На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети плохо едят винегрет, а во время обеда откладывают варёные овощи (лук и морковь) на край тарелки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект" Витамины и здоровье"»
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Витамины и здоровье»
Разработал воспитатель: И.Г.Волкова
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: три недели
Участники проекта: дети второй младшей группы и их родители, воспитатель второй младшей группы.
Цель проекта: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
1.Способствовать накоплению знаний об овощах и фруктах
2.Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.
3.Расширять знания дошкольников о взаимосвязи питания и здоровья.
4.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Предполагаемые результаты по проекту:
- приобретение необходимых знаний и представлений о витаминах;
- осознанное отношение детей к витаминам (овощи и фрукты в любом виде очень полезны для растущего организма);
- умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;
-дети научатся сажать лук и ухаживать за ним.
Актуальность проекта:
На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети плохо едят винегрет, а во время обеда откладывают варёные овощи (лук и морковь) на край тарелки.
Активная долгая жизнь - это самое важное для человека. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
В современном обществе человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, так как медицина предлагает самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях, но не надо забывать о пользе правильного питания.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах, ягодах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Дети должны понять, что овощи и фрукты, ягоды очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».
Проблемный вопрос:
Что такое витамины, где они содержаться?
Перспективный план работы по проекту:
I. Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Разработка плана реализации проекта.
Разработка дидактических игр, пособий.
Подборка иллюстративного материала.
Подборка сценария развлечения и сценки.
Подборка стихотворений, загадок по теме.
Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме.
Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
II. Основной этап
Работа с детьми
1.Беседа: «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Цель: Расширять знания детей об овощах и фруктах. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом. Учить различать, наиболее распространенны в данной местности овощи и фрукты, по цвету, форме, величине, где они растут и чем они полезны. Закреплять приемы лепки, из пластилина. Учить бережно, относиться к своему здоровью.
Материалы и оборудование: Муляжи овощей и фруктов, чудесный мешочек, маленькие настоящие морковки. Повязка для глаз. Зайчик игрушка (или ребенок из подготовительной группы). Пластилин.
Предварительная работа: отгадывание загадок об овощах и фруктах, раскрашивание овощей и фруктов (раскраски, беседы, рассматривание картин.
Ход НОД
Дети входят в групповую комнату и садятся на коврик. Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. Какие вы красивые, здоровые, крепкие, веселые, какие у вас розовые щечки! Улыбнитесь друг другу. Скажите, что нужно для того, чтобы вы всегда могли бегать, прыгать, смеяться,и чтобы вы были всегда здоровыми? Дети: Надо заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, надо есть полезные продукты, закаляться и. т. д. Воспитатель: Молодцы, мы должны все вести здоровый образ жизни. Здоровье будет крепким, если мы будем правильно питаться, есть полезные продукты (овощи и фрукты). Воспитатель: А какие это полезные продукты, назовите их? Дети: Продукты, от которых не болит живот, не болят зубки, появляется сила, хорошо видят глазки, это овощи и фрукты. Рассказ воспитателя об овощах. Овощи – это растения, которые люди выращивают на огороде. Они играют важную роль в питании человека. Чем больше мы едим овощей, тем крепче у нас будит здоровье. Овощи содержат много витаминов.
Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек»Дети поочередно опускают руку в мешочек, берут один муляж, на ощупь определяют что это за овощ или фрукт. А потом показывают детям и рассказывают (каждый ребенок) чем полезен или вреден этот продукт. (Воспитатель хвалит детей).
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки об овощах.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…- капуста-
-Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?- Свекла-
Он никогда и никого.
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него.
И взрослые, и дети?
- лук -
Очень длинным вырастает.
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят - кабачок-
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут.
И так едят
- помидор-
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец –
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
- репка –
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали
- морковь –
Игровое упражнение «Кто быстрее?» На столе, на подносе лежат вилочки на них маленькие кружочки морковки. На счет 1,2, 3 морковку бери. Дети берут вилочки с морковкой и начинают есть. Победит тот? кто первый съест морковку.
