kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический совет по теме "Познавательное развитие детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен старшим воспитателям,методистам для проведения педагогического совета в ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет по теме "Познавательное развитие детей дошкольного возраста"»

Педагогический совет

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»



Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста, закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности, совершенствование педагогического мастерства.

Формы проведения: консультация, деловая игра (соревнование двух команд).



План проведения педсовета

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги. Для того , чтобы приступить к работе нам необходимо разделиться на 2 команды (Из "Волшебного" мешочка педагоги достают фишки двух цветов и делятся на команды, рассаживаясь за столы по цвету фишек)

2 слайд «Познай себя» - написано на воротах Дельфийского храма.

Послушайте одну историю:

«В древние времена мастер Дао Линь жил на высокой сосне, люди того времени звали его "Монах - Птичье Гнездо". К нему в специальное путешествие отправились министр и командующий.

В конце беседы министр Бо спросил: "В чем полный смысл буддийского учения?"

Мастер сказал: "Не совершать ничего дурного, практиковать все добродетели".

Бо сказал: "Даже трехлетний ребенок может сказать это!"

Мастер ответил: "Хотя трехлетний ребенок может сказать это, восьмидесятилетний человек не может этого выполнить".

Тогда Бо поклонился и уехал» (Ошо «Мастер»).

Мы с вами учителя. Ведь воспитатель - это тот же учитель. Наша задача - научить ре­бенка понимать окружающий мир и правильно к нему относиться.

Сегодня мы с вами поговорим о познавательном развитии дошкольников.

4 слайд

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

5 слайд

Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 - х компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление );

2. информация ( опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

6 слайд

Следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Планируя познавательное развитие детей, мы должны помнить возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Дети с раннего возраста начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.



7 слайд

Переходим к деловой игре «Особенности познавательного развития дошкольников»  

Согласно годовому плану, реализация основных задач по данной теме, происходила путем выступлений коллег на семинарах, педагогических часах, мастер-классах и сейчас обеим командам с целью закрепления знаний я предлагаю пройти блиц-опрос ,т.е.вам необходимо заполнить ячейки в таблице, расставляя соответствующую цифру с правильным вариантом ответа.

ОТВЕТЫ:

8 слайд

1.Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание»и «образование»?

/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/

2.Дать определение слову «познание».

/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/

3.Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

«исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов

4.Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/

9 слайд

5.Новая форма познания у детей 4-5 лет.

/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/

6.Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/

7.Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?

/игра/

8.Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?

/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/

10 слайд

"Детские исследования : содержание и алгоритм исследования."

Дорогие коллеги, сегодня мы так же закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, вспомним содержание и алгоритм детских исследований.

Начнем с самого важного в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Задание: выложите в правильной последовательности этапы проведения экспериментально-исследовательской деятельности.(ОТВЕТЫ)

-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- Выдвижение гипотезы;

-Поиск и предложение возможных вариантов решения;

- Сбор материала;

- Обобщение полученных данных.

11 слайд

Очень важно, при создании познавательной активности – это мотивация, и она должна идти не от педагога, а от детей. Слова восточного мудреца гласят: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Задание: Какие стимулы, методы можно использовать для создания положительной мотивации в экспериментально- исследовательской деятельности? (устные ответы педагогов)

(ответы)Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора

В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человеку этого возраста и заключено в игровую оболочку. Сформулируем проблемную ситуацию для детей по исследованию:

1 команда – свойства соли – растворяется.

2 команда-свойство песка – не растворяется.

Нам необходимо выдвинуть гипотезу решения данной проблемы.

Гипотеза – предположение, догадка ещё не доказанная логически и неподтверждённая опытом.

12 слайд

Слово гипотеза происходит от древнегреческого Гипотеза исследования – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Обычно гипотезы начинаются со слов:

допустим

предположим

возможно

что если

В результате исследования гипотеза исчезнет. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, а если её опровергнуть, она превращается в ложное предположение.

Задание: Составьте гипотезу по исследованию свойств: 1 команда – свойства соли – растворяется. 2 команда-свойство песка – не растворяется.

После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно.

13 слайд

Возрастные особенности детей подталкивают нас использовать на занятиях иллюстративный материал, схемы, т. к. детям необходим зрительный образ –символы, которые будут обозначать либо действие, либо признак. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Экспериментальный опыт показывает: дети не только быстро научаются понимать символы, но обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

Задание: Придумайте карточки- подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие.(раздать маркеры и бумагу)

1 команда: понюхай-нельзя нюхать; попробуй на вкус- нельзя брать в рот;

2 команда: потрогай- нельзя брать руками; посмотри, послушай.

Где можно применить такие карточки подсказки?

На этапе поиска решений проблемы - необходимо рассказать детям, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.

Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.

Использовать зрительный образ в виде символов мы можем и для того, чтобы ребенку было легче исследовать предметы, и самое важное на этапе обобщения, подведения итогов – рассказать об исследуемом предмете как можно больше признаков. Здесь мы используем алгоритм действий.

Задание. Придумайте модель исследования предмета, а какого вы выберите сами, изобразите схематически, прокомментируйте.

Рефлексия: Уважаемые коллеги , если вы считаете, что все ,что вы сегодня услышали и увидели было для вас не нужным и бесполезным -потопайте ногами, а если наоборот- полезным и будет применено вами в работе- похлопайте в ладоши и улыбнитесь !

Дорогие педагоги, развивайте у детей исследовательское поведение, заставляйте их думать, пусть они сами пытаются отвечать на вопросы. Успехов вам!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический совет по теме "Познавательное развитие детей дошкольного возраста"

Автор: Горьковская Анна Алексеевна

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 411116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Круглый стол для родителей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(82) "krughlyi-stol-dlia-roditieliei-rol-ighry-v-razvitii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "211161"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431554400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223214"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411306"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства