kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей дошкольного возраста»

Оглавление:

  1. Пояснительная записка.
  2. Теоретические основы развития речи дошкольников.
  3. Определение и приемы мнемотехники.
  4. Содержание и механизм реализации проекта.
  5. Анализ детской деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада.
  6. Использование мнемотехники в развитии связной речи.
  7. Результаты исследования.
  8. Заключение.
  9. Список библиографической литературы.

Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно немногие.

Галилео Галицей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей дошкольного возраста»»

«Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей дошкольного возраста»

 

Оглавление:

  1. Пояснительная записка.

  2. Теоретические основы развития речи дошкольников.

  3. Определение и приемы мнемотехники.

  4. Содержание и механизм реализации проекта.

  5. Анализ детской деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада.

  6. Использование мнемотехники в развитии связной речи.

  7. Результаты исследования.

  8. Заключение.

  9. Список библиографической литературы.

 

Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно немногие.

Галилео Галицей.

 

Пояснительная записка

 

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой и др.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. 

Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (педагог-психолог Сохин Ф.А.).

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

В моей практике были трудности при обучении связной речи. А поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), поэтому дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Главная цель моего проекта: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

Задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.

  2. Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми.

  3. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников.

 

Теоретические основы развития речи дошкольников

 

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение родному языку на занятиях.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).

К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимым условий полноценного развития личности ребенка.

По определению выдающегося психолога и философа С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного содержания. В овладении речью, считает психолог Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям, т.е. проходит этапы речевого развития (приложение 1). Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи.

Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь - требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

 

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

 

Определение и приемы мнемотехники

 

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемотехнику) включает: римского философа Сенеку, одного из видных деятелей христианской церкви Августина, римского ритора (учителя красноречия) Квинтилиана и др.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.
Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Более того, методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большёва Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н.- схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения детей с использованием мнемотехники – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, воображения, а именно психических процессов. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитие речи (приложение 2).

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т.д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

 

Содержание и механизм реализации проекта

 

Исследование осуществлялось на базе ГККП детский сад № 117 г.Павлодара. Работа проводилась с детьми среднего дошкольного возраста, в количестве 24 человека.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста является одним из основных направлений нашей работы. В течение учебного года ведется исследовательская работа по теме: «Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей младшего школьного возраста».

Развитию речи в программе, которую реализует наше ДОУ, уделяется особое внимание: четко ставятся задачи развития связной речи, раскрыто значение речи и книги для развития ребенка, особое внимание уделяется развитию словаря.

Мы уверены: овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественной и музыкальной деятельности.

Данная работа осуществляется в течение 2014 года, однако ее необходимо продолжать, об этом говорит положительная динамика, полученная в ходе исследования.

Прежде чем начать работу с детьми и родителями по реализации проекта, было принято несколько положений:

  1. Проблема развития речи, ее культуры и грамотности, актуальна для дошкольников нашего ДОУ, в частности для воспитанников второй младшей группы.

  2. Детская литература – это настоящее искусство, у которого свой объект изображения – ребенок, детство, детская жизнь, своя тематика и специфика. Уметь донести это искусство до сознания ребенка, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление – задача воспитателя. Детская литература лежит в основе культуры личности.

  3. Родители – наши союзники в вопросах развития речи детей. Необходимо дать понять им, что литература оказывает на человека скрытое, не проявляющееся сразу воздействие, которое в будущем обязательно принесет свои плоды.

  4. Чтение художественной литературы, работа с книгой должны стать хорошей привычкой, как для взрослых, так и для детей. В процессе общения с детской литературой взрослый человек меняется, меняются его взгляды на ребенка, на все то, что ранее казалось незначительным. Следовательно, общение ребенка с книгой должно быть ежедневным. Художественное слово может звучать в устном исполнении: сказку можно рассказать, стихотворение прочитать наизусть.

 



























Этапы проектной деятельности

 

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Подготовительный

1. Постановка целей и задач.

2. Определение проблемы, подлежащей решению.

3. Анализ проведенных исследований по данной проблеме.

4. Составление плана проекта.

Июнь 2014г.

Июнь - июль 2014г.

Август – сентябрь 2014 г.

Сентябрь 2014г.

Поисково-исследовательский

1. Анализ детской деятельности.

2. Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).

3. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь - )

4. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием приемов наложения и приложения).

5. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

6. Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс.

7. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:

- на занятиях;- в свободной деятельности;- в продуктивной деятельности;- в индивидуальной деятельности.

