Проект "Мир сенсорики" разработан для детей второй группы раннего возраста с целью формирования и развития сенсорных способностей посредством дидактической игры и игровых упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Мир сенсорики"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Проект
«Мир сенсорики»
для детей второй группы раннего возраста
Воспитатель:
Ивенская В.М.
пгт.Берёзово
ХМАО-Югра
2021-22г.
Педагогический проект
«Мир сенсорики»
Краткая аннотация проекта: Проект рассчитан на один учебный год. Он направлен на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. На протяжении всего проекта были созданы условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Проект содержит разнообразные по содержанию дидактические игры и упражнения направленные на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Игры подобранные по принципу «от простого к сложному. Работу с детьми строили с учетом принципа интеграции образовательных областей и различных видов деятельности. Практический опыт накопленный в результате совместной деятельности взрослого и детей, многократно закрепляли в повседневной жизни.
Актуальность данного проекта: Основное содержание сенсорного воспитания –ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение их способами обследования предметов. Овладение этими знаниями и составляет основу сенсорной культуры человека. Но чтобы приобрести эти знания, ребенок под руководством взрослого должен многократно повторять различные перцептивные действия, манипулировать с предметами, наблюдать, анализировать. Легче всего это сделать в процессе дидактической игры: он не потеряет интерес к действию, которое приобретает цель, играя легче запоминает, развивается речь и мышление. В дидактической игре привлекает не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Игра поможет развить ребенка и эстетически: через использование наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки он учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развить художественные, музыкальные, конструктивные способности детей.
Следовательно, ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что, знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры, мы способствуем всестороннему развитию.
Новизна проекта: Новизна данного проекта заключается в том, что мы совместно с детьми изготавливали пособия к играм. Таким образом у детей появлялось желание поиграть с этим дидактическим материалом. В изготовлении игр использовали нетрадиционный материал.
Обоснование необходимости проекта: Именно в раннем возрасте сенсорное развитие является основой познания окружающей действительности. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателем, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработки и реализации проекта направленного на повышения сенсорной культуры раннего возраста.
Так как игра используется в разных видах деятельности. Она дает ребенку возможность не только освоить сенсорные эталоны, она учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, а значит развивает его интеллект.
Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет посредством дидактической игры и игровых упражнений.
Задачи:
1. Образовательные:
-обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия;
-помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
-побуждать включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.
-обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей.
2. Развивающие:
-развивать аналитические способности (умения сравнивать, соотносить, группировать,
устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина)
-через дидактические игры развивать внимание и память, слуховой дифференциации, тактильных ощущений, температурных различий;
- расширять и активизировать словарный запас.
3. Воспитательные:
-при окончании игры приучать убирать все на место;
Формы работы с родителями: наглядное информирование, анкетирование, консультации.
Материально-технические ресурсы:
- оформление группы (выставка рисунков, выставка творческих работ родителей и детей);
- художественная литература;
- подбор мультфильмов: «Маша и медведь»;
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- материалы к изобразительной деятельности;
- дидактические и настольные игры.
Информационно-методические ресурсы:
- обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);
- разработка методических консультаций, рекомендаций по работе с семьёй, конспектов занятий, экскурсий, собраний, встреч с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.
№
Мероприятия
Цель
Результат
Ответственные
1
Организационно – подготовительный
Постановка целей и задач, определения актуальности и значимости проекта.
Подбор методической литературы для реализации проекта.
Подбор наглядно дидактического материала.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей
Воспитатели, дети.
2
Диагностика по проекту с целью определения уровня сенсорного развития детей.
Уточнить объем знаний детей по теме проекта.
Начало проекта:
В- 0 % (0чел.)
С- 40% (8 чел)
Н-60 % (12 чел)
Воспитатели, дети.
3
Знакомство родителей с содержанием проекта.
Подборка консультаций по теме. Анкетирование родителей.
Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью.
Определение объема помощи родителей по теме проекта. Анкетирование.
Воспитатели,
родители.
4
Создание развивающей предметной среды в группе по теме проекта.
Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей.
Работа по созданию предметной среды ведется в течении всего учебного года.
Воспитатели,
родители.
2 этап: Основной этап
№
Мероприятия
Цель
Ожидаемый результат
Ответственные
Образовательная область «Познавательное развитие»
1
ООД. «Поможем Красной Шапочке найти потерянную шапочку»
Закреплять умение устанавливать сходство и различие однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина.) Формировать умение отвечать на вопросы взрослого. Поддерживать положительный эмоциональный настрой в группе.
Устанавливает
сходство и различие однородных предметов по одному из признаков
(величина цвет, форма).
Воспитатели, дети.
2
ООД.
«В гостях у бабушки»
Развивать коммуникативные навыки, речь, внимание, общую и мелкую моторику. Закреплять умение различать и называть: геометрические фигуры (квадрат и круг), основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), величину (большой, маленький). Активизировать словарь (далеко, близко, короткий, длинный, чашка, блюдце).
Принимает активное участие. Выполняет простейшие поручения. Умеет различить основные цвета. Различает геометрические фигуры.
Воспитатели,дети.
3
ООД.
«Путешествие по Крышкограду»
Учить изготавливать поделки из бросового материала.
Упражнять в выкладывании сюжетной картины из крышек по типу мозаики.
Знакомить с качествами предметов (цвет, форма, материал).
Развивать творческое мышление, фантазию внимание, мелкую моторику и сенсорные способности.
Выкладывает рисунок по образцу. Проявляет желание работать самостоятельно, правильно подбирает крышки по цвету.
Воспитатели, дети.
4
ООД.
«Вот поезд наш едет, колеса стучат»
Формировать представление много и один, Учить находить много и один предметов в окружающей обстановке и на картинке. Развивать умение сравнивать предметы по цвету выявлять закономерность в изменении цвета, выкладывать кубики чередуя их по цвету. Развивать зрительное внимание.
Может по просьбе находить предметы в окружающей обстановке. Выявляет закономерность в изменении цвета.
Воспитатели, дети.
5
ООД. «В гостях у медведя Миши»
Формировать представление «много», «один» Учить находить картинки заданного цвета.
Понимает речь взрослого. Умеет различать цвета.
Воспитатель,
дети.
6
Опытно – экспериментальная деятельность «Окраска воды», «Свойство красок»
«Чья машинка уедет дальше»
Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.
Стремится к общению со взрослыми и сверстниками. Наблюдает за их действиями и подражает им
Воспитатели,
дети.
7
Просмотр мультфильмов «Маша и медведь»
Обобщать словарный запас. Развивать умение сравнивать предметы по цвету
Обогащать словарный запас. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, размеру.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения, с интересом рассматривает иллюстрации к сказке.
Сравнивает предметы по размеру, цвету.
Воспитатели, дети.
2
Знакомство с загадками.
Развивать интерес к художественной литературе, учить отгадывать загадки.
Умеет отгадывать не сложные загадки
Воспитатели,
дети.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1
Продуктивная деятельность
ООД.
Рисование
«Матрешки»
Учить рассматривать игрушку, отвечать на вопрос педагога. Продолжать знакомить с цветами. Учить складывать картинки из 2-4 частей.
Стремится к общению со взрослыми, наблюдает за их действиям и подражает им.
Воспитатели,
дети.
2
ООД.
Рисование «Осень»
Знакомить с характерными признаками осени. Учить дифференцировать красный, желтый, зеленые цвета. Учить создавать рисунок в технике монотипии, радоваться полученному результату
Выставка работ
Воспитатели,
дети.
3
ООД.
Аппликация
«Плывет, плывет кораблик»
Формировать представление о величине. Учить сравнивать два предмета по длине. Развивать зрительную память, зрительное внимание, учить находить по образцу геометрические фигуры и выкладывать из них изображение кораблика.
Выкладывает кораблик по образцу. Умеет сравнивать два предмета по величине.
Воспитатели,
дети.
4
ООД.
Рисование
«Белка на тележке щелкает орешки»
Продолжать учить детей знакомить с геометрическими фигурами, правильно в речи определять форму предметов. Учить рисовать координируя свои действия речью.
Определяет форму предметов.
Воспитатели, дети.
5
ООД. Рисование. «Городские цветы»
Повторять с детьми характерные признаки весны, знакомить с некоторыми цветущими травами, учить узнавать их. Продолжать учить складывать картинку из четырех частей.
Умеет складывать картинку из четырех частей.
Называет основные цвета.
Воспитатели, дети.
6
ООД.
Лепка
«Игрушечная история»
Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения. Продолжать учить лепить по поэтапному показу, развивать интерес к лепке.
Дети с помощью взрослого лепят. Развивают игру вокруг своей поделки.
Воспитатели,
дети.
7
ООД. Аппликация из пластилина. «Угости котенка рыбкой»
Учить подбирать цвета в соответствии с картинкой.
Умеет подирать цвета. Эмоционально откликается на игру.
Воспитатели, дети.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1
Дидактические игры и игровые упражнения.
«Спрячь мышонка», «Спаси мышку»,
Продолжать обучать детей различию цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета из нескольких.
Проявляет эмоциональную отзывчивость. Имеет представления о цвете.
Воспитатели, дети.
2
«Сложи картинку»
Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему.
Имеет представления о цветах.
Воспитатели, дети.
3
«Чудо паровоз»
Учить детей конструировать с учетом цвета (выделять и называть основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый) выделять и называть части паровоза колеса, вагоны.
С интересом участвует в игре. Эмоционально откликается на игру.
Воспитатели, дети.
4
«Бабочка»
Учить подбирать вкладыши округлой формы в соответствии с размером и цветом.
Воспитывать усидчивость во время работы.
Подбирает вкладыши по цвету, размеру. Дети доводят до конца начатое дело.
Воспитатели, дети.
5
«Найди самую большую и самую маленькую елочку»
Учить различать предметы по величине.
Подбирает по размеру.
Воспитатели, дети.
6
«Найди цветок для бабочки»
Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета»
Принимает участие в игре, выполняет задание.
Воспитатели, дети.
7
«Водопой»
Закрепить умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать, умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее, знать, находить по слову и называть домашних животных.
Умеет выбирать предмет по форме, величине ориентируясь на слова взрослого. Называет домашних животных.
Воспитатели, дети.
8
9
«Что катиться, что не катиться»
Формировать умение различать предметы по форме и называть их.
Формировать умение производить действия с предметами: обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить.
Производит действия с предметами.
Воспитатели, дети.
«Фигура- заплатка»
Упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме. Формировать внимание, сосредоточенность, речь.
Участвуют в игре.
Воспитатели, дети.
10
«Спрячь кубик, спрячь шарик.
Формировать умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик.
Формировать умения выполнять действия с предметами.
Выполняет действия с предметами.
Воспитатели, дети.
11
«Найди такой же»
Учить соотносить геометрические фигуры, назвать их форму (круг, квадрат, треугольник), знать и назвать диких животных и их дома. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».
Стремится к общению со взрослыми и сверстниками. Выполняет правила игры.
Воспитатели, дети.
12
«Оденем куклу на прогулку»
Закреплять и уточнять словарь по теме «Одежда», «Цвета» Развивать зрительную память.
Называют одежду. Подбирают по цвету.
Воспитатели, дети.
13
«Найди будку каждой собачке»
Выделять величину предметов, соотносить предметы по величине.
Соотносят размер собачки и будки.
Воспитатели, дети.
14
«Чего не стало»
Развивать зрительную память, зрительное внимание. Называть форму (круг, квадрат, треугольник),
Выполняют правила игры.
Воспитатели, дети.
13
«Принеси такой - же предмет».
Учить рассматривать предметы и игрушки, вслушиваться в задание педагога и правильно их выполнять. Формировать умение различать предметы по цвету.
Знает названия окружающих предметов и правильно подбирает цвета.
Воспитатели, дети.
16
«Разноцветная одежда»
Помочь детям запомнить название одежды, цвета. Учить классифицировать и группировать предметы по цвету.
Принимает участие в игровой ситуации. «Постирай белье»
Воспитатели, дети.
17
«Найди по описанию»
Учить находить нужный предмет по цвету, величине, форме.
Подбирает мышонку заданные предметы по цвету, величине.
Воспитатели, дети
18
«Помоги лесным жителям найти свой дом»
Учить соотносить геометрические фигуры, назвать их форму (круг, квадрат, треугольник), знать и назвать диких животных и их дома.
Соотносит геометрические фигуры. Знает диких животных.
Воспитатели, дети.
19
«Чудесный мешочек»
Формировать умение на ощупь находить в сыпучих материалах предметы заданной формы.
Принимает активное участие в игре.
Воспитатели, дети.
20
«Ремонтируем мостик»
Учить соотносить геометрические фигуры, назвать их форму (круг, квадрат, треугольник),
Принимает активное участие в игре.
Воспитатели, дети.
1
Игровые упражнения с прищепками
Учить подбирать прищепки к шаблону по цвету (синий, желтый, красный, зеленый)
Увлечен игрой с прищепками.
Воспитатели, дети.
Настольные игры
1
«Танграм»
Учить выкладывать изображения из разноцветных деталей игры на цветной образец.
Работает по образцу.
Воспитатели, дети.
2
«Какая картинка лишняя»
Учить находить названный цвет.
Находит лишнюю картинки.
Воспитатели, дети.
3
«Собери урожай»
Продолжать учить различать и называть цвета, знать и назвать овощи и фрукты.
Понимает поставленную цель.
Воспитатели, дети.
4
«Собери картинку» «Собери пирамидку»
Учить собирать картинки из четырех частей, подбирая по цвету.
Работает по образцу.
Воспитатели, дети.
1
Игры с палочками Кюзинера. «Составь лесенку», «Сделай коврик»
Учить различать и группировать палочки Кюизенера..Формировать умение составлять четырехугольник из палочек Закреплять понятие «один», «много», «короче», «длиннее» Учить понимать поставленную задачу.
Увлечены играми.
Воспитатели, дети.
Игры с крышками.
1
«Большие –маленькие»,
«Найди домик»,
«Бусы для куклы»,
«Бабочки», «Транспорт», «Железная дорога», «Дом», «Мозаика», «Подбери по цвету», «Цветная полянка», «Разложи по цвету», «Вкладыши», «Снеговик, «Ягодка», «Украсим елочку», «Без колес не поедет паровоз», «За грибами в лес пойдем»,
Учить изготавливать поделки из бросового материала.
Упражнять в выкладывании сюжетной картинки из крышек по типу мозаики.
Закреплять умение группировать предметы по цвету, форме, величине и соотносить их с образцом.
Называют диких животных. Находят гладкий и шершавый домик.
Воспитатели, дети.
3
«Кроватки для неваляшек.»
Создавать прочную постройку, сочетая строительные детали и пластин. Обогащать сенсорный опыт.
Сооружает элементарные постройки по образцу.
Воспитатели, дети.
4
«Превращение башни в поезд»
Развивать умение сооружать, постройки по образцу, различать и называть основные формы строительного материала, цвет, величину.
Сооружает элементарные постройки по образцу.
Воспитатели, дети.
Образовательная область «Физическое развитие»
1
Подвижные игры.
«Найди друга»
«Сложи цветок»
«Найди цветок»
«Большие ноги шли по дороге»
Продолжить обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Способствовать сплочению группы, развитию мышечной системы ребенка, вестибулярного аппарата и координации движений.
Понимает речь взрослого. Выбирает цвет по образцу. Выполняет правила игры.
Воспитатели, дети.
3 этап: Заключительный
Обобщение опыта работы по проблеме
1
ООД.
«На поисках солнышка»
Формировать представление о цвете, форме, величине. Учить определять количество предметов(один-много), группировать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник). Закреплять название цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Развивать коммуникативные навыки. Активизировать словарь (большой, маленький, много, один, треугольник, круг, квадрат, желтый, круглый). Способствовать сплочению детского коллектива.
Определяет количество, сравнивает размер, группирует предметы по цвету, форме. Проявляет эмоциональную отзывчивость.
Воспитатели, дети
2
Итоговая диагностика попроекту
Выявить знания детей по проведённому проекту
В - 40%
С -60 %
Н - 0 %
Воспитатели
3
Подведение итогов проекта
Обработка и оформление материалов проекта
Презентация проекта перед родителями и педагогами
Воспитатели
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
при реализации проекта
№
Мероприятие
Форма работы
1
Анкетирование родителей
Анкета
2
Индивидуальная беседа «Планы и ожидаемые результаты»
Беседа
3
Семинар – практикум «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»
Оформление папки - передвижки «Что такое сенсорное развитие, и почему его важно так развивать», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
Информация
4
Стимулирование к участию в проекте. Пополнение развивающей предметно- пространственной среды группы по теме проекта (изготовление одежды для кукол разного цвета;
Домашнее задание: Участие в конкурсе на лучшую игру по сенсорному развитию. Сбор игрушек разного цвета для выставки «Наши любимые игрушки»
Родители
Ожидаемые результаты реализации проекта:
В результате проекта дети обследуют предметы, выделяя их цвет, величину, форму, при этом обводят руками части предмета, гладят их.
Собирают пирамидки 5 частей разной величины.
Собирают разрезные картинки из 2-4 частей.
Умеют сравнивать, соотносить группировать.
Устанавливают тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков - цвет, форма, величина.
Может назвать, что звучит и от куда слышится звук.
Знакомы с осязаемыми свойствами предмета. Определяет «Теплый - холодный», «Легкий- тяжелый», «Гладкий – шершавый, пушистый»
В играх пользуется полученными навыками в ходе проекта.
Созданы наглядно – дидактические пособия по данной теме.
Возможные риски проекта и устойчивость к возможным рискам: Частые пропуски детей из - за болезни. – для этого предусмотрены индивидуальные беседы для родителей, совместная разнообразная практическая деятельность с детьми.
Перспективы проекта:
Участие в конкурсе среди групп детского сада «Самый лучший проект».
Участие в районном и всероссийском конкурсах.
Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.
Возможность использования другими дошкольными учреждениями.
Значимость проекта. Работая с детьми, мы использовали дидактические игры в разных видах деятельности. Такая игра дает ребенку возможность не только освоить сенсорные эталоны, она учат сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, развивает его интеллект. В процессе дидактической игры ребенок развивается и физически: развиваются органы чувств, что способствует укреплению здоровья.
Список литературы:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Ор рождения до
школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А, 3-е изд., испр., и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.
2.ГунечеваС.И. Общеобразовательный процесс. Планирование на каждый день по программе
«Ор рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С, Васильевой М.А, Группа
раннего возраста. Издательство Учитель Волгоград.
3.Горюнова Т.М., Развитие детей раннего возраста. Издательство СФЕРА. Москва 2009г.
4.Литвинова О.Э., Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста.
Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5.Помораева И.А.,.Позина В.А., Формирование элементарных математических
представлений. Вторая группа раннего возраста. Издательство МАЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2018.
6.Печера К.Л., Развиваем детей раннего возраста. Издательство ТЦ СФЕРА 2012.
7.ПавловаО.В., Художественное творчество. Комплексные занятия. Первая младшая группа. Издательство Учитель Волгоград.
8.Хохрякова Ю.М., Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Издательство ТЦ СФЕРА 2014. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста, соответствует ФГОС. -ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г.
9.Шошина Н.А., Развивающая деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕС,2018.
10. Интернет-ресурсы.
Приложение. ООД. «На поиски солнышка» Цель: -формировать представление о цвете, форме, величине. Задачи. Образовательные: -учить определять количество предметов(один-много), группировать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник), по длине (длинный, короткий); -закреплять название цвета (красный, синий, желтый, зеленый); -активизировать словарь (большой, маленький, много, один, треугольник, круг, квадрат, желтый, круглый); -формировать умение выполнять ходьбу и бег не наталкиваясь друг на друга с согласованными, свободными движениями рук и ног. Развивающие: -развивать зрительное внимание, память; -развивать мелкую моторику; -развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: -способствовать сплочению детского коллектива. Форма проведения. Игровая. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Предварительная работа. Проведение дидактических, настольно – печатных, словесных, подвижных игр. Заучивание заклички. Использование педагогических технологий: Методы и приемы: -словесные (художественное слово, вопросы, поощрение); -наглядный (картинка с солнышком и тучкой); -игровой (дидактические игры и упражнения); -практический (приклеивание лучиков). Оборудование и материалы. Ноутбук, аудиозаписи. Мягкие модули. Туча из синего картона, на обратной стороне приклеено изображение солнца без лучей. Плоскостные цветы. Большие и маленькие бусинки, большая и маленькая корзина. Мольберт. Клей и полоски желтого цвета, разной величины. Дидактическая игра «Подбери по форме». Игрушки: собака, щенок, пчела, ворона. Ход ООД. 1.Организационный момент. Воспитатель. (Подводит детей к окну) Сегодня на небе нет солнца. Куда же оно делось? (Предположение детей). Давайте отправимся на поиски солнышка. Под аудиозапись ритмичной музыки дети идут за воспитателем по групповой комнате. 2 Основная часть. Воспитатель. Мы идем с друзьями солнышко искать. Будет оно в небе радостно сиять. В дальнюю дорогу мы друзей возьмем, Всем в пути поможем И солнышко найдем. Дети подходим к модулю, на котором стоят игрушки – собачка с щенком. Собачка. (За нее говорит воспитатель). Здравствуйте ребята! Мой проказник щенок рассыпал мои бусинки. Помогите, пожалуйста, нам с щенком собрать бусинки в корзины. Большие бусинки – в большую корзину, маленькие – в маленькую. Дети собирают бусинки, рассыпанные на ковре, кладут их в корзины. Воспитатель побуждает каждого ребенка называть величину бусинки и корзины, в которую он ее кладет. (Я кладу маленькую бусинку в маленькую корзину)Собачка. Спасибо вам ребята! А куда вы идете? Дети. Мы солнышко ищем. Воспитатель. Собачка, а ты знаешь, куда солнышко спряталось? Собачка. Нет, не знаю. Спросите у кого-нибудь другого. До свидания! Под аудиозапись ритмичной музыки дети идут за воспитателем, останавливаются у комнатных растений, на которых сидит игрушечная пчела (воспитатель говорит за нее).Воспитатель. Здравствуй, пчелка. Почему ты такая грустная? Пчелка. Все мои подружки–пчелы разлетелись, и мне не с кем играть. Воспитатель. Не огорчайтесь, мы с тобой поиграем. Проводится подвижная игра «От цветка к цветку» Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети бегают по групповой комнате, обегая плоскостные цветы, лежащие на ковре.Воспитатель. Пчелы в поле веселились И летали, и кружились. Налетел вдруг ветерок. Пчелы сели на цветок красного (синего, желтого, зеленого) цвета. Дети встают на плоскостные цветы названного цвета. Игра проводится 4 раза.Пчела. Как весело мы с вами поиграли! А куда вы идете ребята? Дети. Солнышко искать. Воспитатель. Пчелка, ты не знаешь, куда солнышко спряталось? Пчела. Нет, не знаю. Спросите у кого-нибудь другого. До свидания. Под аудиозапись ритмичной музыки дети идут за воспитателем, останавливаются у полки, на которой сидит игрушечная ворона (за нее говорит воспитатель)Ворона. Кар-кар-кар! Здравствуйте, дети! Куда идете? Дети. Солнышко искать. Воспитатель. Ворона, ты не знаешь, куда солнышко спряталось? Ворона. Я высоко летаю, все вижу, все знаю. Поможете мне заплатки на платочки поставить, скажу вам, куда солнышко спряталось. Воспитатель. Ну что, ребята, поможем? (Да.) Проводится дидактическая игра «Подбери по форме» Каждый ребенок получает цветной платочек (карточку с отверстием треугольной, квадратной или круглой формы). Находит заплатку (геометрическую фигуру, соответствующую по цвету платочку, по форме и размеру -отверстию) Воспитатель побуждает детей назвать цвет, форму и размер «заплатки»Ворона. Спасибо вам большое. А солнце спряталось вон за той тучей. (Указывает на тучку, закрепленную на мольберте) До свидания! Под аудиозапись ритмичной музыки дети с воспитателем подходят к мольберту, на котором закреплена тучка.Воспитатель. Что-то не видно солнышка. Давайте его позовем. Дети (вместе) Солнышко, ведрышко, Взойди поскорей. Освети, обогрей. Наших маленьких детей! Воспитатель переворачивает тучу.Воспитатель. Вот и солнышко появилось. Но, кажется, оно не ярко светит. Дети. У солнышка нет лучей. Воспитатель. Из чего можно сделать лучи солнца? Дети. Их можно нарисовать или слепить. Воспитатель. А еще у нас есть полоски из желтой бумаги. Посмотрите одинаковые ли они? Дети. Нет они разные. Воспитатель. Правильно они разные по длине. Длинные и короткие. Давайте сейчас найдем только длинные полоски, приклеим их к солнышку, пусть оно светит ярче. Дети выбирают длинные полоски и подносят к воспитателю наносят клей и приклеивают полоски к изображению солнца.Воспитатель. Какое солнышко у нас получилось? Дети. Желтое, круглое, большое, жаркое. 3 Итог занятия. Воспитатель. Давайте вспомним, кого мы встретили по дороге. Дети. Собачку с щеночком, пчелу и ворону. Воспитатель. Они тоже рады солнышку. И хотят с вами потанцевать. Дети берут игрушки и танцуют с ними под веселую музыку.
ООД. «Поможем Красной Шапочки найти потерянную шапочку»
Цель. Закреплять умение устанавливать сходство и различие однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина.)
Формировать умение отвечать на вопросы взрослого.
Поддерживать положительный эмоциональный настрой в группе.
Материалы и оборудование.
Искусственные елки разные по величине. Подвесное солнце. Муляжи грибов. Кукла Красная Шапочка.
Воспитатель. Какая замечательная погода сегодня, светит солнце, поют птицы. Давайте отправимся на прогулку в лес. Согласны? (Да)
Что такое лес?
Солнце до небес,
Березы и дубы,
Ягоды и грибы!
Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем идут по групповой комнате, можно в музыкальный зал, оформленный как сказочный лес. Звучит аудиозапись «Пение птиц»
Воспитатель.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Воспитатель. В какой замечательный лес мы попали! Вы слышите пение птиц? (Да.) Как много в лесу елочек! Посмотрите, елочки все одинаковые? (Нет) Верно все елочки разные. Какие они по величине? (Большие и маленькие.) Елочки какого цвета? (Зеленого) А солнышко какого цвета? (Желтого) Верно.
Звучит аудиозапись «Плач куклы».
Воспитатель.
Слышите, кто-то плачет? (Обращает внимание детей на сидящую под елкой куклу в костюме Красной Шапочки») Это куколка плачет. Почему же она плачет? Спросим у нее? (Да)Девочка, как тебя зовут? Что с тобой случилось?
Воспитатель берет куклу, говорит за нее.
Красная Шапочка. Меня зовут Красная Шапочка. Я шла к бабушке, заигралась и потеряла свою шапочку.
Воспитатель. А как твоя шапочка выглядит?
Красная Шапочка. Моя шапочка очень красивая, она красного цвета. Ее для меня сшила бабушка.
Воспитатель. Ребята поможем кукле найти шапочку? (Да)Красная Шапочка, ребята хотят тебе помочь. А ты помнишь, где потеряла свою шапочку?
Красная Шапочка. В лесу. Я покажу. Идемте со мной!
Воспитатель. Дети! Есть главное правило: в лесу, чтобы не потеряться, нужно слушаться взрослых и не разбегаться. Запомните это правило и идите за мной. (Подводит детей к первой елке.) Может быть, под этой елочкой лежит твоя шапочка?
Дети находят под елкой, синею шапочку.
Воспитатель. Какая шапочка красивая! Какого она цвета? (Ответы детей) Красная Шапочка это ты синюю шапочку потеряла?
Красная Шапочка. Нет, не я! Это не моя, моя красная.
Воспитатель. Значит, синюю шапочку потерял кто-то другой и, наверное, ее ищет. Положим шапочку на место.
Дети вместе с воспитателем подходят к следующей елке и находят под ней зеленую шапочку.
Воспитатель. Какого цвета шапочка. (Зеленая) Как тебе идет эта шапочка, ты ее потеряла?
Красная Шапочка. Не я. Жалко, что она не моя, она мне очень нравится.
Воспитатель. Да, жаль. Но положим шапочку на место, тот, кто ее потерял, обязательно ее найдет.
Посмотрите, какой красивый красный гриб! Подойдем к нему.
Дети рассматривают муляжи грибов, выставленные под елками, подходят к грибу красного цвета.
Воспитатель. Ой, около гриба лежит шапочка! Какого она цвета? (Желтого)
Дети надевают шапочку, она ей велика. Делают вывод, что шапочка не подходит кукле ни размером, ни цветом.
Воспитатель. Верно. И Красная Шапочка говорит, что такую шапочку не теряла. Значит, кто-то другой потерял, Положим, шапочку на место. Дети, а может, под самой большой елкой вы найдете шапочку?
Дети подходят к высокой елке и находят большую красную шапочку.
Воспитатель. Какая красивая шапочка! Какие на ней красивые узоры! Это твоя шапочка?
Красная шапочка. Кажется моя.
Ребенок надевает шапочку. Она оказывается слишком большой.
