Сказка-необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души, поэтому мною был разработан проект "Неделя сказок". Из сказок дети черпают множество познаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Неделя сказок"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 214 Кировского района Волгограда»
Проект
«Неделя сказок»
в подготовительной группе
Воспитатели:
Шумкина А.А.
Заплатина Л.И.
Волгоград
2018
Введение
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
И научат веселиться.
Быть скромнее и добрее,
Терпеливее и мудрее.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Актуальность.
Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. А воспитание детей потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.
Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Проведя опрос среди детей и родителей в нашей группе, нами было выявлено, что:
1.Большинство детей знают очень мало русских народных сказок.
2.Родители, в силу своей занятости мало читают детям.
3. Некоторые родители в силу своей некомпетентности не знают, какие сказки читать детям в этом возрасте.
Таким образом для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект «Неделя сказок», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности детей старшего дошкольного возраста в книжную культуру.
Цель:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
-помочь детям развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли
-развивать традиции семейного чтения;
-развивать диалогическую речь;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, кистей;
-развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
-создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Участники проекта:
дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
-использование в речи «сказочных» языковых средств;
-приобщение детей и родителей к чтению сказок;
-развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
-обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
-формирование коммуникативных способностей.
При разработке проекта мы ориентировались на следующие принципы:
- принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки.
- принцип систематичности и последовательности обосновывается возрастными, психологическими особенностями, связан как с организацией материала, так и с системой действий по его усвоению: восприятием информации, разъяснениями педагога, самостоятельной работой. Логопедическая работа чётко планируется. В плане отмечается время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи, нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, работа с родителями.
- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
- принцип прочности закрепляет усвоение знаний. Для прочности усвоения и сохранения материала имеет большое значение субъективная оценка значимости знаний в жизни.
- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения различных по содержанию и способам осуществления.
- принцип наглядности активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ.
- принцип межпредметных связей способствует использованию сведений из других разделов программы
Этапы реализации проекта:
I этап подготовительный:
1.Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.
2.Составление тематического плана
3.Анкетирование родителей.
4.Составление картотеки загадок, присказок, пословиц о сказках.
II этап – формирующий
1. Реализации основных видов деятельности
2.Разработка конспектов занятий и их проведение.
3.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
Содержание работы с детьми.
1.Беседа «Какие бывают книги».
2. Чтение разных сказок по возрасту.
3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
4. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. 5. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
7.Рисование на тему «Моя любимая сказка».
8.Лепка сказочных героев.
9.Аппликация «Царевна – лягушка».
10.Подвижные игры с художественным словом.
11.Конспекты для родителей.
12.Итоговое занятие «Викторина по сказкам»
Тематический план
Время проведения
Вид реализуемой деятельности
Форма организации
Примечание
29.10.2018
Беседа
«Какие бывают книги».
беседа
Конспект
(фото)
С 29.10 по
02.11. 2018
Чтение разных сказок по возрасту.
Непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность
С 29.10 по
02.11. 2018
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
Совместная деятельность
С 29.10 по
02.11. 2018
Разучивание
поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Игровая деятельность
Картотека: пословиц, поговорок.
01.11.2018
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Совместная деятельность
Инсценировка сказки (фото)
31.10.2018
Дидактическая игра: «Телевизор»
Непосредственно образовательная деятельность
Описание игры (фото)
29.10.2018
Рисование на тему «Моя любимая сказка».
Непосредственно образовательная деятельность
Конспект (фото)
31.10.2018
Лепка сказочных героев
Непосредственно образовательная деятельность
Конспект
(фото)
02.11.2018
Аппликация
«Царевна-лягушка»
Непосредственно-образовательная деятельность
Конспект
(Фото)
С 29.10 по
02.11. 2018
Подвижные игры с художественным словом
Игровая
деятельность
Картотека
(фото)
С 29.10 по
02.11. 2018
Создание альбома:
«Герои наших любимых сказок»
Совместная деятельность с родителями
02.11.2018
Итоговое занятие «Викторина по сказкам»
Совместная деятельность
Конспект
(фото)
Реализуемые мероприятия.
Чтение художественной литературы:
Гуси-лебеди.
Хаврошечка.
Царевна-лягушка.
Иван-цареевич.
Василиса Прекрасная
Три поросёнка
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
«Попробуй на вкус», «Сложи из частей»
«Телевизор»
«Назови сказку по предмету»
(например, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».
Работа с родителями
1.Консультация «Роль сказки в жизни ребёнка»;
2. Рекомендации «Как сделать речь ребенка образной и выразительной с помощью сказок.
3.Домашние задания для родителей и детей
(рисование иллюстраций к сказкам.
III этап – заключительный:
обобщение материалов и результатов работы
Итоги:
1. Подведение итогов проектной деятельности;
2.Презентация проекта
3. Итоговое занятие «Викторина по сказкам».
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагогов; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении тематического альбома «Герои наших любимых сказок» (совместно с детьми).
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Неделя сказок»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Литература:
Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001