Данный проект актуален потому, что в настоящее время жители самых разных регионов нашей страны стали проявлять всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого.
Если знакомить дошкольников с историей и культурой нашей родины, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением.
2. Дать им представление об истории быта русского народа.
3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям(гостеприимство, трудолюбие).
5. Развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта.
6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
7. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.
- дети приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- будет создан мини-музей «Русская изба».
- воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
№ п/п | Мероприятия | Интеграция областей | Срок проведения | Ответственные | Практичес-коеприло-жение |
I этап - целеполагание |
| Чтение сказки «По щучьему велению» (приобщать детей к русской культуре, учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями, отвечать на вопросы по содержанию) | Речевое развитие | январь | Воспитатель | Книга с иллюстра-циями |
| Рассматривание иллюстраций в книгах с русскими народными сказками (учить внимательно рассматривать иллюстрации, вызвать эмоциональный отклик на рисунки) | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | январь | Воспитатель | Книги на книжной полке |
| НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (знакомить с народной игрушкой, вызвать радость от рассматривания расписной игрушки, обратить внимание на узор на игрушке, учить выделять и называть отдельные элементы узора и их цвет) | Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие | январь | Воспитатель | Альбом с дымковской росписью |
| Чтение потешек и колыбельных (учить внимательно слушать, понимать смысл, находить персонажей и фрагменты прочитанного на иллюстрациях) | Художественно-эстетическое развитие, познава-тельное развитие | январь | Воспитатель | Книги на книжной полке |
| Чтение сказок (приобщать детей к русской культуре) | Социально-коммуникативное развитие | январь | Воспитатель | Книги на книжной полке |
IIэтап – разработка проекта |
| Изучение информации интернет-ресурсов | | январь | Воспитатель | |
| Оформление наглядного материала для родителей | | январь | Воспитатель | Папка-передвижка |
| Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба» | | январь | Воспитатель | |
| Подбор материала | | январь | Воспитатель, родители | Экспонаты для музея |
| Создание альбомов с иллюстрациями о жизни на Руси для рассматривания детям | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | февраль | Воспитатель, родители | |
| Наблюдение за созданием макетов мебели русской избы (печь, люлька, ухват, кочерга) (формирование интереса к жизни в старину, к старинным атрибутам, к народным ценностям) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | февраль | Воспитатель | Коробки, краски, клей, бумага |
| Создание русских народных нарядов детям | Познавательное развитие | февраль | Родители | |
| Создание сундука (рассматривание предметов старины, ознакомление детей с сундуком и его содержимым) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | февраль | Воспитатель | Экспонаты будущего музея |
| Совместное изготовление лоскутного одеяла в люльку (развитие тактильного восприятия, совместное составление одеяла, приобщение детей к созданию необходимых материалов) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | февраль | Воспитатель | Кусочки ткани |
III этап –выполнение проекта |
| НОД: Аппликация «Украсим коврик» (учить располагать полоски чередуя их по цвету, закреплять умение намазывать клеем всю форму, развивать чувство ритма, воспитывать самостоятельность) | Художественно-эстетическое разви-тие, познавательное развитие) | февраль | Воспитатель | Картинки ковриков русской избы |
| Физкультминутка «Самовар» | Речевое развитие, физическое развитие | февраль | Воспитатель | Самовар, баранки |
| Д/и «В русской избе» (продолжать расширять представления детей о русской избе и ее обстановке). | Социально-коммуникативное развитие | февраль | Воспитатель | Настольно-печатная игра |
| Беседа на тему: «Что такое русская изба?» (познакомить детей с жилищем русского народа;расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке). | Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие | февраль | Воспитатель | Альбом с иллюстраци-ями, слайды, проектор |
| НОД: Лепка «Ухват» (учить лепить предмет состоящий из двух частей, вылепленных из удлиненных кусков пластилина, закреплять умение раскатывать пластилин продольными движениями ладоней и соединять детали) | Художественно-эстетическое развитие | февраль | Воспитатель | Ухват |