Воспитатель: Молодцы, я рада, что вы все любите морковку, вы ее съели очень быстро. Ребята, вам понравилась морковка?
(Стук в дверь, вбегает зайчик)
Зайчик:– Здравствуйте ребята, я пробегал мимо, услышал, как вы разговаривали о морковке. Я тоже хочу морковку. – А меня угостите? Воспитатель: Ой, ребята жаль, что мы съели всю морковку. Как же быть? Чем нам зайку угостить? (предложение детей). Давайте слепим для нашего зайчика много морковки? Да. Воспитатель демонстрирует прием лепки морковки (берем кусочек пластилина, раскатываем столбик, и нижний краешек столбика раскатываем потоньше). Воспитатель складывает морковки в корзиночку, хвалит детей, и вручает корзиночку зайчику. Зайчик хвалит детей, благодарит за старание, желает им здоровья. Зайчик: Ой, ребята у меня столько много морковок, спасибо вам я еще смогу угостить своих друзей. До свидания ребята.
5. Воспитывать понимание ценности своего здоровья, желание не болеть
Предварительная работа: подбор иллюстраций, дидактические игры, подвижные игры, загадывание загадок, заучивание стихов, картинки- раскраски., разрезные картинки
Материал к занятию:
1. Земля.
2. Ящик
3. Песок
4. Лейка
5. Влажные салфетки
6. Клеенка
7. Савок
8. Фартуки
9. Лук
10. компьютер
11. интерактивная доска
12. Игрушка «Хрюша», «Чиполино»
Ход
Дети входят в группуи садятся на стульчики перед экраном.
Воспитатель: Ребята, к вам на занятие пришел Хрюша (игрушка Биба –бо).Он живет у бабушки Федоры и дедушки Егора. Он очень любит кушать овощи, так как в них содержится очень много витаминов. Сейчас он будет загадывать вам загадки. Если вы правильно отгадаете. На экране появится картинка.
1. Красна девица
Сидит в темнице
А коса на улице. Если дети правильно отгадывают, показать картинку слайд №1
2. Я длинный и зеленый
Вкусный и соленый
Вкусный и сырой
Кто же я такой? - слайд №2
3. В огороде он живет
Овощ это, не зверек
Круглый, красный сеньор
Это спелый помидор. - слайд №3
4. Сто одежек
Все без застежек. - слайд №4
4. Прежде чем его мы съели
Все наплакаться успели. – Слайд №5
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадки. А теперь дядюшка «Чиполино»приглашает вас поиграть.
Физкультминутка:
. Дети встают в круг (ребенку нужно одеть на голову шапочку- лук)
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
Ножками потопаем
Ручками похлопаем.
Воспитатель: А сейчас нужно надеть фартучки и пройти к столику.
(Дети садятся вокруг стола.)
Воспитатель:
Дети, посмотрите, что это за овощ, который я держу в руках. - лук.
Как можно ласково назвать лук? – лучок
Давайте потрогаем его. Какой он? (гладкий, круглый, золотистого цвета, горький)
Про лук говорят: «лучок – золотой бочок». Потому что сверху лук покрыт тонкой, золотистой чешуей, она очень легко отламывается
А еще про лук говорят «Лук от семи бед». В нем находится очень много витаминов, особенно в зеленых перышках (показать картинку)
Воспитатель: чтобы вырастить из лука зеленое перо, нужнопосадить лук в грядку. Но мы это сделать не можем так как на улице снег лежит. И поэтому будем сажать его в наш Мини- огород.
Сначала в ящик я положу немного песка, а потом насыплю землю и все перемешаю, чтобы земля была мягкой. Теперь совком я сделаю бороздки.
У лука есть верх из которого растут зеленые перья, а внизу –корни. Повторите за мной – сверху перья, а внизу корни. А теперь по очереди подходите ко мне, берите луковицу и садите в землю, вкручивая его. после посадки дети вытирают руки влажной салфеткой.
Во время посадки приговариваю «Садим – садим мы лучок
Будет зелени пучок»
После посадкиребенок читает стихотворение.
Луковица золотая,
Круглая, литая
Есть у нее один секрет:
Нас спасет она от бед.
Воспитатель: Дети, чтобы лук рос, что нужно сделать? – полить
Куда же нужно поставить наш огород?. Поближе к солнышку возле окошка. Так как для лука нужен свет, вода и тепло.
Рядом с нашим огородом мы поставим дядюшку «Чиполино» Он будет наблюдать как мы с вами будем ухаживать за луком. А когда вырастут зеленые перья, будем его кушать и получать много витаминов, чтобы не болеть.
3.Продуктивная деятельность. Аппликация. Тема: «Апельсины и сливы лежат на блюде».
Задачи:
Закреплять представление о фруктах, знание обобщающего понятия «Фрукты»
Закреплять знание об округлой форме предметов, умение различать предметы по величине
Закреплять умение наклеивать большие и маленькие предметы, свободно располагая их по всему силуэту блюда.
Воспитатель говорит, что приготовила детям сюрприз, и предлагает отгадать загадки:
С виду как рыжий мяч,
Только вот не летит вскачь.
В нем полезный витамин-
Это спелый… (апельсин).
Синий мундир,
Белая подкладка,
В середине – сладко.
(слива).
Затем вносит блюдо, на котором лежат апельсины и сливы, читает стихотворение Т. Шорыгиной:
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Сливы и мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
Воспитатель объясняет, что фрукты – это сочные съедобные плоды, которые растут в основном на деревьях. Интересуется у детей, какие фрукты они любят. Затем спрашивает, какой формы апельсин ( круглый, большой), какой формы слива (овальная, маленькая). Затем предлагает детям сделать коллективную работу- наклеить апельсины и сливы на красивые блюда. Воспитатель замечает, что заготовки апельсинов и слив находятся в разных местах, и предлагает детям выбрать заготовки того фрукта, который им нравиться.
Пальчиковая гимнастика.
«Апельсин».
Мы делили апельсин Покрутить сжатым кулаком левой руки.
Много нас, а он один. Растопырить пальцы правой руки. Поднять
указательный палец левой руки, остальные
пальцы сжать.
Эта долька для ежа, Левая рука сжата в кулак, отогнуть мизинец
Эта долька для чижа, Отогнуть безымянный палец.
Эта долька для утят, Отогнуть средний палец.
Эта долька для котят, Отогнуть указательный палец.
Эта долька для бобра, Отогнуть большой палец.
А для волка – кожура! Ладонь повернуть тыльной стороной кверху,
округлив пальцы, погладить «кожуру».
Он сердит на нас – беда! Ладони соприкасаются основаниями, чуть
согнутые пальцы постукивают по
тем же пальцам другой руки, как волчьи зубы.
Разбегайтесь, кто куда! Руки «разбегаются» по столу, стуча
ножками- пальчиками.
4. Продуктивная деятельность. Конструирование Тема: «Разные ворота»;
Формировать у детей умения строить ворота разной ширины и высоты., познакомить с новий деталью - пластиной,учить различать детали строительного материала (длинная и короткая пластины, кубик)
Задачи:
-Развивать умение соотносить размеры построек с размерами игрушек ,формировать пространственные предстовления «широкий узкий,высокий –низкий.»
-Закрепить название деталей строительного материала.
-Обогащение словаря: легковая и грузовая машины,широкий- узкий, высокий- низкий.
-Закреплять привычку после игры аккуратно складывать детали строительного материала в коробку.
Материалы: призмы, кирпичики и кубики разного цвета.
5. Продуктивная деятельность. Аппликация «Ягоды и яблоки – полезные продукты»
Задачи:
Закрепить представление о пользе для здоровья ягод и фруктов.
Учить отображать впечатления от окружающего мира, раскладывать и аккуратно наклеивать предметы разной величины, прижимая их тряпочкой.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям, что к ним сегодня пришла Катя, но почему-то она надела халат доктора. Катя объясняет ребятам, что у неё сегодня ответственный день: она ходит по всем группам детского сада и интересуется, для чего полезно кушать много ягод и фруктов. Воспитатель побуждает детей объяснить Кате, что ягоды и фрукты очень вкусные, в них много витаминов, полезных для здоровья, чтобы не болеть, чтобы быть сильными. Кате очень понравилось, что дети так много знают о пользе витаминов, и она предлагает сделать аппликацию из ягод и яблок, чтобы показать детям из других групп. Катя интересуется у детей, какие ягоды они знают. Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает картинки с изображением плодов и предлагает детям наклеить ягоды и яблоки на силуэт тарелочки, чтобы плоды не рассыпались и красиво лежали.
Воспитатель показывает образцы тарелок с разным расположением плодов, обращает внимание на разные цвета тарелок, на которых лежат плоды, предлагает детям выбрать тарелочку и красиво разложить на ней яблоки и ягоды, затем наклеить их. Напоминает о правилах работы: клей брать понемногу, намазывать формы на клеенке, прикладывать на то же место, откуда взяли, и аккуратно прижимать салфеткой.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Мы делили апельсин Покрутить сжатым кулаком левой руки.
Много нас, а он один. Растопырить пальцы правой руки. Поднять
указательный палец левой руки, остальные
пальцы сжать.
Эта долька для ежа, Левая рука сжата в кулак, отогнуть мизинец
Эта долька для чижа, Отогнуть безымянный палец.
Эта долька для утят, Отогнуть средний палец.
Эта долька для котят, Отогнуть указательный палец.
Эта долька для бобра, Отогнуть большой палец.
А для волка – кожура! Ладонь повернуть тыльной стороной кверху,
округлив пальцы, погладить «кожуру».
Он сердит на нас – беда! Ладони соприкасаются основаниями, чуть
согнутые пальцы постукивают по
тем же пальцам другой руки, как волчьи зубы.
Разбегайтесь, кто куда! Руки «разбегаются» по столу, стуча
ножками- пальчиками.
Дети выполняют работу, по мере необходимости воспитатель помогает детям.
По окончании занятия располагает аппликации детей на выставке, отмечает, кто из детей красиво расположил плоды, аккуратно приклеил, наклеил много плодов, на чьей работе одно яблоко и много ягод, затем предлагает отдать свои работы Кате. Она покажет их другим ребятам и объяснит, что ягоды и яблоки- полезные продукты.
Катя прощается с ребятами и обещает к ним еще прийти
6. Продуктивная деятельность. Рисование.Тема: «Соберем овощи в мешок».
7.Продуктивная деятельность. Лепка. Тема: «Вылепи какие хочешь овощи».
Программное содержание:
1. Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.)
2. Учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал, находить сходства и различия.
3. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.
Материалы: пластилин, доски для лепки, стеки. Овощи (муляжи и картинки).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, перед тем как мы начнем с вами занятие, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Загадка
Огурец, капуста, кабачок,
Перец, лук, морковь и чесночок.
Овощи эти на грядках растут,
А потом на прилавке покупателя ждут.
Арбуз, апельсин, банан и гранат,
Этим фруктам каждый человек будет рад.
Где же хранятся овощи и фрукты?
Как называется место, где они продаются? (магазин)
Воспитатель: правильно, детки это магазин.
Раздается стук и появляется куколка-продавец.
Куколка: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Куколка: Я пришла к вам в гости, поиграть с вами в магазин. Я продавец, я продаю овощи и фрукты. Ребята, подскажите, какие овощи и фрукты вы знаете?
Дети перечисляют.
Куколка: Молодцы ребята, вы все правильно назвали. Я продаю различные свежие овощи и фрукты. Но случилась беда, и грузовик с продуктами для меня сломался, овощи и фрукты не успели привезти и мне нечего продавать, так как у меня пустой прилавок.