Воспитатель. Шапочка не подходит! А почему? (Ответы детей) Да, она большая. К сожалению, Красная Шапочка, она не подходит тебе, слишком большая.
Дети, а мы еще не искали шапочку под самой маленькой елочкой. Давайте там поищем.
Дети подводят воспитателя к самой маленькой елочки, там и находят шапочку красного цвета.
Красная Шапочка. Посмотрите, мы нашли! Уверена, эта моя шапочка.
Воспитатель. Вначале мы нашли большую шапочку. А эта, какая (маленькая). Значит шапочки одинаковые или разные? (Разные) Верно они разные: большая и маленькая.
Воспитатель. Красная Шапочка, тебе очень идет шапочка.
Красная Шапочка. Спасибо вам большое за помощь. Я такая счастливая! Даже танцевать захотелось. Ребята потанцуйте со мной? (Да)
Дети танцуют под музыку.
Воспитатель. Все дети молодцы! Помогли Красной Шапочки найти ее шляпку. Теперь пора прощаться с куклой.
ООД «В гостях у бабушки»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, речь, внимание, общую и мелкую моторику. Закреплять умение различать и называть: геометрические фигуры (квадрат и круг), основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), величину (большой, маленький). Активизировать словарь (далеко, близко, короткий, длинный, чашка, блюдце).
Материал и оборудование.
Проектор. Экран. Слайды «Домашние животные»; «Кролик и кот». Макет домика. Картинка «Машина». Мольберт. Круги (колеса) и силуэты кузов машин, вырезные из картона красного, синего, желтого, зеленого цвета. Чашка и блюдца (красного, синего, зеленого, желтого цвета) Угощенье (печенье). Элементы костюма бабушки (платок, фартук, очки).
Ход занятия.
Воспитатель. А вы любите ходить в гости? (Да) А что вы делаете в гостях? (Мы играем, пьем чай). Хотите отправиться в гости? (Да) К кому мы поедем, вы узнаете, если загадку отгадаете.
Кто лучше всех носочки вяжет,
Внукам сказку расскажет,
Пирогов им напечет,
Колыбельную споет?
Дети. Это бабушка.
Воспитатель. Ау вас есть бабушка? (Да) Спросить у детей,как зовут их бабушек? Какая она?
Обращаться поочередно к каждому ребенку, побуждая назвать имя бабушки и характеризовать ее, используя имя прилагательное (добрая, милая, ласковая, заботливая).
Воспитатель. На чем мы можем поехать к бабушке? (Ответы детей). Давайте поедем на автомобиле. На какой машине возят грузы?
Дети. На грузовой машине.
Воспитатель. А на чем ездят люди?
Дети. На легковой машине.
Дети подходят к столу, на котором лежат круги и силуэты кузов машин, вырезанные из цветного картона.
Воспитатель. Ой, смотрите, все машины сломались! У них нет колес. Что же делать?
Дети. Надо их починить.
Воспитатель. Давайте отремонтируем машины. (Закрепляет на мольберте картину «Машина») Надо подобрать к каждой машине колеса. Колеса какого цвета должны быть у желтой (красной, синей, зеленой) машины?
Дети называют цвет колес, соответствующий цвету силуэта кузова машины.
Воспитатель. Возьмите по два круга- колеса и отремонтируйте машины.
Дети берут круги, находят силуэт кузова, соответствующего цвета и прикладывают к нему колеса. Воспитатель побуждает каждого ребенка назвать цвет колес и кузова.
Воспитатель. Как называют человека, который водит машину?
Дети. Водитель, шофер.
Сейчас вы станете водителями, и мы отправимся в путь.
Проводится разминка «Машина» (по стихотворению Н. Найденовой)
Дети идут по групповой комнате, выполняя движения по показу воспитателя.
В машине, в машине
(Крутят воображаемый руль.)
Шофер сидит.
(Садятся на корточки, встают).
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
(Крутят воображаемый руль)
В машине, в машине
Детей полно.
(Ставят руки на пояс.)
Поехали дети,
Глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
(Поворачивают корпус вправо-влево.)
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой…
(Поднимает руки над головой.)
Поехали дети.
Машина стой!
(Хлопают в ладоши.)
Воспитатель. Вот мы и приехали. Бабушка живет в том домике. (Указывает на макет.)
Дети подходят к макету домика.
Воспитатель. А где же бабушка? Почему она нас не встречает? (Повязывает фартук и платок, надевает очки- превращается в бабушку.)
Бабушка. Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы приехали ко мне в гости! Как вы подросли! Были маленькими (садится на корточки), а стали большими (встает, поднимает руки над головой). Покажите, какими вы были маленькими, и какими стали большими.
Проводится игра «Большие – маленькие»
Воспитатель поочередно называет слова «большие», «маленькие». Дети выполняют соответствующие движения.
Бабушка. Хотите посмотреть, как я живу? (Да.) Мне скучать некогда. У меня много домашних животных. (На экране демонстрируется слайд «Домашние животные».) Вы знаете, что это за животные?
Дети называют животных. При затруднении воспитатель помогает.
Бабушка. Я и не заметила, как мои домашние любимцы разбежались кто куда.
Скажите, кто из них далеко ушел, а кто гуляет рядом с домом.
Проводится игра «Далеко – близко»
Бабушка ( указывает на животных)Петушок близко, а лошадка(далеко) корова далеко, а свинья…(близко) Кошка близко, а собака…(далеко), коза далеко, а овечка…(близко) Курица близко, а гусь …(далеко), а цыплята…(близко)
А еще у меня живет кролик. Он дружит с котом. (На экране демонстрируется слайд «Кролик и кот».)
Задание «Сравни животных»
Бабушка. У кролика ушки…(длинные,) а у кота …(короткие).
У кролика хвостик…(короткий), а у кота…(длинный).
Кролик ест…(траву), а кот лакает…(молоко).
Животных мы посмотрели, давайте отдохнем и чайку попьем.
Дети подходят к столу, на котором расставлены чашки и блюдца.
Бабушка. Помогите мне на стол накрыть. Подберите к каждой чашке блюдце.
Дети выполняют задание: ставят чашки на блюдца соответствующего цвета, проговаривая свои действия. (Я поставил красную чашку на блюдце красного цвета)
Бабушка. Я приготовила для вас угощенье (Ставит на стол тарелку с печеньем.)
Испекла печенье
Всем на удивленье.
Подходите, выбирайте
И печенье посчитайте. Сколько на тарелке печенье?
Дети. Много.
Бабушка. Возьмите по одному печенью.
Дети берут по одному печенью.
Бабушка. (Спрашивает у нескольких детей). Маша сколько у тебя печенья? (Одно.) Сколько печенья осталось на тарелке? (Ни одного)
Хорошо мы провели время. А теперь нам пора возвращаться в детский сад (Снимает фартук, платок, очки.)
Садитесь в машину.
Дети идут по групповой комнате за воспитателем, крутят воображаемый руль.
Дети.
В машине, в машине,
Мы едем домой.
Приехали дети.
Машина, стой!
Воспитатель. Вам понравилось в гостях у бабушки? (Да) Мы обязательно ее еще раз навестим.
ООД «Путешествие по Крышкограду»
Изготовление сюжетной картинки из бросового материала.
Задачи.
Учить изготавливать поделки из бросового материала.
Упражнять в выкладывании сюжетной картины из крышек по типу мозаики.
Знакомить с качествами предметов (цвет, форма, материал).
Развивать творческое мышление, фантазию внимание, мелкую моторику и сенсорные способности.
Предварительная работа: рисование картины с обведенными крышками по цветам.
Ход ООД.
Воспитатель. Дети, сегодня я приглашаю вас в
Дети отвечают. необыкновенный город Крышкоград. Почему он так называется?
А в этом городе живут сказочные жители и все в нем сделано из крышек.
Дети рассматривают жителей страны.
Как вы думаете, кто это?
Дети называют.
Воспитатель. Из чего они сделаны?
Дети. Из крышек.
Воспитатель. Крышек много, и все они разного цвета- поэтому и собачка, и человечки, и кошечка получились какие?
Дети. Разноцветные.
Воспитатель. Вот какой интересный город, но что то в нем не хватает. Как вы думаете, чего?
Дети. Домов
Воспитатель. Что же это за город, если в нем нет ни одного дома. А давайте для жителей этого города построим дом. Прежде всего, из чего мы будем строить, что нужно? Дети. Крышки.
Воспитатель. А кто строит дома?
Дети. Строители.
Воспитатель. Значит мы будем с вами сегодня –строителями. Посмотрите, какмного крышек, Какого они цвета? Из какого они материала сделаны?
Дети Из пластмассы.
Воспитатель. Ребята для строительства дома нужен план. Он у нас есть.
Вместе с детьми рассматриваем план, на котором начерчены круги по цвету предполагаемых крышек. Из крышек какого цвета будем делать крышу, стены? А что еще есть на плане?
Дети. Травка, цветочки, солнышко.
Воспитатель. Подумайте, кто, что будет строить и крышки какого цвета вам нужны.
Дети рассказывают, что они будут строить и крышки какого цвета им понадобятся.
Воспитатель. Ребята, чтобы дом получился прочным нам нужен клей.
Воспитатель. прежде, чем приступим к работе, разомнем ручки.
Воспитатель. Теперь приступаем к работе. Правила работы: работаем аккуратно, не мешаем другу, если нужна помощь, обращайтесь.
Чтобы приклеить крышку надо обмакнуть ее края в клей.
Во время работы воспитатель читает стихотворение.
Мы кладем из крышек стены,
Очень быстры перемены.
А недавно был пустырь,
Расстилался в даль и ширь
Мы строим дом,
В нем чудесно заживем,
Будет дом красивый, важный,
Будет дом одноэтажный,
Поднимаемся все выше,
Вот дошел черед до крыши.
Вот и вырос наконец
Дом, как сказочный дворец.
Вот и дом готов, и вокруг все красиво: травка зеленеет, солнышко светит, цветочки растут.
ООД «Веселые игры с ёжиком» (прищепки)
Цель. Развивать мелкую моторику рук, умение различать и называть цвета. Формировать бережное отношение к животным.
Материал. Игрушечный ёжик. Рюкзак. Ежата, вырезанные из картона (с цветами). Разноцветные прищепки. Коробка с массажными мячиками.
Воспитатель. Ребята мы ждем гостя. Он придет, если вы отгадаете загадку и скажете, кто он.
Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонько лежала,
Потом вдруг побежала.
Правильно. Давайте его позовем. Ёжик, заходи, не бойся.
Дети по очереди зовут ёжика. Воспитатель вносит игрушечного ёжика, за спиной которого висит детский рюкзак.
Воспитатель. Откуда к нам пришел ёжик? Где он живет?(в лесу)Скажите, как он выглядит. Что есть у ежа.
Дети. Туловище, лапки, мордочка, глазки и носик.
Воспитатель. Чем покрыто туловище ежа?
Дети. Иголками.
Воспитатель. Проверим, колются его иголки или нет (дети гладят игрушку)
Какие у ежа иголки?
Дети. Мягкие, не колючие Ёж не колется.
Воспитатель. Какой замечательный ёжик пришел к нам в гости. Он добрый и совсем неколючий (Обращает к ёжику и говорит за него.)Ёжик, не колется.
Дидактические игры
«Спрячь мышонка»
Перед детьми на мольберте выложены четыре домика.
Воспитатель называет цвет каждого домика. Затем раздает прямоугольники и предлагает «закрыть двери».
Воспитатель. Это красный домик. У кого из вас красная дверь?
Ребенок. У меня (Вставляет прямоугольник в отверстие)
Воспитатель вовлекает всех детей.
Игра «Найди цветок»
Воспитатель. Пчелы собирают с цветов сладкий нектар, из которого потом делают мед. Вы станете ненадолго пчелами и будете перелетать с цветка на цветок (Обращает внимание детей на цветочки разного цвета, разложенные на полу) Посмотрите на цветы – они такие яркие!
Воспитатель. Пчелы сели на цветы красного цвета (Поочередно дети становятся на цветы заданного цвета)
Пчелы собрали весь нектар и превратились в детей.
Игра «Составь лесенку для котенка»
Цель. Учить различать полоски по цвету. Закреплять понятие «один», «длиннее», «короче». Учить понимать поставленную задачу и решать ее.
Воспитатель. Ребята давайте котенка пригласим в наш детский сад. Чтобы попасть в группу, нужно подняться по ступенькам лестницы. Построим ее для малыша. (Воспитатель выкладывает четыре палочки в ряд) Какая палочка самая длинная? (Красная.) Она будет первой ступенькой. Какая из оставшихся палочек самая длинная? (Синяя.) Она длиннее или короче красной? (Короче.) Это вторая ступенька. Какая палочка будет следующей ступенькой? (Желтая.) Какая будет самой верхней? (Зеленая)Верно. Котенок поднялся по нашей лесенке.
Игра «Сложи цветочек»
Воспитатель. Ребята давайте оживим полянку и соберем цветы разного цвета.
(Дети находят лепестки одинакового цвета и выкладывают из них на полу цветы)
Игра. «Выложим коврик для котенка» Цель. Учить различать и группировать палочки Кюизенера по цвету. Формировать умение составлять четырехугольник из палочек. Развивать глазомер. Участвуют четыре ребенка.
Воспитатель раздает котят с разными бантами. Воспитатель. Посмотрите, глазки у наших котят уже закрываются. Котята устали и хотят спать, пусть немного отдохнут. Куда бы их положить? Может на стол. (Нет.) А если на подушку, она токая мягкая (Нет.) Где же должны спать домашние животные? (Ответы детей.) Сделаем коврики для котят. Для котенка с желтым бантиком выложим желтый, для котенка с синим бантом синий, для котенка с красным бантом красный, для котенка с зеленым бантом зеленый. Для этого возьмите палочки только одного цвета и одной длинны. Составим из них четырехугольник.
Игра «Угостим котенка рыбкой»
Аппликация из пластилина. Цель
Перед детьми лежат индивидуальные листы с изображением рыбки с чешуйками. Воспитатель. Ребята, давайте покормим котят рыбкой. Для этого вот вам рыбки и вы должны выбрать цвет пластилина, для котенка с синим бантом, синий пластилин, для котенка с красным бантом красный пластилин, для котенка с желтым бантом желтый, а для котенка с зеленым бантом зеленый пластилин. Отщипните от бруска маленькие кусочки, раскатайте их в шарики, разомните и, наложив на круги «чешуйки, слегка примажьте. Ребята выполняют задания. Воспитатель. Котята благодарят вас за вкусный обед.
Каждый ребенок выбирает цвет пластилина, отщипывает от бруска маленькие кусочки, раскатывает их в шарики, разминает и, наложив на круги «чешуйки» слегка примазывает.