| НОД: Чтение художественной литературы «Гуси-лебеди» (познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, отметить атрибуты старины) | Речевое развитие | февраль | Воспитатель | Иллюстра-ции к сказке |
| Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта» (познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.), формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением). | Социально-коммуни-кативное развитие, познавательное развитие | февраль | Воспитатель | Слайды и картинки |
| НОД: «Как печку топили» (дать детям представления о пользе и вреде огня, познакомить со свойствами огня, воспитывать чувство осторожности и самосохранения). | Социально-коммуни-кативное развитие, познавательное развитие,речевое развитие | февраль | Воспитатель | Макет печки, щепки, спички, презентация «Печка» |
| П/и «Ручеек» (продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе) | Физическое развитие | февраль | Воспитатель | |
| Игровая ситуация «Уложим дочку спать» (учить самостоятельно организовывать игру, продолжать знакомство с предметами русского быта, побуждать включать в игру пение колыбельных) | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | февраль | Воспитатель | Люлька, кукла |
| НОД: Конструирование «Стол и лавочки» (постройка по образцу воспитателя, называя основные детали постройки и их цвета) | Художественно-эстетическое развитие | февраль | Воспитатель | Лавочка, стол |
| Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» (учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями, прививать интерес к устному народному творчеству) | Речевое развитие | март | Воспитатель | Книга с ил-люстрациями |
| Пальчиковая игра «У Маланьи» | Социально-коммуникативное развитие | март | Воспитатель | |
| Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам (вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунки, учить отражать в речи знания о русской избе и ее устройстве) | Социально-коммуни-кативное развитие, художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Книги из книжного уголка |
| Заучивание потешек (продолжать знакомить детей с культурой русского народа, формировать интерес к ней; учить выразительно повторять текст). | Речевое развитие | март | Воспитатель | Книги на книжной полке |
| НОД: «Старинная русская игрушка» (дать детям представление о том, чем в старину играли) | Познавательное развитие | март | Воспитатель | Иллюстра-ции, слайды |
| Рассматривание иллюстраций к любимым сказкам (побуждать детей пересказывать отдельные эпизоды наиболее понравившихся сказок, развивать связную речь) | Речевое развитие | март | | Книги с ил-люстрациями, дидактичес-кие игры по сказкам |
| Загадки о предметах быта (закреплять знания детей о предметах русского быта; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.) | Познавательное развитие, речевое развитие | март | Воспитатель | |
| НОД: Аппликация «Изба» (учить располагать полоски – «бревна» друг за другом, сверху располагать крышу, закреплять умение намазывать клеем всю форму,воспитывать самостоятельность) | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Рисунок избы |
| Слушание и пение колыбельных (учить пропевать мелодии по образцу, без напряжения, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма) | Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | март | Воспитатель | Музыкаль-ныепроиз-ведения |
| НОД: Лепка «Бусы» (закреплять умение лепить предметы округлой формы, упражнять в приемах прикрепления на основу, закреплять знание основных цветов) | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Настоящие бусы |
| Игра-забава «Карусель» (учить детей кружить в парах, тройках, держась за руки, обогащать двигательный опыт; развивать вестибулярный аппарат, координацию движений) | Физическое развитие | март | Воспитатель | Зонт с лентами |
| Чтение русской народной сказки «Петух и лиса» (продолжать учить следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы по содержанию сказки, обогащать словарный запас) | Речевое развитие | март | Воспитатель | |
| Наблюдение за изготовлением тряпичной куклы (формировать интерес к народной игрушке, дать представление о возможности изготовления игрушки своими руками; развивать игровые умения детей) | Познавательное развитие | март | Воспитатель | Кукла |
| НОД: Конструирование «Лесенка к избушке» (обучать детейнакладыванию детали одну на другую, прикладывать друг к другу, формировать умение детей правильно называть детали конструктора : кирпичик, кубик. | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Схема и рисунок лесенки |
| С/р игра «Приготовим угощенье всем на удивление» ( формировать игровые умения детей, учить объединять несколько взаимосвязанных действий в единый сюжет; учить играть вместе, развивать диалогическую речь) | Социально-коммуникативное развитие | март | Воспитатель | Наборы посуды, продуктов |
