Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "Что нам осень принесла?"»
МБДОУ №24 «Золотая рыбка»
«Наши ручки золотые»
долгосрочный проект
в старшей группе №9 «Пингвинята»
Разработала :Иванченкова Вера Викторовна
2022
Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Актуальность
Современное дошкольное образование рассматривает предшкольный период, как основу обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных слоев и групп населения, и осуществления преемственности процесса обучения и воспитания. Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Многие дети неправильно держат ручку, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе. Это явный признак недостаточной развитости мышц пальцев рук.
Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного обучения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Успешное овладение письмом возможно только при достаточном уровне развития у детей психофизиологических компонентов, являющихся необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью.
Основой овладения письменно – речевой деятельностью является хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, чувства ритма, пространственного восприятия, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций.
Объект исследования:
Процесс развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что система работы с детьми старшего дошкольного возраста позволит совершенствовать графические навыки ребенка.
Особенности формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте нервная регуляция движений ещё несовершенна, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению. В процессе движения не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому дети тщательно и старательно пытаются выводить буквы, срисовывать рисунки. Им бывает трудно провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину знаков . Детям гораздо легче печатать крупные фигуры, рисовать большие фигуры, чем писать в узкой строке. Именно в этот период дети осваивают главные пространственные соотношения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливать и различать звуки разной высоты, хорошо улавливать и различать ритм, темп, способы воспроизводить движения несложного ритмического рисунка в заданном темпе.
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.
При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия.
2 этап – синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
3 этап – автоматизация – и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.
Таким образом, формирование навыков письма длительный процесс, сложный по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Приобретение графических навыков на предшкольном этапе является определяющим фактором при обучении письму в начальной школе. Поэтому, в дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму, а не обучение ему.
Цель проекта: Сформировать у детей старшей группы к школе готовность к освоению письма в школе.
Задачи:
Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребенка;
Формировать графические навыки в процессе игр и упражнений;
Разработать виды и формы взаимодействия с воспитателями и родителями
Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к письму.
Прогнозируемый результат:
Интерес детей к графическим упражнениям, самостоятельность в их выполнении.
Развитость мелкой и общей моторики, готовность к освоению письма.
Зрительно – пространственная ориентация, умение организовать пространство листа.
В свою систему работы по формированию у дошкольников навыков правильного письма включила:
Пальчиковую гимнастику.
Игры и упражнения на развитие общей моторики.
Развитие графической моторики.
Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепление мышц руки. Сюда включила:
Пальчиковые игры с речевым сопровождением
Игры с предметами
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них, пальчиковые игры с предметами. К числу достоинств игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких – либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно они все несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Тест «Пробы моторной одаренности» (Н.И.Озерецкого)
Определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
Проба 1.
Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.
Проба 2.
Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см x 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывается: 1) если ребенок помогал себе другой рукой; 2) скатал недостаточно компактные шарики.
Проба 3.
Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, размахивал руками, коснулся пола согнутой ногой.
Проба 4.
Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать и оно не засчитывается.
Проба 5.
Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом – левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается: 1) если движения обеих рук разновременные; 2) уложено меньше чем по 5 спичек с каждой стороны.
За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл
1 уровень (высокий) – 5 баллов
2 уровень (средний) – 4 балла
3 уровень (низкий) – 1-3 балла
№
Ф.И. ребенка
1
2
3
4
5
итог
Тест «закрасить лист -5см на 5 см»
Инструкция: выполнить по две клетки закрасить чередуя цвета по образцу: вертикально (сверху вниз)
Литература для занятий:
- Полный курс подготовки к школе- 5-6 лет авт. О.С. Ушакова, И.С. Артюхова
-Школа для дошколят. Логика 6-7 лет авт Гаврина, Щербинина
Занятия октябрь. Провести тест. Приготовить всю атрибутику.
Занятия ноябрь: Провести тест второй на штриховку тетрадного листика 5*5 см. Обсудить резльтаты с родителями. Выявить пробелы и плюсы.
Занятия декабрь.
стр 35 раздать. Проверить, закрепить понятия геометрических фигур.
Упр на внимание. по итогам провести собеседование и дать рекомендации.