Просмотр содержимого документа
«Проект "Мнемотехника в развитии связной речи"»
Краткосрочный логопедический проект
«Мнемотехника- как средство развития связной речи»
с детьми 6-7 лет дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Руководитель проекта:
Учитель-догопед:
Г.В.Борщева
г.Белово
2022
Актуальность проекта
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мыслительной деятельности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Результаты диагностики показали, что определенное количество детей имеет недостаточный уровень речевого развития. Именно эта проблема послужила созданию проекта.
Участники проекта:
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, подготовительной группы «Пчёлка».
Время реализации проекта:
Февраль-март-апрель, 2022 учебный год.
Проведение итогов проекта «Мнемотехника- как средство развития связной речи» - викторина.
Цель: Развитие связной речи детей старшего школьного возраста средствами мнемотехники.
Задачи:
Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники;
Повышение уровня речевой активности детей.
Развитие связной монологической речи.
Обогащение словарного запаса детей.
Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Предполагаемый результат
Дети:
— совершенствование связной речи
— пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями;
— умение договариваться и работать слажено;
— умение обратиться к взрослому с вопросом;
— умение ребенка отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
Родители:
— повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы;
Педагоги:
Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство с приёмами мнемотехники.
Внедрение в образовательный процесс опыта работы по данной теме.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный (подготовительный)
Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей».
Разработка проекта по теме «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
2 этап. Практический
Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}