| НОД: Рисование «Украсим кокошник» (учить детей сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями, закреплять умение отжимать лишнюю краску о край банки, развивать самостоятельность и творчество) | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Кокошники, книга с русскими народными костюмами |
| Варежковый театр «Колобок» (продолжать учить следить за развитием сюжета, учить высказывать свои впечатления об увиденном) | Речевое развитие | март | Воспитатель | Варежковый театр |
| Физкультминутка «Матрешки» | Физическое развитие | март | Воспитатель | |
| Инсценировка сказки «Теремок» (поддерживать интерес к театрализованной деятельности, учить сопровождать движения речью и песенками, передавать характер героев). | Речевое развитие | март | Воспитатель | Маски героев сказки |
| Заучивание потешки «Как у нашего кота» (Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой) | Речевое развитие | март | Воспитатель | Игрушка кошка |
| НОД: Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» (создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков, освоение понятия часть и целое) | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Лоскутное одеяло |
| Показ сказки «Волк и семеро козлят» (приобщение к народному творчеству, учить передавать образ персонажа в мимике и интонации, пополнять словарь) | Речевое развитие | март | Воспитатель | Театр деревянных фигурок |
| НОД: Лепка «Баю-бай, засыпай» (моделирование образов спящих детей, лепка в стиле пеленашек: туловище – овал, голова – шар) | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Запеленован-ная кукла |
| Д/и «Составь узор (по мотивам дымковской росписи)» (учить детей составлять узоры из элементов дымковской росписи, формировать способности к творческому созданию и комбинированию элементов в композиции). | Познавательное развитие | март | Воспитатель | Дидактическая игра |
| НОД: Заучивание потешки «Петушок» (помочь детям запомнить текст, учить выразительно, читать его) | Речевое развитие | март | Воспитатель | Фигурка петушка |
| Подпевание частушек (учить подпевать мелодии по образцу, без напряжения, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма) | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Музыкаль-ныепроиз-ведения |
| НОД: «Освещение жилища на Руси» (формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | март | Воспитатель | Альбом с иллюстрациями, свечка, масляная лампа |
| Чтение русских народных сказок (продолжать знакомить с произведениями русского народного творчества, отвечать на вопросы по содержанию сказки, побуждать проговаривать отдельные слова и фразы из сказок) | Речевое развитие | март | Воспитатель | Книги на книжной полке |
| НОД: Конструирование «Заборчик для садика Матрешки» (учить ставить кирпичик на длинную узкую грань, потом на короткую узкую и так чередуя по кругу кирпичики) | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | Иллюстра-ции с забо-ром |
| Театрализованная игра «Танцы под русские народные песни» (развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения) | Художественно-эстетическое развитие | март | Воспитатель | |
| Рассматривание альбома с декоративно-прикладным творчеством (учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя) | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | апрель | Воспитатель | Альбомы декоративно-прикладногоисскуства |
| С/р игра «Семья»: «Уложим деток спать» (учить самостоятельно организовывать игру, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, развивать сюжет на основе имеющихся знаний и опыта, побуждать включать колыбельные в игру) | Социально-коммуникативное развитие | апрель | Воспитатель | |
| П/и «Огуречик, огуречик» (учить выполнять игровые действия, развивать ловкость, скорость). | Физическое развитие | апрель | Воспитатель | |
| НОД: Рисование «Колобок покатился по дорожке» (создание образа колобка на основе круга или овала, дорожки - на основе волнистой линии) | Художественно-эстетическое развитие | апрель | Воспитатель | Иллюстра-ции сказки «Колобок» |
| Создание игровой ситуации для развития самостоятельной игровой деятельности детей(формировать навыки самостоятельной игры, разнообразие действий, умение вступать в диалог с воспитателем, детьми, воспитывать доброжелательные отношения) | Социально-коммуникативное развитие | апрель | Воспитатель | |
IVэтап – подведение итогов |
| Систематизация собранной информации | | апрель | Воспитатель | |
| Оформление мини-музея «Русская изба в группе с детьми и родителями» | | апрель | Воспитатели, дети, родители | Презентация мини-музея «Русская изба» |
| Создание огорода на окне «У бабули в огороде» | Познавательное развитие | апрель | Воспитатель | |
| Итоговое мероприятие: развлечение «В гости к бабушке» | Художественно-эстетическое развитие | апрель | Воспитатели, музыкальный руководитель | |