Воспитатель. Молодцы ребята вы накормили своих котят.
Игра. Ремонтируем мостик.
Воспитатель. Вы любите ходить в гости? (Да.) Сегодня в гости нас пригласила кукла Катя. Пойдемте к ней? (Да.) Отправляемся!
Дети паровозиком идут за воспитателем.
Воспитатель. По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два… Подводит детей к игровому полю- «мостику». Около него лежат геометрические фигуры из картона. Шли мы, шли и подошли к речке. А через речку перекинут мостик. Но что с ним случилось? Он сломан. Что же делать, как нам перейти через речку? (Предложение детей) Давайте отремонтируем мостик. Вы мне поможете? (Да.) Вот и строительный материал - геометрические фигуры (берет круг) Что это? (Круг.) Смотрите, как моя рука бежит по краю круга, не останавливается. Попробуйте сделать так же. (Дети повторяют действия воспитателя) Да, это, действительно круг. Какого он цвета(Желтого) Куда его положить, чтобы починить мостик? (Дети показывают на желтую ячейку) Верно. Круг желтый и это «отверстие» тоже круглое, желтое (Вставляет круг в соответствующую ячейку) Эту часть мостика мы починили. Рома, возьми фигуру. (Ребенок выполняет задание) Какую фигуру ты взял? (Квадрат.) Давай проверим (Проводит руку по краю квадрата. Ребенок повторяет действие.) Да, вот уголки, значит это квадрат. Какого он цвета? (Красного) Куда ты его поместишь? (Ребенок показывает на красную ячейку.) Верно. Вложи квадрат в красное квадратное «отверстие». Ребенок выполняет задание. Воспитатель. А вот какая фигура? (Треугольник.) Какого он цвета? (Синего.) Куда мы его поместим? (Ребенок показывает синею ячейку.) Воспитатель. Мы быстро и дружно отремонтировали мостик. Мостик приведет нас к кукле Кати. Какой он стал красивый. Пойдем по мостику осторожно, чтобы не упасть.
Связывает вместе
Речки берега
Мостик разноцветный,
Как радуга дуга.
Быстро не бегите, Ножки берегите.
Воспитатель следит за тем, как дети проходят по коврику, и подводит их к кукле Кате. Кукла Катя предлагает покатать мячики по группе и разложить их по цвету.
Игра с крышками. «Найди домик»
Задачи: закреплять умения группировать предметы по цвету; развивать мелкую моторику.
Ход игры. Воспитатель предлагает разложить крышки в соответствии с цветом коробки. Игра может сопровождаться стихотворениями.
Желтый
Желтый, желтый-золотой!
Желтый цвет - он не простой!
Желтый самый яркий цвет,
Ведь его светлее нет!
Желтым цветом и лимон,
Витамином полон он.
И конечно, золотое наше солнце дорогое!
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры- красные ребятки,
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные шарики за окном летят.
Синий
В синем море синий кит,
В синем небе туча спит.
На тарелки голубой
Сливы синие горой.
Куртку синюю возьмем
И гулять с тобой пойдем.
Если туча вдруг проснется,
Синий дождь на нас прольется!
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые,
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
Игра «Бабочки»
Задачи»
-учить подбирать вкладыши округлой формы в соответствии с размером и цветом;
-упражнять в сопоставлении и обобщении предметов по форме и цвету, величине;
-воспитывать усидчивость во время работы.
Ход игры.
На крыльях бабочек вырезаны круглые отверстия.
На больших крыльях –большие, на маленьких – маленькие. Дети подбирают по цвету и размеру пластиковые пробки.
Игра. «Транспорт», «Железная дорога», «Дома»
Задачи:
-учить подбирать вкладыши округлой формы в соответствии размером и цветом;
-развивать зрительное внимание и координацию движений.
Ход игры.
Дети подбирают пластиковые разного цвета и размера
Игра «Подбери по цвету», «Цветочная полянка»
Задачи.
-учить соотносить предметы по цвету;
-развивать внимание и мелкую моторику;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Ход игры.
Подобрать крышку по цвету баночки и закрутить крышкой.
Игра «Снеговик»
Задачи:
- учить подбирать пластиковые крышки по цвету и размеру;
-развивать эстетический вкус;
-воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении работы.
Ход игры.
Подобрать крышки по цвету и размеру изображения.
Игра «Украсим елочку»
-закреплять знания о цвете;
-упражнять в пространственной ориентировки;
-развивать мелкую моторику.
Ход игры.
Воспитатель дает каждому ребенку лист с изображением елки.
Праздник приближается,
Елка наряжается
Бусами шарами-
Полюбуйтесь сами.
Дети накладывают на контурные изображения елочных шаров крышки такого же цвета. По окончании работы поочередно называют цвет каждого шара.
Игра. «Без колес не поедет паровоз»
Задачи:
-закреплять знания о цвете;
-активизировать словарь;
-развивать мелкую моторику.
Ход игры.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Пальчиковая гимнастика «Мчится поезд»
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит
-Тороплюсь! - гудит. -
Тороплюсь! Тороплюсь.
Воспитатель предлагает отправится путешествовать на поезде. Дети становятся друг за другом и идут за воспитателем по кругу.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
«Ту-ту-ту, ту-ту-ту», завет паровоз!
Далеко-далеко ребят он повез!
Посмотрите сюда, тут случилась беда!
Паровоз стоит. «Помогите! –говорит.-
Я по рельсам бежал и колеса растерял»
Дети садятся на свои места и выполняют задания: подбирают к каждому вагону колеса такого же цвета; подбирают вагону колеса разного цвета.
Игра «За грибами в лес пойдем»
Задачи:
-учить подбирать пластиковые крышки по цвету изображения;
-упражнять в накручивании пластиковой крышки;
-развивать мелкую моторику.
Ход игры.
Дети идут по группе и повторяют слова народной потешки:
-Ножки, ножки, где вы были?
-За грибами в лес ходили.
-Что вы, ручки, работали?
-Мы грибочки собирали.
-А вы, глазки помогали?
-Мы искали да смотрели
-Все пенечки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновиком
Игра «Мозаика»
-Учить соотносить цвет крышки с цветом изображения.
Ход игры.
Дети подбирают крышки по цвету изображения на рисунке.
Игра «Бусы для я цвета, формы, величины»
Задачи:
-учить нанизывать цветные шарики на шнурок;
-закреплять восприятия цвета, формы, величины.
Ход игры.
Воспитатель начинает игру со стихотворения «Кукла»
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь
Сразу глазки открывает,
Только на руки берешь
Я надену кукле бусы
Платье новое сошью
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку свою.
Варианты. Нанизывают по цвету или форме или разной величины.
Можно чередовать.
Развлечение
«В гости к бабушке» Звучит спокойная музыка. Дети заходят в зал.
Воспитатель.Рассмотрите зал, как он украшен. Осенние деревья, желтые листики, тучка.
Воспитатель. Чей – то домик стоит вдалеке. Интересно, кто в нем живет? Подойдем поближе.
Дети подходят к домику, рядом с которым стоит красиво оформленная коробка.
Воспитатель. Какая яркая коробка! Посмотрим, что в ней?
Открывают коробку. Дети заглядывают внутрь, называют лежащие в коробке предметы.
Воспитатель. Да это погремушки! Если мы на них поиграем, тот, кто живет в домике, к нам выйдет.
