления памяток для родителей;
7. Выпуск газет;
8. Родительское собрание:
9. Анкетирование родителей.
Работа с детьми
Познавательно – речевая:
-проведение цикла познавательных занятий,
-чтение и обсуждение произведений
-разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье,
-беседы по картинам,
-составления рассказов о семье,
-рассматривание семейных фотографий.
- рассматривание альбомов;
Игровая деятельность:
-дидактические игры,
-сюжетно-ролевые игры ,
-строительные игры,
-театрализованные игры,
-подвижные игры.
Творческая деятельность:
-выставки рисунков, поделок;
-стенгазеты, коллажи,
-художественное творчество с детьми по теме проекта.
- разучивание песен и стихов к праздникам
Культурно – досуговая деятельность:
-совместные праздники,
-творческие конкурсы и выставки,
-спортивные и интеллектуальные состязания,,
- участие в праздничных концертах в КСК
- посещение школьного музея «Русская изба»
- экскурсия к памятнику погибшим воинам
- экскурсия в библиотеку
3 этап – заключительный
Презентация проекта «Это моя семья!»
Выставка детского творчества
Выставка семейных работ
Изготовление альбома «Я и моя семья!» (с использованием фотографий с мероприятий)
Праздник «День открытых дверей» (с участием педагогов, родителей и детей)
Обеспечение проекта
Учебно – методическое сопровождение: детская художественная литература. Методическая литература, дидактические игры, конспекты НОД и бесед о семье, мультимедийные презентации,музыкальные произведения;
Таким образом, Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной темы иформах реализации проекта. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве, повысился уровень педагогической образованности, коммуникабельность, доброжелательность.Благодаря сотрудничеству и сотворчеству с родителями, еще раз убедилась в том, что взаимосвязь с семьей для нас очень важна, потому что, родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания детей. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. В результате работы над проектом дети получили углубленные знания освоей семье, о том, что у семьи есть история и традиции, получили представление о родственных отношениях, о родословной как истории семьи. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. Важность данного проекта, на мой взгляд, в том, что вместе мы будем активно познавать и осваивать новое, работать в одной команде «Педагоги – родители – дети» », где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в дошкольных группах.
Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел.
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)
Содержание проектной деятельности
Тема и форма проведения
Цель
сентябрь
НОД «Моя семья»
продолжать расширять представления детей о семье
Беседа «Работа моих родителей»
Закреплять знания опрофессиями родителей, умение беседовать
Беседа: «Как росли родители, дедушка, бабушка»,
пополнить знания детей оиграх,, в которые играли в детстве их родители
Презентация: «Коли семья вместе, то и душа на месте».
продолжать расширять представления детей о семейных ценностях, уважения к старшим
Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет
Куда мать, туда и дитя.
Люблю своих детей, но внуки милей.
Любовь братская крепче каменных стен.
Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.
Материнская молитва со дна моря достает.
. Семейное согласие всего дороже.
Мать всякому делу голова.
Мать кормит детей, как земля людей.
На что и клад, когда в семье лад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Отец наказывает, отец и хвалит.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Семейный горшок всегда кипит.
Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Свой своему не враг
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья крепка ладом.
В семье и каша гуще.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Сердце матери греет лучше солнца.
Согласье в семье — богатство.
Ссора в своей семье — до первого взгляда.
Старший брат как второй отец.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
Терпенью матери нет предела.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает
Стихи о семье
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья».
***
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом».
***
Л. Суслова.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
***
«Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной».
«И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить».
***
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!.
..А.В. Сидорова
***
Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит.
Как прочная она броня
От холода и от огня.
Случилась с малышом беда,
Семья поймёт его всегда;
Порой за шалость побранит
Но все равно потом простит.
Семья – любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Ее иссякает никогда.
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь.
***
Самый лучший!
Может он в футбол играть,
Может книжку мне читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший папа мой!
«Моя родня»
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка – родня, и братишка,
И щенок лопоухий – Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем им подарки куплю
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – удобная щенка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, игрушку – Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему расскажу,
Все на свете ему подарю!
