Проект «Ознакомление детей со школой в детском саду»
Проект «Ознакомление детей со школой в детском саду»
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Ознакомление детей со школой в детском саду»»
Проект «Ознакомление детей со школой в детском саду»
Актуальность проекта
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;
в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;
д) проявляют способность к волевым условиям;
е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
ж) проявляют способность к принятию собственных решений.
Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.
Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.
Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.
Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет.
Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Тема проекта: «Ознакомление детей со школой в детском саду»
Руководитель проекта: воспитатель Сайфиева Гулором Насридиновна
Сроки реализации: долгосрочный
Вид проекта: познавательно – творческий
Возраст детей: старший дошкольный возраст 6-7 лет
Участники проекта: воспитатель и дети группы № 2 «Золотая рыбка», родители воспитанников, учащиеся и учителя начального звена МБОУ СОШ № 8 г.Ессентуки.
Цель:
-формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий;
- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи:
1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
2. Формировать учебно - познавательные мотивы.
3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.
4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
6. Способствовать снижению чувства тревожности.
7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.
Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;
• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий;
• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.
План реализации проекта:
Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта;
- диагностика;
- анкетирование родителей;
- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
- комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
План сотрудничества с родителями детей
Мероприятие
Цель
Беседа с родителями старших, подготовительных к школе групп .
Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе.
Консультации: - «Психологическая готовность детей к школе» - «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6-7 лет» - «Тип личности ребенка и его готовность к школе».
Повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению.
Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу».
Выявление уровня готовности и знакомства детей
со школой на начало учебного года.
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.
Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе.
Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школе и по запросам родителей.
Рекомендации для родителей по успешной подготовке
к обучению в школе.
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе», «Леворукий ребенок», «Учим детей считать, писать, читать», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе»,
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
План образовательной деятельности по ознакомление детей со сшколой
Мероприятие
Задачи
Экскурсия в школу.
Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни.
Беседа «Профессия-учитель».
Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Интеллектуальная игра
«Я знаю все».
Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ).
Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.
Выставка детских работ
«Я рисую школу».
Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки.
Дидактическая игра
«Собери портфель».
Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи.
Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе
Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.
Беседа о школьной библиотеке.
Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.
Вечер загадок «Скоро в школу».
Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке.
Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.
Игра-соревнование между детьми «Как мы готовы к школе».
Развлечение «Прощай, детский сад. Здравствуй, школа!»
Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу.
Основной этап - реализация проекта
Взаимодействие ДОУ и СОШ (совместное мероприятие), а так же детей и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.
Психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач: 1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении; 2. формирование положительного эмоционального
3. формирование опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, отношения к школе; рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).
Ознакомление детей со сшколой в детском саду включает в себя две основные задачи:
2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Работа воспитателя на занятиях
по формированию готовности к школе включает в себя:
• Вырабатывание у детей представления о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний.
• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в
коллективе и положительного отношения к сверстникам;
усвоение способов активного воздействия на сверстников
как участников общей деятельности.
• Формирование у детей навыков организованного поведения,
учебной деятельности в условиях коллектива.
Формы работы с детьми в ДОУ по ознакомлению со школой:
1.Сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».
4.Рассматривание картины по школьной тематике.
5.Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
6.Рисование на темы: «Моя школа», «Мои впечатления от экскурсии в школу».
7.Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
8.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
9.Словесные, дидактические, интерактивные игры на школьную тематику.
Роль родителей в подготовке к школе.
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
Два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
отсутствие формализма в организации работы с семьей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия подразделяются:
- на коллективные,
- индивидуальные,
- наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
• Совместные досуги, праздники.
• Участие родителей в выставках.
• Организация дней открытых дверей.
• Выпуск газет.
• Устные педагогические журналы.
• Занятия о профессиях, которые проводят родители.
Заключительный этап:
Результат сотрудничества ДОУ и школы.
улучшение подготовки 6 летних детей к школе;
обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
углубление интереса к жизни в школе;
обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
Советы родителям будущих первоклассников:
Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.
Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
Заключение.
На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана; 2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”; 3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе.