Литература 1.«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005. 2.«Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001. 3. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет. 4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. 5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. 6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. 7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 8.В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий. Этапы осуществления проекта. 1.Подготовительный этап. Изучение методической литературы, анализ программных задач раздела. Подбор диагностического инструментария. 2.Реализация проекта - теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка материала, участие детей в образовательной деятельности. 3.Заключительный этап – фото отчёт, презентация. Перспективный план. Январь Зимующие птицы Тема: «Птицы родного края». Задачи: Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц. Познакомить детей с птицами, проживающими в наших местах. Беседа: Каких птиц ты знаешь? Рассматривание фото – иллюстраций по теме. Игры: « Двойняшки», «Угадай по фото». Художественное творчество: Лепка «Птичка», «Сказочная птица». Чтение: Л.Яхнин «Дятел» «Синичка, воробей, ворона». Задачи. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида и повадках птиц. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц. Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе с нами, вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года, научить детей правильно подкармливать птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым. Беседа: «Как помочь птицам в холодное время года?», «Каких зимующих птиц вы знаете?» Чтение и заучивание стихотворения «Синичка стоит на снегу босиком», «Старая Ворона». А.Яншин «Покормите птиц», Т. Волжина «Где, чей дом?» Рассматривание иллюстраций, фото по теме. Наблюдения во время прогулок и ээкскурсий по территории детского сада. Подкормка птиц, « Вкусняшки, для птиц». Игры: « Найди отличия», «Узнай по описанию», «Где, чей нос?». Художественное творчество: Аппликация – «Зимующие птицы», Рисование - «Птица у моего окна» Рисование «Снегири на ветках» Февраль. « Птицы – какие они?» Задачи: Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения. Беседы «Перелётные птицы», « О пользе птиц в природе», «О том, что хищные птицы - это «санитары» полей, лесов, степей. РРассматривание иллюстраций в книгах, фотоальбомах, скворец, трясогузка, жжуравль. Чтение: Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами. Отгадывание загадок. Придумывание детьми сказки « Если был бы я птицей…» Художественное творчество: Рисование по замыслу детей. «Сорока, дятел». Задачи: Вызвать интерес к окружающему миру, расширять у детей знания о птицах и их повадках и приспособлении к среде обитания. Беседа: «Как выглядит сорока?», «Какое прозвище есть у сороки? Почему? «Что помогает дятлу доставать насекомых из - под коры, деревьев?». Рассматривание фото – слайды (компьютер) Художественное творчество: Рисование – «По замыслу». Чтение: познавательная литература «Занимательное природоведение». Рассматривание энциклопедий. Игры: «Кто где живёт?», «Зимующие и перелётные птицы», «Узнай по описанию». Март Тема: «Перелётные птицы – ласточка, кукушка …». Возвращение птиц домой. Задачи: Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц, прилёт в свои родные края весной, (питание, рост, развитие, размножение). Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта. Беседа: « Чем питаются птицы» Рассматривание - Ласточка, кукушка и другие птицы – иллюстрации, слайды. «Грачи прилетели» - Саврасов. Игры: «Разрезные картинки», «Кто больше назовёт». Чтение сказки «Кукушка», «Дюймовочка», «Заяц – хвастун». Тема: «Водоплавающие птицы – лебеди, утки, гуси». Задачи: Развивать интерес к жизни птиц, формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, плавать и нырять в воде, имеющих типичное строение и приспособленных к определённым климатическим условиям. Беседа: « Что можешь рассказать о водоплавающих птицах», «Где лебеди устраивают гнёзда», «Когда утки улетают в тёплые края, и когда возвращаются?». Рассматривание - оперение, размер (иллюстрации, картинки) Игры: «Кто больше назовёт?», « Назови ласково», «Четвёртый лишний». Художественное творчество: Рисование «Лебёдушка» Чтение: «Серая шейка», «Хроменькая уточка». Апрель. Тема: «Домашние птицы». Задачи: Продолжать углублять знания детей о домашних птицах: внешнем виде, среде обитания, повадках, их пользе. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам. Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Беседа: «Зачем человеку домашние птицы?», «Что можешь рассказать о попугае ? что он за птица? Рассматривание различных домашних птиц фото – слайды, картинки (куры, ииндюк, петушки, гуси, утки…) Игры: « Назови ласково», « Покажи, что назову», «Летает, плавает, бежит» «Откуда птица прилетела?», «Чей клюв?» Художественное творчество: Лепка «Индюк», инсценирование сказки «Курочка ряба», рисование «Птичий двор». Чтение: «Гадкий утёнок», «Бременские музыканты». Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать? Какие птицы не умеют летать? Почему? Май. Тема: «Птицы – наши друзья». Задачи: Систематизировать знания детей о птицах, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности. Итоговая беседа: « Ответь на вопросы» (Шорыгина Т.А. стр. 63.) Викторина – итоговое мероприятие «Что мы знаем о птицах» Художественное творчество: Изготовление книжек – малышек «Пернатый ммир», альбом «Птицы наши друзья». |