Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Однако, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, памяти, несовершенное логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать рассказы и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, способствуют эффективному запоминанию структуры рассказа и его воспроизведению. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительное и слуховое внимание, зрительную и слуховую память, воображение, мелкую моторику и, конечно же, формирует связную речь.
Учитывая все вышесказанное, нами был разработан и реализован проект по развитию связной речи у детей 5-6 лет посредством приемов мнемотехники.
Цель:Развитие связной речи дошкольников посредством приёмовмнемотехники
Задачи проекта:
1. Формировать умение детей работать с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, составлении рассказов, пересказов, сочинении сказок.
2 .Формировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли при пересказывании и рассказывании.
Д. игры «Ассоциации», «Угадай, что нарисовано», «Найди такой же», «Что за чем?», «Кто спрятался?», «Меморина».
Знакомство с мнемодорожками
Рассматривание, разбор, перекодировка изображений в конкретные образы.
Чтение готовых мнемодорожек – чистоговорок.
Совместное составление мнемодорожек по прочитанному тексту, пересказ.
Самостоятельное составление мнемодорожек по прочитанному тексту, пересказ.
3. Знакомство с мнемотаблицей.
Чтение стихов по мнемотаблице.
Составление рассказов по готовой мнемотаблице.
Совместное составление мнемотаблиц.
Мастер-класс для родителей «Мнемотехника как средство развития речи у детей 5-6 -летнего возраста»
Домашнее задание – придумать дома с ребёнком небольшую сказку или рассказ и записать в мнемотаблицу из 9-12 мнемоквадратов, ребёнок должен будет рассказать свою сказку с опорой на мнемотаблицу другим детям.
Знакомство с мнемодорожками, с мнемотаблицами
Рассматривание, разбор
Мастер-класс для родителей «Мнемотехника как средство развитие речи у детей 5-6 -летнего возраста»
Знакомство родителей с мнемотехникой, совместное создание мнемотаблицы по стихотворению Н. Нищевой «Ёлочка».
Перед нами ёлочка:Шишечки, иголочки,Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки.
Совместное составление мнемодорожек по прочитанному тексту, пересказ.
Самостоятельное составление мнемодорожек, пересказ прочитанного с опорой на свою мнемодорожку.
Составление сказок с использованием кубиков из наст. игры «Расскажи сказку».
4. Совместное составление мнемотаблиц по придуманной сказке.
5. Рассказывание сказки с опорой на свою мнемотаблицу
2 этап Основной
Совместное составление
мнемодорожек по сказкам
Совместное составление мнемотаблиц по сказкам
3 Этап Итоговый
Рассказывание своей сказки каждым ребёнком с опорой на мнемотаблицу, изготовленную совместно с родителями
Мнемотаблицы, изготовленные совместно с родителями
«Сказка о дружбе»
Колбасенко Анна
«Моя семья»
Фролова Анна
«Жаба и комарик»
Евдокимова Полина
«Моя семья»
Давлатова Марьям
Ожидаемый результат
Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов, сказок; дети связно, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники, обогатился словарный запас.
Повысился интерес детей к художественной литературе.
Повысилась компетентность в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.
Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Мы убеждены, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}