«Родные сказки» - это проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников с художественно-эстетическим уклоном. В названии проекта есть слово «сказка». И неспроста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Родными эти сказки называются потому, что речь в них идёт о самом дорогом для человека – о родителях и родственниках, о родном языке, о большой и малой родине, о народных традициях и обычаях.Работа в проекте «Родные сказки»– это коллективное сотворчество педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, воспитателей подготовительной группы и музыкального руководителя. Работа педагогов в проекте реализуется параллельно, в интеграции друг с другом, ведя к конечной цели – оформлению мини-музея «Русская изба». Именно совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса положительно влияет на процесс воспитания у дошкольников нравственно-патриотических качеств и формирование творческой личности ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Родные сказки" »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад №102 г. Томска
ПРОЕКТ
нравственно-патриотического воспитания дошкольников с художественно-эстетическим уклоном
«Родные сказки»
Составил:
педагог дополнительного образования
Панкина Е.А.
Томск – 2015 г.
Проект «Родные сказки»
Пояснительная записка
Приобщение ребенка к культуре своего народа стало очень актуально в свете современного развития дошкольного образования, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает у нас уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его обычаев, традиций, быта поможет в дальнейшем будущему поколению с уважением и интересом относиться к культурным традициям как своего народа так и других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
«Родные сказки»- это проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников с художественно-эстетическим уклоном.
В названии проекта есть слово «сказка». И неспроста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Так как основным видом деятельности дошкольника является игровой, то сказки помогают педагогу превратить процесс обученияв увлекательную игру.
«Родными» эти сказки называются потому, что речь в них идёт о самом дорогом для человека – о родителях и родственниках, о родном языке, о большой и малой родине, о народных традициях и обычаях.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому во время занимательной деятельности с детьми необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Такая "бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого необходима организация мини-музея «Русская изба» в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (например, использование театрализованных игр). Активизироватьмыслительную детскую деятельность помогают различные методы и приёмы – это сравнение (как было раньше, как - сейчас), индивидуальные задания для детей и родителей, использование наглядного дидактического материала и современных ИКТ. Таким образом, дети учатся самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы и т.д..
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. А работа в проекте «Родные сказки» направлена не только на формирование любви к традициям своего народа, но и на развитие личности в духе патриотизма.
Работа в проекте «Родные сказки»– это коллективное сотворчество педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, воспитателей подготовительной группы и музыкального руководителя. Работа педагогов в проекте реализуется параллельно, в интеграции друг с другом, ведя к конечной цели – оформлению мини-музея «Русская изба». Именно совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса положительно влияет на процесс воспитания у дошкольников нравственно-патриотических качеств и формирование творческой личности ребёнка.
Проект
«Родные сказки»
Педагог доп. обр. по изобразительной деятельности
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Родители
Реализация проекта «Родные сказки».
Продолжительность проекта: один год
Участники проекта: дети подготовительной группы
Цель проекта «Родные сказки»:
развитие детского творчества в изобразительной деятельности через знакомство с культурой, традициями, обычаями, бытом русского народа
Задачи:
способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа;
развитие умений и навыков изобразительной деятельности для выполнения иллюстраций к русским народным сказкам (изображение перспективы, изображение героев в народных костюмах, умение выстроить композицию рисунка, использование цвета в изображении положительных и отрицательных героев);
содействовать развитию и реализации собственного творческого замысла;
способствовать расширению представлений о народных промыслах (дымковская игрушка, хохлома, гжель)
воспитывать любовь и привязанность к своей Родине
Организация совместной работы педагога с детьми в проекте
Виды детской деятельности
Основные формы работы с детьми
Игровая
игровые ситуации с использованием литературных произведений (сказок, поговорок, пословиц, потешек), игры с речевым сопровождением, театрализованные игры, дидактические игры и др.
Продуктивная
рисование, конструирование, творческие задания, рисование иллюстраций к русским народным сказкам, изготовление украшений к народным праздникам, сувениров, пособий для оформления мини-музея «Русская изба»
Чтение художественной литературы
чтение (сказок, потешек, пословиц и поговорок), называние героев сказок, беседы, рассказ с дальнейшим обсуждением, пересказывание главных событий
Парциальная программа «Природа и художник» Т.А.Копцева;
Модифицированная программа по изобразительной деятельности «Акварелька» педагога дополнительного образования Е.А.Панкиной
Перспективное планирование проекта «Родные сказки»
1. Книги с русскими народными сказками, иллюстрируемые разными художниками-иллюстраторами, в том числе Е.И.Рачёвым и Ю.Вснецовым
2. Иллюстрации с изображением русской избы, утварью, народного костюма, русских богатырей и др.
3. Картины с изображением сказочных сюжетов.
4. Портреты художников-иллюстраторов.
и др.
Ожидаемые результаты:
Ребёнок будет уметь
выполнять иллюстрации к русским народным сказкам (изображать героев в русских народных костюмах, изображать героев в движении, выстраивать композицию рисунка, использовать цвета в изображении);
самостоятельно выполнять иллюстрации к сказке;
различать разные виды народных промыслов (дымка, хохлома, гжель)
выполнять элементы народного узора
Ребёнок будет
иметь представления о культуре, традициях, обычаях, обрядах, быте русского народа;
иметь представления о народных костюмах
Совместно с педагогом будут
созданы и оформлены иллюстрации к русским народным сказкам;
создан и оформлен мини-музей «Русская изба»
Основные формы работы с родителями:
знакомство с содержанием проекта через беседы, консультации, папки-передвижки
оформление папок-передвижек с информацией и советами по обучению детей рисованию;
консультации «Как нарисовать сказку»; «Рассказываем детям о народных промыслах», «Знакомим детей с художниками-иллюстраторами»
привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта (обеспечение художественными материалами детей для изготовления экспонатов для мини-музея, сувениров, украшений для народных праздников, разучивание ролей, изготовление костюмов к спектаклю);
оформление выставок детских работ;
оформление творческого отчёта о проделанной работе;
презентация мини-музея «Русская изба»;
проведение народных праздников (Рождество, Масленица)
Реализация проекта «Родные сказки»
Этапы
Сроки проведения
Основные задачи
Формы работы с детьми
I
Знакомство с русскими народными традициями и обычаями
октябрь
Формировать первичные представления о культуре, обычаях и традициях русского народа.
Прививать интерес к знакомству с историей своей страны.
путешествие во времени; рассматривание (иллюстраций с изображением русских деревень, городов, и т.д.)рассказ с дальнейшим обсуждением;
беседы
II
Выполнение иллюстраций к русским народным сказкам
ноябрь-январь
Способствовать ознакомлению детей с русскими народными сказками.
Способствовать расширению представлений о творчестве художников-иллюстраторов.
Расширять знания о народном костюме.
Способствовать развитию изобразительной деятельности через знакомство со сказкой (рисование иллюстрации к сказке).
пересказывание главных событий; рассматривание (книг со сказками, иллюстрируемыми разными художниками-иллюстраторами, в том числе Е.И.Рачёвым и Ю.Васнецовым); ситуативный разговор (определение главных героев сказок, их характеров, анализ их поступков, поведения и др.)
III
Изготовление и оформление экспонатов для обустройства мини-музея «Русская изба»
февраль - март
Способствовать формированию знаний о народных промыслах (хохлома, дымка, гжель и др.)
Способствовать развитию изобразительной деятельности через знакомство с народно-прикладным искусством.
рисование (элементов народных узоров на посуде бытовых предметов и одежде), изготовление украшений, сувениров к народным праздникам, создание коллекции народных игрушек
IV
Презентация мини-музея
«Русская изба»
апрель-май
Способствовать формированию умений проводить экскурсии по мини-музею, умений презентовать свою работу родителям, сотрудникам и гостям детского сада.
рассказывание (о том из чего и для чего изготавливалась утварь ); рассматривание с дальнейшим обсуждением (рассматривание экспонатов мини-музея); интервьюирование (с родителями, с сотрудниками и гостями детского сада)
Литература
1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М.: ТЦ Сфера, 2008г.;
2. Карачунская Т.Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», ТЦ «Сфера» М.2005г.;
3. Коротаева Е.А., Параскун О.А. «Мини-музей как форма художественно-эстетического развития дошкольников», ОГБОУ «ТГПК», Томск-2013г.;
4. Лыкова Л.Д., Васюкова Н.Е. «Изодеятельность и детская литература» - М.: ТЦ Сфера, 2009г.;
5. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду» - М.: Скрипторий 2003, 2011г.;