Я.Аким
***
Игры нашего детства
Сейчас намного реже можно увидеть детей, играющих в классики или прыгающих через скакалку или резинку, хотя еще 10-15 лет назад такие развлечения были очень популярны среди тогдашней детворы. Обычно игры и их правила передаются ребятами от поколения к поколению, помогая находить общий язык и взаимопонимание во дворе или в одной компании. Дети, таким образом, испытывали свои возможности, понимали, на что они способны. Или же просто эти игры дарили радость занимательного и активного времяпрепровождения!
А что сейчас? Некоторых детей отправляют в школу уже с 6 лет, и им просто не остается времени для того, чтобы побегать во дворе. Другие проводят баснословное количество времени перед экранами телевизоров и компьютеров, пока родители на работе. А некоторых вообще не выпускают гулять во двор, боясь каких-либо опасностей в это неспокойное время.
Но разве у современных родителей в свое время был именно такой досуг? Многие с ностальгией и нежностью вспоминают тогдашние дворовые игры, веселые компании, мячики, скакалки, резинки, мелки! Так может не стоит откладывать это в пыльный ящик своих воспоминаний, а передать эти бесценные знания нынешним поколениям?
Итак, во что же мы в свое время играли?
Начнем с того, что детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей о том периоде, когда те были детьми! Вот с этого и надо начинать! Расскажите своим чадам, в какие игры вы когда-то играли, особенно о самых любимых и самых интересных, которые так приятно сейчас вспоминать!
«Зеленый – проходи, красный – стой!»
Одной из самых популярных игр во дворе и в детских садах когда-то был так называемый «Светофор». Всегда, выходя на прогулку или собираясь в сад, дети просили мам одеть их в как можно более разноцветную одежду. Это на тот случай, если вдруг на голосовалке все дружно решат играть именно в «Светофор»! Сама игра заключалась в следующем: на асфальте чертились две линии на расстоянии 3-5 метров друг от друга, все что посредине – это дорога, на которой оставался один игрок-«светофор», все остальные должны были выстроиться за одной из линий. После этого «светофор» поворачивался к играющим спиной и называл любой цвет. Те игроки, у которых был указанный цвет, могли, держась за него рукой, перейти спокойно дорогу (этот цвет мог быть где угодно: на босоножках, заколке, сумочке, на обертке от конфеты). Все остальные должны были перебежать дорогу так, чтобы «светофор» их не поймал. Тот, кого поймали первым, становился новым «светофором»!
Персональные «секретики»!
Помните, когда-то было очень популярным делать «секретики» под стеклышком и закапывать их в укромном местечке, чтобы через какое-то время найти настоящий клад?! Почему бы вам не рассказать об этом своему малышу? А потому заговорщицки пойти и вместе закопать свой общий персональный «секретик», например, где-то во дворе или на даче? Ваш ребенок будет в восторге от того, что у вас с ним есть общая тайна! Скорее всего, он потом захочет сделать самостоятельный «секретик», а может и расскажет своим друзьям! Это же так интересно иметь свои маленькие тайны!
«Тук-тук, хочу купить краску!»
Весьма занимательной была игра под названием «Краски». Играющие делились на «продавца», «монаха» ну и собственно на «краски». Все кто попал в группу «краски» придумывали себе цвета, если у кого-то было шило в одном месте, то он придумывал какой-то простой цвет (белый, красный, зеленый), а если хотелось подольше посидеть на лавочке, то загадывалось какое-нибудь хитрое название, например «серо-буро-малиновый». После чего все краски сообщали свои цвета «продавцу» тихонько на ушко, так чтобы «монах» ничего не слышал. Далее начиналось самое интересное, «монах» подходил к «продавцу» и «краскам» и завязывался следующий диалог: «Тук-тук» - «Кто там?» - «Это монах в синих штанах!» - «Зачем пришел?» - «За краской» - «За какой?». «Монах» называл любой цвет, если выбранный цвет никто не загадал, то «продавец» отвечал: «Такой нет! Скачи по дорожке на одной ножке!». После этого «монах» должен был проскакать на одной ноге вокруг площадки и вернуться за новой краской. Но если указанная краска присутствовала среди загаданных, «продавец» отвечал: «Есть такая, ее цена 10 рублей» (цену обычно определяли возрастом играющего), и пока «монах» расплачивался (как правило, просто хлопал необходимое количество раз по руке «продавца»), краска срывалась с места и убегала. Далее развитие событий могло проходить по двум сценариям. Первый: «монах» просто должен был поймать «краску» и не дать ей сесть на место. В случае если «краску» поймали, участники автоматически менялись ролями. Второй же сценарий предполагал следующее: только «краска» сорвалась с места и начала бежать «монах» должен был произнести: «Стоп, коли, точка, запятая, точка, стоп, точка!». После этих слов «краска» должна замереть на месте, а «монах» определить на глаз, за сколько шагов он до нее доберется. Следует заменить, чтобы все не казалось таким простым, существовали варианты шагов: гигантские, лилипутские, верблюжьи (шаг на расстоянии плевка), кирпичики (шаг, размером со стопу) и др. Все старались придумать наиболее необычные варианты! Если «монах», в итоге, мог приблизиться к «краске» на расстояние вытянутой руки – то «краска» становилась «монахом», а «монах» - «краской».
«Я знаю пять имен девочек…» - популярные игры с мячиком!
Наверное, самыми популярными играми были игры с мячом: «вышибалы», «квадрат», «съедобное-несъедобное», «картошка», «одиннадцать»! «Съедобное-несъедобное» распространённой игрой в любом дворе среди детворы, так как не только можно в нее было активно физически играть, но она также давала волю для полета фантазии. Что только не приходило на ум водящему – он пытался накормить участников и проволокой, и мухоморами, и «мороженным пластмассовым» и многим другим! Задача в игре была такая: ведущий бросал мячик игроку, выкрикивая при этом какое-то слово, а участник должен был словить мяч, если слово обозначало что-то съедобное и отбросить несъедобное, за правильное действие игроки продвигались вперед. Тот, кто первым приближался к ведущему – сам становился ведущим.
«Одиннадцать» - игра простая в правилах, но от этого не менее интересная и отлично развивающая внимание и координацию детей. Все участники становятся в круг. Первый игрок бросает мяч любому игроку, говоря вслух «один», далее игроки, молча, перебрасывают друг другу мяч и мысленно ведут счет. Игрок, которому выпадает «одиннадцать», должен мяч отбить и выкрикнуть «одиннадцать». Если он сбился со счета или не успел отбить мяч, то он садится в центр круга. Далее следующий игрок, которому выпадает «одиннадцать», должен уже не просто выбить мяч, а отбить его прямо в штрафника. Если это ему удается, то штрафник возвращается в игру, в противном случае промазавший тоже садится в круг.
Посиделки на скамейке!
Когда все набегались и устали, можно было переходить к спокойным играм на скамейке. Среди прочих можно вспомнить «колечко», «Золушку», «числа». Для игры в «колечко» требовалась лавочка и собственно само колечко (камешек, пуговица). Все участники, кроме ведущего, садились на лавочку и складывали ладошки лодочкой. После этого ведущий проводил по ладошкам игроков и кому-нибудь незаметно вкладывал колечко. Далее он отходил на пару шагов назад и выкрикивал: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». После этих слов, игрок, которому досталось колечко, должен был быстро вскочить с лавочки, а те, кто сидят рядом, должны были его вычислить и не позволить выскочить. Получилось выскочить – будешь ведущим, а нет – сидишь на месте, а прежний ведущий остается водить!
Очень смешная игра была под названием «Золушка». Все участники, кроме ведущего (а иногда и ведущий тоже) снимали по одной босоножке и сбрасывали все это в одну кучу. Затем ведущий отворачивался ко всем спиной, а кто-то из участников поднимал одну босоножку и спрашивал «Это кому?», ведущий называл имя одного из игроков. По смеху за спиной можно было понять, что обувь досталась кому-то не тому. Когда вся обувь заканчивалась, все одевали то, что досталось и дружно веселились! Еще смешнее было, когда в игре принимали участие не только девочки, но и мальчики!
Пускай эти игры из нашего детства порадуют наших детей и их друзей. И возможно в будущем наши дети поведают своим детям о том, в какие игры они играли в детстве!