Просмотр содержимого документа
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг»
Цель работы:
• Развитие интереса к художественной литературе.
• Формирование литературного вкуса.
• Воспитание будущего читателя.
Задачи:
• Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.
• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.
• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.
• Сформировать положительный образ «я».
• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Актуальность:социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:
• Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.
• Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из – за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.
• Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
• Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.
Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детский сад.
В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности.
Своеобразие системы работы:
Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, я использую разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа литературного кружка, работа в библиотеке ДОУ, проектную деятельность, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг.
Методы работы по приобщению детей к чтению:
Словесные:
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть.
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение.
Практические:
• Игры – драматизации.
• Дидактические игры.
• Элементы инсценирования.
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
• Театрализованная деятельность.
Наглядные:
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
• Просмотр видеороликов, фильмов.
• Оформление выставок.
• Использование разных видов театра.
Формы работы:
• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).
•Свободная от занятий деятельность: экскурсии ДОУ в районную детскую библиотеку, в библиотеку школы; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»;игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).
Сотрудничество с родителями.
Формы работы:
• Родительские собрания.
• Индивидуальные консультации.
• Семинары – практикумы.
• Папки – передвижки.
• Фотопрезентации.
• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.
Сотрудничество с районной детской библиотекой.
Формы работы:
• Экскурсии.
• Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий.
Выводы:
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями,общественностью позволяет:
1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.