Дети берут по одной погремушке и вместе с воспитателем под веселую музыку выполняют упражнение «Погремушки»: бегут, звеня погремушками; стучат ими по ладоням, коленкам, носкам; снова бегут и звенят. Затем прячут погремушки за спину.
Воспитатель. Где же погремушки? Покажите одну руку. Теперь другую. Повернитесь ко мне спиной.
Дети выполняют задание, перекладывая погремушки то в одну, то в другою руку так, чтобы ведущий их не увидел.
Воспитатель. Ах вы хитрецы! Вот я вас догоню.
Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети убегают, садятся на стулья. Воспитатель собирает у них погремушки.
Доносится голос: «Ау-ау! Иду-иду!» из домика выходит бабушка (взрослый в костюме) с корзиной.
Бабушка. Кто меня разбудил? Кто на погремушках играл?
Дети. Мы!
Бабушка. Здравствуйте, дети!
Воспитатель. Здравствуй Бабушка. Какая ты нарядная!
Дети рассматривают костюм Бабушки.
Бабушка. Я рада, что вы пришли ко мне в гости! Будем веселиться, плясать и играть.
Дети вместе с бабушкой и воспитателем обыгрываем потешку «Ладушки»
Бабушка. Как весело! Руки сами в пляс просятся!
Дети выполняют ритмические упражнение «Ладушки – ладушки.
Воспитатель Бабушка, а что у тебя в корзине?
Бабушка. Корзина не простая, в ней лежат разноцветные дорожки. Вы можете по этим дорожкам прогуляться. А мне пора домой возвращаться. До свидания, дети! (Оставляют корзину и уходит)
Воспитатель.(достает из корзины дорожку- полоску ткани желтого цвета). Дети, какого цвета это дорожка?
Дети. Желтого.
Расстилаем желтую полоску по направлению к корзине с листьями. Дети проходят по дорожке.
Воспитатель. Сколько ярких листьев! Возьмите по листочку погуляйте по полянке.
Дети ходят с листиками под музыку по залу.
Воспитатель. Какие красивые листочки! С ними хочется поплясать.
Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети по показу воспитателя топают, машут руками, кружатся, затем приседают и закрывают лицо листьями (прячутся)
Воспитатель (ищет детей) Ау-ау! Где вы?
Дети вместе с воспитателем (прячут листья за спину) Мы здесь!
Воспитатель. Помогите мне собрать листья.
Дети выполняют задание.
Давайте посмотрим, какие еще дорожки лежат в корзине.(Достает из корзине полоску ткани зеленого цвета) Какого цвета эта дорожка?
Дети. Зеленого.
Расстилается дорожка по направлению к настольной ширме, оформленной как избушка. Дети по ней проходят.
Воспитатель.
Какая красивая избушка! На окошке зеленые занавески. Интересно, кто здесь живет?
Воспитатель заходит за ширму и демонстрируют звучащую игрушку- собачку. Дети называют животное и имитируют звуки, которые она издает.
Воспитатель. Как зовут собачку?
Дети. Бобик
Воспитатель. Позовите Бобика.
Дети. Бобик, Бобик иди к нам!
Воспитатель. Как Бобик с нами говорит?
Дети. Ав!Ав
Воспитатель Бобик для вас приготовил султанчики. Какого они цвета ? (Зеленого)
Давайте поиграем с Бобиком в догонялки.
Воспитатель. Никого Бобик не поймал, какие вы быстрые и ловкие. Бобик устал бегать и пошел спать(Убирает игрушку за ширму)
Воспитатель. В корзине осталась еще одна дорожка.(Достает из корзине красную полоску ткани. Какого она цвета?
Дети. Красная.
Воспитатель. Куда же приведет нас красная полоска?
Расстилает дорожку по направлению другой настольной ширме, оформленной как избушка. Дети проходят по дорожке.
Воспитатель. В этой избушки живет кукла Катя. Давайте ее позовем.
Дети зовут. Катя.
Ведущий выносит из – за ширмы куклу в красном платье, говорит за нее.
Кукла Катя. Здравствуйте ребята!
Дети здороваются с куклой
Дети рассматривают у куклы платье, бант, туфли.
Воспитатель. Какая Катя нарядная.
Кукла Катя. У меня для вас есть красные платочки, такие же красные, как мой бантик. Раздает детям. Под русскую народную музыку дети танцуют с платочками.
Кукла Катя. Молодцы! Хорошо повеселились. Вот вам за это угощение, вкусные яблоки.
Игра: «Спаси мышку»
Цель. Продолжать обучать детей различию цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; упражнять в выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета.
Материал: плоскостные домики –норки красного, синего, зеленого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники- «двери» аналогичных цветов.
Ход игры.
Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога – «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.
Игра «Сложи картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Материал: карточки с аппликацией гусеницы, цыпленка, домика, вагона, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов, таких же цветов.
Ход занятия Дети рассматривают картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такие же изображение из предложенных деталей.
Игра. «Чудо паровоз»:
Цели. Учить детей конструировать с учетом цвета (выделять и называть основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый) выделять и называть части паровоза колеса, вагоны; продолжать развивать мелкую моторику.
Материал: плоские изображения паровозов и вагонов красного, синего, желтого, зеленого цветов. Пробки от пластмассовых бутылок таких же цветов(по 2 штуки каждого цвета)
Ход игры. Предложить детям помочь паровозику- починить его(подарить ему новые колеса)
Игра «Бабочка»
Цели. Продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет, как на значимый признак; закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый, зеленый цвета.
Материал: плоскостное изображение бабочки с крыльями основных цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 3 цвета на каждое крылышко)
Ход игры. Предложить детям сделать бабочку красивой (подобрать узор.)
Можно подобрать такого же цвета или по просьбе взрослого взять другой цвет.
Игра «Найди цветок для бабочки»
Цели. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета»
Материал: четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, зеленый, желтый); четыре плоских фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.
Ход игры. Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы – посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было, и никто не смог их поймать. В конце работы дети называют цвет бабочек и цветков.
Игра «Водопой»
Цели. Закрепить умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать, умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее, знать, находить по слову и называть домашних животных.
Материал: игрушечные домашние животные: корова, собака, кошка лошадь, свинья, их детеныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные); игрушечный кувшинчик.
Ход занятия. Предложить ребенку налить в поилки воду и напоить животных. Выполнить задание по словесному указанию педагога: «Налей воду в большую круглую поилку. Пригласи корову с теленком к поилке» и т.д.
Игра. «Фигура – заплатка»
Цели. Упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме; формировать внимание, сосредоточенность, речь.
Ход игры. Рассмотреть карточку с геометрическими фигурами, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия.
Игра «Помоги лесным жителям найти свой дом»
Цели. Учить соотносить геометрические фигуры, назвать их форму (круг, квадрат, треугольник), знать и назвать диких животных и их дома.
Материал. Плоскостные изображения диких животных ошейниками в виде геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника); картина с изображением домов диких животных: норы, берлоги, дупла в виде круга, квадрата, треугольника.
Ход игры.
Предложить детям вспомнить и сказать, как называется дом каждого из пришедших в гости к ним диких животных. Предложить найти дома животных с различным геометрическим входом в них, используя подсказку на шее у животных ошейниками с такими же геометрическими фигурами, как и вход в их дом.
Игра «Найди друга»
Цели. Продолжить обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен.
Ход игры. Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки красные» В ходе игры педагог меняет флажки.