Просмотр содержимого документа
«Познавательно-игровой проект в группе раннего возраста "Путешествие в Мир сенсорики"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Звездочка»
Автор проекта: воспитатель
Науменко Наталия Владимировна
2021 г
Проект
По количеству участников: групповой
По приоритету метода: познавательно-игровой
По продолжительности: краткосрочный с18.01 по 29.01.2021г
Участники реализации проекта:
Воспитатели,
Музыкальный руководитель
Воспитанники группы раннего возраста;
Родители воспитанников
Актуальность:
Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была и остаётся одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Цель проекта: Содействовать обогащению сенсорного развития воспитанников (открытие мира предметов и явлений во всем многообразии их величины, форм, красок, звуков, запахов); более полному и глубокому восприятию, пониманию окружающего мира.
Задачи проекта:
Содействовать:
— обогащению познавательных интересов детей (от «неясных знаний к ясным» и обратно к «неясным» для расширения кругозора и становления целостной картины мира)
- овладению умением различать не только основные, наиболее контрастные цвета: красный — зеленый, синий — желтый, но и все основные цвета спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- активизации работы всех анализаторов ребенка при обследовании предметов; овладению многовариантными обследовательскими и перцептивными действиями для более глубокого восприятия окружающего мира
- развитию интереса и желания участвовать в дидактических играх с дидактическими игрушками, материалами для упражнения в умении сравнивать предметы, подбирать их по цвету, величине, форме, располагать предметы в соответствии с их постепенным увеличением (уменьшением);
— обогащению развития перцептивного, сенсомоторного опыта (собирать на стержень маленькую башню из разноцветных колец, уменьшающихся в размере к вершине, чередуя в определенной последовательности; на ощупь находить названный предмет в «чудесном мешочке», прокатывать шарики через воротца одинаковой с ними окраски или подходящего размера и т.п.);
— созданию в каждый режимный момент (умывание, опробование продуктов питания и т.д.) благоприятных условий для активной познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования и др.);
— развитию познавательных мотивов ребенка, активного отношения к окружающей действительности, его самостоятельному поиску способов ее изучения;
- Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
-Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков. - Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей. - Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
Ожидаемые результаты:
Дети получат представления о форме, величине, цвете предметов;
смогут группировать предметы по заданному признаку; освоят навыки действия с предметами и игрушками, смогут определять их положение в пространстве;
Развивающая среда пополнится дидактическими играми и игрушками, различными пособиями из нетрадиционного материала
Родители получат необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию. Совместное участие детей и родителей в творческих мероприятиях поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Результаты проекта:
Фоторепортаж: «Математика в коротких штанишках»
Мини-выставка продуктов проекта;
Фотоотчет на сайте детского сада;
Видеоролик "В Мире сенсорных игр"
Используемые методы:
- одномоментности
- метод обследования, наглядности
- словесный
- практический
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- творческая деятельность.
Используемые педагогические технологии.
здоровьесберегающие;
личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
исследовательской деятельности;
проектной деятельности;
игровая технология.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационный:
Проведение педагогического мониторинга с целью выявить уровень сенсорного развития детей
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Информация родителей о предстоящей деятельности.
Изучение методической литературы по тематике проекта
Разработка стратегии реализации проекта (подбор научно-методической литературы, произведений художественной литературы для бесед с детьми, подбор иллюстраций, подбор игр и музыкального материала)
Создание развивающей среды, обновление и оформление полки красоты и избыточной информации
2 этап.Практический
Реализация плана проекта “ Путешествие в Мир сенсорики”;
Различные формы работы с детьми;
Взаимодействие с родителями по реализации проекта:
• Консультация "Что такое сенсорика"
• Беседы.
• Участие родителей в изготовлении игр для сенсорного развития детей.
• Папка –передвижка для родителей «Сенсорное воспитание дошкольников»
3этап. Заключительный этап
Подведение итогов
Фоторепортаж: «Математика в коротких штанишках»
Мини-выставка продуктов проекта;
Фотоотчет на сайте детского сада;
Видеоролик "В Мире сенсорных игр"
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Содержание проекта.
НОД: Найди матрёшке ведёрко
Мы гуляем по дорожкам
Речевое развитие
Сенсорные игры для запуска речи с использованием нетрадиционного оборудования. (тележки, воронки, мешочки, труба и т.д)
Чтение С. Н. Теплюк "Большой-маленький. ; В. И. Митянина "Цвета",
Н. Никитина "Учимся различать формы и фигуры",
Просмотр развивающих мультфильмов «Геометрические фигуры», «Учимся считать», «Учим цвета и цифры»
Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».
Поисково-экспериментальная деятельность: «Снег. Какой он?», «Тонет, не тонет», «Находилки» - игры с крупой, с водой; «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу»
д/и «Бродилки», «Найди матрёшке ведёрко»
игры на классификацию предметов по цвету, форме.
Игры на формирование тактильных ощущений «Колобок», «Сенсорная коробка» , «Укрась ёлочку»
«Отгадай, что в мешочке»
Художественно-эстетическое развитие (Продуктивная деятельность)
Слушание музыки:
П.И Чайковский «Времена года»
Музыкальные игры «Курочка», «Мишка лежебока»
Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки», «Стуколка»
Рисование ватными палочками «Снег, снежок»
Лепка из теста «Угощайся, Мишка»
Конструирование «Киска под скамейкой» (над, под, на, возле)
Аппликация с элементами рисования: "Колобок катится по дорожке и поёт песенку"
Социально-коммуникативное развитие
Игры на развитие сенсомоторного опыта и мелкой моторики пальцев рук «Нанижи бусы», «Бизиборд», «Волшебные резиночки» , «Вращающиеся шестерёнки», «Забавные прищепки», «Большой – маленький», «Весёлые ленточки», «Матрёшки заблудились», «Магнитный поезд», «Рыбалка», «Пирамидки»
с/р действия «Ждём гостей» - способствует формированию понятий «такой же», « столько же»
д/ и «Кто в домике живёт?»
Физическое развитие
Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
Подвижная игра «Найди свой домик» и т.д.
Подвижная игра «Снег кружится» Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Подвижная игра «Ладушки оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два».
Работа с родителями:
Консультация "Что такое сенсорика"
Консультация «Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребёнка»
Информационные листы «Учим различать цвета», «Игры для развития мелкой моторики своими руками»
• Беседы.
• Участие родителей в изготовлении игр для сенсорного развития детей.
• Папка –передвижка для родителей «Сенсорное воспитание дошкольников»