Проект «Сотрудничество педагогов и родителей в дошкольном учреждении»
Проект «Сотрудничество педагогов и родителей в дошкольном учреждении»
Проект «Сотрудничество педагогов и родителей в дошкольном учреждении»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Ребенок приходит в этот мир беззащитный и чистый, как лист бумаги, и то, каким он станет, зависит от взрослых, которые его окружают.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Актуальность:
Первым внесемейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение является детское дошкольное учреждение. Именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут устанавливать с ними контакт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Сотрудничество педагогов и родителей в дошкольном учреждении»»
Проект
«Сотрудничество педагогов и родителей в дошкольном учреждении»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Ребенок приходит в этот мир беззащитный и чистый, как лист бумаги, и то, каким он станет, зависит от взрослых, которые его окружают.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Актуальность:
Первым внесемейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение является детское дошкольное учреждение. Именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут устанавливать с ними контакт.
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи:
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей дошкольного возраста.
Создать условия для общения родителей по вопросам обмена опытом воспитания детей.
Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Гипотеза проекта:общение педагогов и родителей будет эффективнее при реализации следующих условий:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
Повысится авторитет работников ДОУ
Станет на порядок выше уровень педагогической грамотности родителей
Установится тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ
Воспитательно-образовательный процесс будет осуществляться на более высоком уровне.
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка и начать работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных анализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, разработать тактику общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, выявить что весь состав родителей можно разделить на три категории:
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация методической работы ДОУ и семьи».
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
С этой целью использовать активные формы и методы работы с родителями:
посещение семей воспитанников на дому
общие и групповые родительские собрания
консультации
занятия с участием родителей
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
совместные экскурсии
Дни общения
Дни добрых дел
Дни открытых дверей
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
оформление фотомонтажей
совместное создание предметно-развивающей среды
утренние приветствия
работа с родительским комитетом группы
беседы с детьми и родителями
тренинги
семинар-практикум
родительские гостиные
телефон Доверия
почта Доверия
семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание с новым составом группы «Будем знакомы» проводилось в нетрадиционной форме на детской площадке и поставить цели и задачи работы родителей и воспитателя на летний период.
Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Наглядно – информационное направление
Наглядно-информационное направление включает в себя:
родительские уголки
папки-передвижки
семейный праздники «Мама, папа, я», «Учись быть папой», «День матери»
копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной.
Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Делать это при любом удобном случае, и родители платят воспитателю тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемсь на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Перспективный план работы с родителями в ДОУ
Сентябрь
Формы работы:
1. Совместная подготовка к учебному году.
2. Консультация «Организация семейных прогулок»
.
4. Оформление детской площадки - ответвленный – инструктор по физкультуре.
цели работы:
Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы. Провести работу по адаптации детей к новой группе и воспитателям.
Дать рекомендации о совместном отдыхе на улице, о важности игры на свежем воздухе, учитывая заинтересованность детей.
Привлечь родителей к совместному оформлению.
Октябрь
Формы работы
1. Педагогические беседы: «Правильно ли мы разговариваем с детьми».
2. Выставка поделок и природного материала «Здравствуй, осень».
3. Книжка – передвижка: «Чем занять ребенка в плохую погоду? ».
4. Праздник «Осенины» - ответственный – музыкальный руководитель.
Цель:
1. Подсказать родителям, как воспитать личность в каждом из детей, как правильно говорить с ребенком, если это старший, младший или единственный ребенок.
2. Привлечь родителей к совместному труду с детьми.
3. Заинтересовать родителей новыми способами занятий с детьми.
4. Привлечь родителей к подготовке и участию в осеннем празднике-ярмарке «Осенины»
Ноябрь
Формы работы:
1. Беседа: « Агрессивное поведение детей»
2. Родительское собрание: «Детский сад не заменит семью» - ответственный – зам.зав.по ВМР
3. Праздник, посвященный дню матери (изготовление подарков мамам)
4. Конкурс поделок «Часовых дел мастер»
Цель:
1. Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, как она может влиять на самочувствие ребенка, его поведение и отношение к сверстникам.
2. Формировать у родителей заинтересованность играть вместе, создавать положительный эмоциональный настрой, дать понять родителям, что семья это главное.
3. Познакомить родителей с активностью детей во время праздничных выступлений; развивать коммуникативные навыки через игровую деятельность.
4. Вызвать интерес и привлечь родителей для участия в конкурсе поделок часов «Часовых дел мастер», проводимом фирмой ЧОУДО «Логос»
Декабрь
Формы работы:
1. Оформление построек из снега «Зимняя сказка»
2. Консультация: «Организация игр, прогулок на свежем воздухе»
3. Выставка поделок и рисунков к новому году: «В лесу родилась ёлочка»
4. «Новогодний праздник»
5. Городской конкурс поделок «Новогодняя игрушка»
Цель:
1. Привлечь родителей к совместному оформлению групповых участков и территории ДОУ для участия в городском конкурсе «Новогодний Нижневартовск».
2. Дать информацию о прогулках и играх на воздухе; предложить подвижные игры. Вызвать активное желание и заинтересованность родителей, проводить время с детьми на улице.
3. Формировать желание в совместной деятельности изготовить поделки; украсить группу и ДОУ работами и рисунками на новогоднюю тематику.
4. Получить эмоции от праздника, привлечь к активному участию в ряжение детей, воспитывать сплочение, коммуникативные навыки.
5. Привлечь родителей к участию в ежегодном конкурсе новогодних игрушек в номинациях «Символ года», «Самая большая игрушка», «Приз зрительских симпатий»
Январь
Формы работы:
1. Папка – передвижка «Нужна ли книга ребенку?»
2. День добрых дел: «Лучшая кормушка»
3. Фотовыставка – «В детском саду играем, много нового узнаем!»
4. Заучивание стихов на тему: «Ах ты, зимушка – зима!»
Цель:
1. Дать понять родителям, что книга незаменима в воспитании ребенка.
2. Привлечь родителей и детей к совместному изготовлению кормушек для птиц.
3. Познакомить родителей с использованием коммуникативных навыков для развития детей, через игровую деятельность.
4. Настроить родителей к совместной работе с детьми, вызвать интерес к подготовке и участию в конкурсе.
Февраль
Формы работы:
1. Семейный клуб «Играем со сказками» - ответственный – педагог-психолог
2. Папка передвижка: «Мой папа – защитник!» (роль папы в воспитании ребенка).