Проект в подготовительной группе "Узнаем о снеге больше"
Проект в подготовительной группе "Узнаем о снеге больше"
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеге; познакомить с элементарными опытами со снегом, формировать интерес к экспериментированию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.
Актуальность: Проектная деятельность занимает важное место среди активных методов обучения в образовательном процессе. Данныйпроект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеге; познакомить с элементарными опытами со снегом, формировать интерес к экспериментированию. Опыты и эксперименты, предложенные в проекте, не требуют большого количества оборудования и подготовки, они просты и доступны, но позволяют детям узнать о снеге и его свойствах больше.
Объект исследования: снег.
Цель проекта: пополнить и обогатить знания детей о снеге, рассказать о безопасном поведении в зимний период на улице, опасностью гололеда, обморожения;
познакомить с защитными свойствами снега средствами познавательно-исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческой способности детей.
Задачи проекта
Образовательные:
Расширять представления о характерных особенностях жизни растений в зимний период времени года;
Расширить представления детей о природном объекте-снеге, его превращениях в воду, лед, свойствах снега (чистый, загрязненный, липкий, рассыпчатый);
Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений;
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
Развивать эстетическое восприятие;
Развивать мелкую моторику рук через изодеятельность: лепку аппликацию, рисование.
Воспитательные:
Закреплять навыки организованного поведения в ДОУ;
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать в команде;
Формировать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность, воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе.
Этапы
Подготовительный
Определение темы, задач и целей проекта;
Подбор литературы по теме проекта;
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Планирование проекта
Основной
Взаимодействие с детьми
В ходе реализации проекта использовались следующие формы сотрудничества с детьми:
Наблюдения;
Эколого-просветительские беседы; о безопасном поведении на улице;
Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, энциклопедий и видеофильмов;
Чтение художественной литературы;
Самостоятельная деятельность детей;
НОД, опытно-экспериментальная деятельность;
Подвижные игры;
Дидактические игры;
Трудовая деятельность
Заключительный этап:
Подведение итогов: создание картотеки опытов со снегом, картотеки наблюдений за снегом, снежных построек на участке, пополнение развивающей среды группы развивающими пособиями «Найди отличия в снеговиках».
Ожидаемый результат:
Дети: расширили знания о свойствах снега, знают о защитных свойствах снега, о признаках обморожения и безопасном поведении в сильный мороз.
Воспитатели: создают условия для реализации проекта и активного включения всех участников в работу по реализации проекта.
Планирование проекта
Дни недели
Виды деятельности
понедельник
1 половина дня
НОД «Что такое снег?»
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Дидактическая игра «Зима – хорошо, зима – плохо»
прогулка
Подвижная игра «Снежные круги»
Наблюдение № 1
2 половина дня
Чтение художественной литературы «В. Берестов «Снегопад»
Лепка «Снежинка» пластилинография
вторник
1 половина дня
НОД экспериментальная деятельность опыт № 1
Речевая логическая задача «Зимние братья»
Дидактическая игра «Где снежинки?»
прогулка
Подвижная игра «Снежная королева»
Наблюдение № 2, опыт № 2
2 половина дня
Чтение художественной литературы Е. Благинина «Захрустела льдинка»
НОД рисование «Деревья в снегу»
среда
1 половина дня
Беседа «Осторожно, сосульки (снег) с крыши»
Речевая логическая игра «Волшебные льдинки»
Дидактическая игра «Объясни»
прогулка
Подвижная игра «Мороз – Красный Нос!»
Наблюдение № 3, опыт № 3
2 половина дня
Чтение художественной литературы я. Аким «Первый снег»
Конструирование из бумаги «Снежинка»
четверг
1 половина дня
Беседа «Не ешь сосульки и снег»
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Дидактическая игра «Где снежинка?»
прогулка
Подвижная игра «Снежная карусель»
Наблюдение № 4, опыт № 4
2 половина дня
Чтение художественной литературы З. Александрова «Снежок»
Рисование «Мороз –Красный Нос»
пятница
1 половина дня
Пословицы и поговорки о зиме.
Речевая логическая игра «Где снежинка»
Дидактическая игра «Что бывает зимой?»
прогулка
Подвижная игра «Метелица»
Наблюдение № 5, опыт № 5
2 половина дня
Чтение художественной литературы Л. Воронкова «Первый снег», лепка «Снеговик и его друзья»
Итоги проекта:
Во время проведения проекта дети исследовали степень загрязнения снега в экспериментальной зоне в группе; узнали о защитных свойствах снега для растительности; узнали о том, что снег и лед может быть опасен.
Развивающая среда группы пополнилась дидактическим пособием на развитие внимания «Найди отличия в снеговиках».
Подобрана картотека наблюдений и опытов со снегом.
В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательно-поисковой деятельности, сформирован ряд навыков экспериментальной деятельности;
Дети группы во время проведения проекта сблизились в совместных играх, развилась любознательность, внимание.
Совместная деятельность способствовала укреплению детско-взрослых отношений, отношений педагог – родитель.
Список информационных источников
Т. А. Шорыгина « Стихи и сказки о родной природе», издательство творческий центр «Сфера», Москва, 2006 год
Э. Я. Степанова Сборник подвижных игр для детей 2 – 7 лет, издательства «Мозаика – синтез», 2013 год
М. В. Лучич «Детям о природе», издательства «Просвещение», Москва, 1989 год
Составитель А. А. Машкова, «Ребенок и окружающий мир на прогулке», издательство торговый дом «Корифей», Волгоград, 2008 год
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 -6 лет» издательство торговый дом «Учитель», Москва, 2007 год
Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2002 год
Приложения
Картотека опытов и экспериментов со снегом
Картотека наблюдений за снегом
Фотографии, иллюстрирующие практическую деятельность в ходе реализации проекта
Картотека опытов и экспериментов со снегом и льдом
Опыт № 1
Цель. Выяснить, является ли снег под деревом таким чистым, как кажется? Видны ли на нем следы грязи?
Ход опыта. Набрать в литровую банку снег из-под дерева. Принести в группу и когда он растает, посмотреть, чистая ли вода в банке. Дать детям промокательную бумагу и предложить аккуратно процедить через нее воду. Вода чистая, но что осталось на фильтре? Действительно ли снег под деревом чистый или он только кажется таким на первый взгляд? Дополнительно можно сравнить чистоту снега под деревом и возле дороги.
Опыт № 2
Цель. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход опыта. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.
Опыт № 3
Цель. Подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным.
Ход опыта. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить, почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким.
Опыт № 4
Цель. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от температуры, а влажность - от температуры воздуха).
Ход опыта. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в группу и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким.
Опыт № 5
Цель. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.
Ход опыта. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и закопать в снег на разную глубину. Выяснить, почему в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда и не замерзла на дне сугроба.
Картотека наблюдений за снегом
Наблюдение 1
Предложите понаблюдать, как кружится, падает снег. Когда снег будет идти хлопьями, обратить внимание детей, что его легко сгребать, а нагруженный снегом небольшой фанерный ящик может поднять один ребенок. Вспомнить, что летом такой же нагруженный песком ящик ребенку одному трудно поднять. Сделайте вывод, что песок тяжелее снега. Но почему? Пусть дети рассмотрят хлопья снега через лупу и увидят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками воздух, поэтому снег пушистый и его легко поднять.
Наблюдение 2
Предложите детям рассмотреть отдельные снежинки через лупу на черной бумаге или ткани. Они очень красивы по форме: похожи на звездочки, тонкие пластинки, цветы, иглы. Чаще всего у снежинок бывает шесть лучей. Обратить внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых крупных звездочек; при слабом морозе они напоминают белые твердые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, если посмотреть в лупу, видно, что лучи у них обломаны); очень красивы снежинки, когда они кружатся и блестят вечером при свете фонаря. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Сказать детям, что это хрустят снежинки, которые ломаются под ногами.
Наблюдение 3
Не менее красивое зрелище, когда снег падает сплошной пеленой, за которой угадываются контуры домов и деревьев. Приучайте детей любоваться снегопадом. Спросить их, почему он так называется. Посмотреть, какие сугробы намело после снегопада. Измерьте условной меркой глубину снега в разных местах: на ровном месте, под деревьями, у забора. Предложите подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте. Дети, понаблюдав, ответят, что в этих местах он не разносится ветром.
Наблюдение 4
Полюбуйтесь красотой высоких сугробов, особенно когда они освещены ярким январским солнцем. Спросить детей, что они могут сказать о снеге, какой он? Они ответят, что снег пушистый, белый, холодный, глубокий, что вода замерзла, он блестит на солнце, переливается, искрится. В зависимости от падающего на него света, может казаться розовым в лучах заката, желтоватым в свете фонаря.
Наблюдение 5
Предложить детям рассмотреть следы на снегу оставленных разными птицами, домашними животными, следы от обуви людей. Пусть дети сами оставят следы от своей обуви и рассмотрят отпечатки подошв на снегу.
Фотографии, иллюстрирующие деятельность проекта
Дети рассматривают через лупу снежинки
Дети рассматривают следы на снегу
Закапывают бутылку с водой вглубь сугроба, чтоб узнать, замерзнет там вода или нет. И что произойдет с водой в бутылке, оставленной на поверхности сугроба.
Узнали, что вода в глубине сугроба не замерзла, а на поверхности сугроба превратилась в лед. Дети сделали вывод, что под снегом сохраняет тепло.
Нашли под снегом зеленые растения
Измеряли высоту снежных сугробов
В группе профильтровали воду из растаявшего снега, собранного в разных местах на территории детского сада и узнали, что снег, кажущийся чистым и белым, на самом деле содержит частички грязи.