Я слышала, что у вас золотые ручки, и вы можете лепить различные предметы. Вы мне можете помочь слепить много вкусных овощей и фруктов?
Дети: да.
Куколка: Ой, спасибо, ребята, что бы я без вас делала? Давайте мы с вами пока поиграем в игру «Какую геометрическую фигуру напоминает фрукт или овощ».
Дети: давайте.
Воспитатель показывает макеты овощей и фруктов, а дети называют форму, какую они напоминают (огурец – овал, помидор – круг, апельсин – круг, груша – треугольник, лимон – овал, лук – овал, морковь – овал, клубника – треугольник, баклажан – прямоугольник, болгарский перец - треугольник и т. д.).
Куколка: Молодцы ребята, вы все знаете. Ой, как же хочется уже играть с вами в магазин. Лепить бы можно начинать, но, кажется, я вас уморила, давайте отдохнем.
Физкультминутка «Апельсин»
Мы делили апельсин. (шаги на месте со сжатыми кулачками)
Много нас, а он один. (разведение рук с открытыми пальцами в стороны)
Это долька для ежа. (наклоны вперед)
Эта долька чижа. (руки в стороны, имитирующие полет)
Эта долька для утят. (ходьба на месте, ручками делаем клювики уточек)
Он сердит на нас – беда! (бежим на месте, схватившись за голову)
В домик прячемся – сюда! (складываем руки домиком и делаем приседание)
Воспитатель: Ну, а теперь ребята можно приступить к работе. Выберете себе фрукты и овощи, которые вы хотите слепить. Правильно подбираем цвета и размер. От большого куска пластилина отщипываем необходимое количество, разминаем его в руках. При изготовлении круглых овощей и фруктов скатывает шарик на доске или между ладошками. Для создания овальных предметов, делаем то же самое, только немного расплющивая круглый шар. При создании квадратной или прямоугольной формы немного раскатываем шар и растягиваем до нужной формы. Для создания треугольной формы – сглаживаем круг пальцами и оттягиваем три угла. Для большей реалистичности плавно сглаживаем углы, растягиваем пластилин до нужных размеров и прорабатываем дополнительные детали. Апельсину и клубнике, моркови и огурцу делаем характерные зазубринки, не забываем добавлять листочки, веточки и ботву. Приступаем к рисованию.
Индивидуальная работа воспитателя с детьми. Дети, закончившие работ, собирают свои творения на общем блюде.
Куколка: Ой, ребята, какие вы молодцы, вы такие красивые овощи и фрукты слепили, да еще и столько много. Они выглядят будто настоящие, вы настоящие творцы. С такими ребятами как вы можно смело в магазин поиграть. Ну что, приступим?
Дети: да.
Занятие перетекает в сюжетно-ролевую игру «Магазин».
8.Продуктивная деятельность. Рисование. Тема: «Разноцветные витамины».
9.Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Сор овощей»; Е. Юдин «Две фасольки, три боба»; И. Токмакова «Купите лук», «Яблонька»; потешки, пословицы, поговорки,
- Русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко»; «Вершки и корешки».
11. Дидактические игры: «Разрезные картинки»; «Во саду ли в огороде»;«Чудесный мешочек»; «Овощи и фрукты»; «Овощное лото»; «Кубики с картинками»; «Что лишнее?»; «Узнай по описанию»
«Съедобное - несъедобное»
12. Хороводная игра «Есть у нас огород», "Кабачок", песня «Овощи»,
13. Подвижные игры
«Ловишки – убежим от вируса»
«Собери витамины»
«Огуречик, огуречик»
«Найди себе пару»
14. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»
15. Работа с трафаретами и раскрасками.
Работа с родителями
- Акция «Красивый горшочек для лука»
-Консультация для родителей «О пользе витаминов для детского организма.
III. Заключительный этап
Итоговое развлечение «Витаминка в гостях у детей». (Приложение 1,2);
Создание коллажа (коллективная аппликация) «Корзина здоровья»