8. Оснащение ПРС с использованием мнемотаблиц.

9. Сотрудничество с педагогами ДОУ:

- посещение РМО;

- консультации;

- консультации психолога;

- беседы;

- обмен опытом;

- изготовление атрибутов (мнемотаблиц);

- взаимодействие со специалистами.

10. Работа с родителями:

  • Просветительская:

- родительские собрания («Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»,

«Использование инновационных методов и приемов в развитии связной речи младших дошкольников в ДОУ и дома»;

- анкетирование «Развиваем речь детей»;

- выставка педагогической литературы;

- круглый стол «Как собирать детскую библиотеку?»;

- конкурс Эссе «Мой ребенок»;

- дискуссия «Развиваем речь дома»;

- день открытых дверей;

- посещение открытых занятий;

- посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).

  • Консультативная:

- групповые консультации;

- индивидуальные консультации.

  • Информационная:

- устная и посменная информация (выпуск информационного листа);

- стендовая информация.

2.09.15 – 9.09.15

Сентябрь 2015г.

 

1.10.15 – 10.10.15

 

 

10.10.15– 20.10.15

 

 

20.10.15 – 31.10.15

3.11.15 – 17.11.15

 

Ноябрь – Декабрь 2015г.

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.09.16

15.12.16

 

 

1.02.17 – 7.02.17

12.03.17

15.04.17

В течение мая

09.09.17

12.10.17

май 2018г.

 

 

В течение года

 

 

В течение года

Аналитико-обобщающий

1. Итоговое занятие внутри ДОУ

2. Праздник «Сказки»

Январь 2019

Апрель 2019

Информационно-презентативный

Презентация проекта

Февраль 2019

 















































Анализ детской деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада

 

Основная общеобразовательная программа детского сада является кратким изложением многокомпонентного содержания образования в ДОУ. Этот документ позволяет организовать работу дошкольного учреждения в режиме развития, искать новые стратегические и тактические направления преобразования образовательной системы учреждения.

Наша образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности, специфику организации образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования и является моделью образовательного процесса.

Образовательная программа состоит из целостного ряда составных частей (компонентов), взаимно связанных между собой, и тем самым представлять систему. Отбор компонентов этой системы ориентирован, прежде всего, на цель ее создания.

Цель коррекционно-развивающей программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами, и профилактика возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи:

- помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;

- формировать полноценные произносительные навыки;

- готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;

- развивать навыки связной речи.

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Что касается содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация», то главная ее цель овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Первая группа целей для второй младшей группы образовательной области «Коммуникация» направлена на развитие коммуникативных умений детей. В младшей группе это общение с близкими для ребенка взрослыми—членами семьи, воспитателем, помощником воспитателя. Наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослым.

Во взаимодействии со сверстниками для детей характерно эмоционально-практическое общение: ребенок стремится привлечь внимание сверстника, ждет от него соучастия в играх, дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером.

Вторая и третья группы целей предполагает развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности. Оказание помощи малышу в освоении разговорной речи. Развитие умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Практическое овладение нормами речи предполагает освоение детьми элементарных правил речевого этикета.

Ориентация детей в образовательной области. О чем узнают дети второй младшей группы:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия («Это мишка. Мишка спит», «Здесь зайка. Он ест морковку»); отвечать на вопросы о себе («Как тебя зовут? Какого цвета твое платье?»), узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры с общей игрушкой. Вступать в игровое общение со сверстниками — парное и в малой группе. Элементарно договариваться о совместных действиях («Давай строить гараж», «Давай катать машинки»), о ролях («Я буду варить суп. Приходите обедать»). С помощью воспитателя узнавать яркие эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами.

  • Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

Связная речь.

Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т. п.)

Дети начинают осваивать умения монологической речи: принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Большим куклам поставь большие чашки, а маленьким куклам —маленькие чашки»); сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Грамматически правильная речь.

Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка— котенок, котята; осваивать структуру простого распространенного предложения: включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), определения («Пойду гулять с новой куклой»), обстоятельства(«Кукла быстро, оделась на прогулку)»; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» — крякает, кошка «мяу-мяу» — мяукает; с помощью воспитателя строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами: «Киска мяукает — она хочет есть», «Киска мяукает, потому что она хочет есть».

Звуковая культура речи.

Дети учатся правильно произносить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н],[к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — а-а-а, песенка ветра — у-у-у, колокольчика — з-з-з, жука — ж-ж-ж, мотора — р-р-р, насоса —с-с-с).

Словарь.

Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и т.п.; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса); понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и т.п.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

Дошкольники осваивают умения: знать и использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут..., давай играть); использовать обращение к собеседнику по имени, различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте —здравствуй); узнавать детей в группе и называть их по именам, использовать ласковые формы имен (Лена — Леночка, Ваня — Ванечка); вежливо обращаться к воспитателю за помощью, привлекать к игровому общению сверстника.

Итоги освоения программы:

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.

- Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности: может спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и прочее.

- У ребенка значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

По этим критериям в мае 2014 г. я оценила уровень речевых умений:

низкий уровень – 59%;

средний уровень – 41%;

высокий уровень – отсутствует.

 

Использование мнемотехники в развитии связной речи

 

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материалаколлажаимнемотаблицы. Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определённая информация.

Как любая работа строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов (рис.1) (приложение 4), последовательно переходим к мнемодорожкам (рис.2) (приложение 4), и позже к мнемотаблицам (рис.3,4) (приложение 4). Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая. И как я говорила «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой (рис.5) (приложение 4).

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы) (приложение 5), т.е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают.

Например: «Жили-были дед… (и баба). Была у них… (курочка-ряба) …»

Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приём художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки (приложение 5).

При составлении описательного рассказапо предмету, вначале обращаю внимание нахарактерные особенности внешнего вида предмета(части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (сумку). Одновременно объясняю и показываю. (Это - сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…). В результате обогащается словарный запас ребенка.

Мнемотаблицы эффективны не только при пересказе сказки или рассказа, но и при разучивании стихотворений, загадок. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или загадка зарисовывается схематически (приложение 6). После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или загадку целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж- лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью (рис. 6,7,8,9) (приложение 7). Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать. К чему я и стремлюсь, используя эту методику.

Кроме занятий с детьми, я обязательно провожу работу с родителями (приложение 8). Мой девиз таков: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».

 

Результаты исследования

 

От осуществления проекта я ожидаю в первую очередь:

• Повышения уровня связной речи моих воспитанников, т.е. они должны научиться:

- фонетически и грамматически правильно владеть родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);

- обладать словарным запасом, позволяющим выразить мысль. Описать событие, задать вопрос и ответить на него;

- уметь задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;

- уметь оценивать речевое поведение – свое и окружающих, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.

• Развития памяти.

• Развития внимания.

• Развития мышления.

• Развития воображения.

• Психологического раскрепощения детей.

Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы могут быть использованы педагогами в системе дошкольного образования при определении методов и приемов развития связной речи детей дошкольного возраста.

От того насколько достигнут ожидаемый результат проекта, зависит успешность самого проекта.

Чтобы проверить и проанализировать успешность моего проекта, я выявила уровни речевых умений.

Уровень речевых умений на начало учебного года:

Низкий уровень – 46%;

Средний уровень – 54%:

Высокий уровень – отсутствует.

Уровень речевых умений на середину учебного года:

Низкий уровень – 20%;

Средний уровень – 68%:

Высокий уровень – 12%.

Сравнительный анализ уровня речевого развития предлагаю в виде диаграммы (приложение 9).

И, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

 

Решая различные проблемы вместе с детьми,

Мы приближаемся к миру, более гармоничному и совершенному.

Карл Роджерс «О становлении личностью»

 

Заключение

 

Итак, как оказалось, благодаря перестройке мнемических процессов, ребенок уже в младшем дошкольном возрасте с помощью воспитателя может ставить перед собой цели (запомнить, припомнить) и стремится их достичь. В процессе работы у детей развилось умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Дети научились излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Конечно, уже сейчас видны результаты работы, но все же, эта работа – на перспективу, т.к. связная речь детей в младшем дошкольном возрасте только начинает развиваться. Наша следующая цель: вызвать у детей желание пересказывать сказки, знакомиться с новыми замечательными произведениями, т.к. это залог успешного развития не только связной речи, но и других познавательных способностей: памяти, восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Таким образом, работа показала, что дети младшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения с использованием мнемотехники. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребенка и более результативным.

Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности обучения детей дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективами в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах.

Проанализировав проделанную работу, были разработаны некоторые рекомендации (приложение 11).

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

 

Список библиографической литературы:

1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996.

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.

6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Назаренко Ирина Ивановна

Дата: 21.10.2018

Номер свидетельства: 481467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства