Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. В процессе развивающих занятий, дидактических игр у детей происходит накопление сенсорных представлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Увлекательный мир сенсорики»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Увлекательный мир сенсорики»
Проект «Увлекательный мир сенсорики»
Вид проекта: Долгосрочный.
Тип проекта: Познавательно-игровой.
Участники: воспитатель Москвина Н.А., педагог - психолог Осинцева М.А. дети группы раннего возраста, родители.
Возраст детей: 1-2 года.
Срок реализации: сентябрь 2021- апрель 2022года.
Описание проекта:
Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. В процессе развивающих занятий, дидактических игр у детей происходит накопление сенсорных представлений.
В рамках проекта запланировано тесное сотрудничество с родителями в изготовлении дидактических пособий для сенсорного развития детей.
Актуальность проекта:
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития , развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Цель проекта:
Развитие сенсорных способностей у детей от 1-2 лет средствами дидактической игры.
Задачи проекта:
-определить уровень сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.
-воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
-подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
-изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
-взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Ожидаемый результат:
- в результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка.
-развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
-приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно-развивающей среды.
-повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.
Этапы проекта:
Подготовительный - сентябрь, октябрь 2021г.
Организационный - ноябрь, декабрь 2021г.
Практический - январь-март 2022г.
Заключительный – апрель 2022г.
План реализации проекта:
1.Подготовительный:
- изучение литературы;
- подбор методического материала;
-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;
-подбор и изготовление дидактических игр;
2.Организационный:
- анкетирования родителей;
- консультация для родителей;
- участие родителей в изготовлении игр для сенсорного развития детей;
- наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»
3. Практический:
-Обогащение развивающей среды;
-фотоотчет «Дидактическая игрушка семьи»
-проведение упражнений, игр по сенсорному развитию;
-различные формы работы с детьми (фотоотчет)
4. Заключительный:
-анализ результатов проекта; (результаты анкет)
-презентация проекта по сенсорному развитию;
Изучив литературу, я пришла к выводу, что самая актуальная тема в воспитании детей раннего возраста – это, сенсорное развитие. Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать? Развитие органов чувств у детей от 1 -2 лет идет очень интенсивно.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения, внимания;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это, и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку, но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Развивать познавательные и речевые умения:
-определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов. Они научились сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Дети стали более внимательными, усидчивыми.
Кроме того, родители узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание и о его значении в раннем детстве.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра - стихия детей. Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляется через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Анализ анкетирования родителей
«Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста".
Цель: выявить степень информированности родителей по теме сенсорного развития ребёнка раннего возраста.
По итогам анкетирования родителей можно сделать следующие выводы:
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие?
100% родителей ответило удовлетворительно. Это свидетельствует о том, что родители владеют информацией - что такое сенсорное развитие.
2.Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка?
100% родителей видят необходимость в сенсорном развитии детей.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка?
100% родителей считают, что в ДОУ созданы необходимые условия для сенсорного воспитания детей.
Можно сделать вывод, что большая часть родителей читают и интересуются информацией.
4. Как Вы оцениваете уровень развития вашего ребенка всех видов восприятия?
Высокий уровень отметили 70%
Средний уровень 30%
Преимущественное количество родителей отметили высокий уровень развития детей по сенсорному развитию.
5. Есть ли у Вас дома игры по сенсорному воспитанию?
100% родителей дали положительный ответ, из чего можно сделать вывод, что родители занимаются дома сенсорным развитием, т.к. заинтересованы в этом.
Благодаря анкетированию выяснилось, что родители обладают информацией о сенсорном развитии ребенка. Подготовила для них презентацию по теме: «Сенсорное развитие ребенка в раннем возрасте через дидактическую игру». Предложила родителям изготовить игру по сенсорике своими руками.
Анализ результатов проекта.
- В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
- у детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
-родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения игр, консультации по изготовлению игр по сенсорному развитию.
Список литературы
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. Просвещение 1998г.
2. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. Просвещение.1999г.
3. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М. Просвещение. 1998г.
4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. МОЗАЙКА – СИНТЕЗ. 2013г.
5. Павлова Л.Н. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. – МОЗАЙКА- СИНТЕЗ.2013г.
6. М. Монтессори. Методика раннего развития от 6 месяцев до 6 лет.
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к проекту «Удивительный мир сенсорики», нам необходимо знать ваше мнение. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
- Да;
-Нет;
- Не знаю;
2.Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и восприятия ребенка в дошкольном возрасте:
-Считаю нужным;
-Не считаю нужным;
-Затрудняюсь ответить;
3.Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
-Да;
-Нет;
-Не знаю; 4. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
- Высокий;
- Средний;
- Низкий;
5. Есть ли у вас дома игры по сенсорному воспитанию:
- Да;
- Нет;
- Не знаю;
6. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_____________________________________________________________