kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ознакомление детей с традициями народов Севера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ознакомление детей с традициями народов Севера"»

Муниципальное образование город Ноябрьск


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк»

муниципального образования город Ноябрьск









Ознакомление детей

с традициями народов Севера















Подготовила: воспитатель

Рукавчук Лариса Александровна





Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют знания. В решении этих задач нам необходимо дать детям географические и природоведческие представления о Крайнем Севере, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его.

На Крайнем Севере нашей страны, в тундре и тайге, по берегам сибирских рек, вдали от промышленных и культурных центров расселяются аборигены Севера. Это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ. Его коренное население ненцы, ханты, селькупы. Название «ненцы» происходит от слова «ненець», т.е. «человек». Каждый народ имеет свой родной язык, песни, сказки, музыку, танцы, свой быт.

При посещении музея дети видели людей, одетых в незнакомую им теплую одежду. Тут-то мы и решили познакомить ребят с бытом и традициями северян. Сделать это оказалось нелегко. Дело в том, что в детском саду очень мало иллюстративного материала, отражающего жизнь народов Севера, нет произведений народного творчества. Свою работу начали с накопления таких материалов. Их мы находили в библиотеке. Затем оформили папку-передвижку на тему «Прошлое и настоящее Севера», дали родителям рекомендации, как знакомить детей с бытом, жизнью северян, используя материал папки-передвижки.

Для систематической работы с дошкольниками по этой теме составили перспективный план. На первом занятии дети получили представление о коренных жителях Севера, их прошлом и настоящем. Показывая иллюстрации, мы говорили ребятам: «Течет с юга на север полноводная река Обь. Ее берега населяют ненцы, ханты, селькупы – коренные жители Севера. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с оленями с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними люди. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. Раньше ненцы, ханты, селькупы жили в чумах, у них не было светлых и теплых домов, школ, детских садов, электрического света, радио. Дети вынуждены были с ранних лет работать. Сейчас они живут в домах, в которых ярко горит электрический свет, говорит радио, есть приемники, телевизоры. Дети ходят в детские сады и школы. Взрослые трудятся в колхозе».

Этот рассказ ребята слушали с большим интересом, все для них было ново и необычно. Они хорошо запомнили название народностей Севера: ненцы, ханты, селькупы.

На другом занятии закрепили у детей ранее полученные знания, познакомили их с жизнью оленеводов в стойбище. На занятии был использован макет: чум с нартами. Он создавал впечатление, будто далеко в заснеженной тундре находится стойбище, где идет по-своему интересная, примечательная жизнь. Дети как бы перенеслись в ту обстановку, о которой мы и хотели дать им определенные представления. Они слушали рассказ как завороженные. Им хотелось заглянуть в чум, пощупать его. Спрашивали: «Не холодно ли зимой в чуме?», «Где спят олени?», «Почему нет пола в чуме?», «Как спят люди?» А кто-то из ребят заметил: «Почему же они живут в чумах, ведь только раньше жили в них?» Я объяснила, что стойбище – не постоянное, а временное место для жилья оленеводов, поэтому прочных домов здесь они не строят. Чум можно в любое время разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников-оленеводов.

На последующих занятиях познакомила детей с домашним животным этого края – северным оленем. Рассказали о его повадках, способах добывания пищи. Дети узнали, что это животное кормит и одевает северян, считается у них воплощением чистоты и добра, представляет собой основной вид транспорта.

Была рассмотрена на занятии картина «Олени». Загадали детям загадку: «Кто на голове лес носит?» Цель этого занятия заключалась в том, чтоб познакомить дошкольников с оленем, пользой, которую он приносит. Важно было дать детям возможность увидеть красоту этого животного, научить употреблять в своих ответах сравнения, образные

выражения. Олень бежит легко, красиво, гордо подняв голову. Ноги у него тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес.

Позже на занятиях рассматривали картину «Дети Севера» из серии «Наши маленькие друзья». Провели занятие на тему «Составление творческих рассказов детьми по картине «На Крайнем Севере», итоговую беседу о людях, живущих на Севере.

Все занятия были тщательно подготовлены и потому дали хорошие результаты.

Мы считали, что новые термины, вводимые в словарь детей такие, как стойбище, оленеводы, нарты, парка, кочевники, будут трудны для усвоения, но занятия показали, что опасения наши были напрасны. Если в ходе занятия включалось 2-3 новых слова, то они легко усваивались детьми и охотно использовались в их речи.

Интересно провести итоговую беседу во многом помогло посещение краеведческого музея города Ноябрьска, в котором мы и дети получили много полезных сведений о жителях Севера, об их прошлом, познакомились с описанием и названиями северной национальной одежды. Узнали, например, что малица, кухменка, парка, сокуй, совик – верхняя зимняя одежда. Шьют ее из меха оленя. Малицу, кухменку – мехом внутрь с пришитыми рукавицами и капюшоном; сокуй, совик – надевается поверх малицы мехом наружу, тоже с капюшоном, но без рукавиц; парка – мехом наружу, без капюшона и рукавиц, с разрезом впереди. Составили перечень новых слов (объяснения к ним, перевод), с которыми дети познакомились на занятиях.

Большую радость принесла дошкольникам встреча с ненецким национальным ансамблем. На концерт они познакомились с одеждой этого народа, песнями и танцами. После концерта дети разговаривали с участниками ансамбля, рассматривали музыкальные инструменты, национальные костюмы, слышали национальную речь.

Позже, когда у детей сложилось представление о людях Севера, была организована встреча с художником Э.Л.Гончаровой. Художница доступно рассказа о себе. Дети задавали ей вопросы, завязался интересный диалог. Затем все рассматривали серию картин художницы «Северная сюита». Э.Л.Гончарова рассказала, где они писались, с какими коренными жителями она встречалась. Подчеркнула, что коренные жители от природы художники, их дети могут рисовать оленя, собаку с закрытыми глазами. В силу географических и этнографических условий дети народов Крайнего Севера теснее связаны с природой, чем их сверстники в городе. Охота, рыбный промысел, оленеводство – все это находит отражение в творчестве людей, в рисунках детей. «Хотя маленькие северяне нигде не учились рисовать, - говорит художница, - не бывали в музеях, от их наблюдательных глаз не ускользает ничто из того, что они видят вокруг себя».

Дошкольники попытались самостоятельно изобразить оленя, но им не удалось это сделать. А когда был показан прием рисования оленя (туловище – небольшой овал, шея – треугольник, голова – овал, тонкие ноги), олень получился и у наших ребят. Приемы рисования, оказалось, просты, доступны и понятны детям.

Важным этапом в нашей работе было знакомство детей с прикладным искусством северян, обучение их умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты народов этого края от любых других. Помощь оказывал нам журнал «Северные просторы», его публикации – интересные, красочные, подробные.

Изобразительное искусство народов Севера имеет преимущественно орнаментально-прикладной характер. Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликаций, украшающих женскую одежду ненцев и хантов. Он в основном геометрический, создается ломаными линиями, которые вырезаются ножом. В основе его лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром.

В наши дни мотивы ненецкого орнамента используются при росписи интерьеров и оформлении книг, в фабричном ковроткачестве и для украшения пимов, тапочек, детских шубок и других изделий из оленьего меха. Прикладной характер носит и изобразительное искусство хантов. Это прежде всего украшения на одежде – вышивка бисером и аппликации из узких полосок цветной ткани. Замшу из оленьей шкуры (ровдугу) ханты красили в красный или черный цвет и вышивали по ней оленьим волосом. Хантыйский орнамент в основном геометрический, это сочетание крестиков, полукругов, зигзагов и других простых элементов.

Особым многообразием отличается изобразительное творчество коренных жителей северо-востока – чукчей, эскимосов и коряков. Женщины занимаются вышивкой, создавая яркие орнаментальные композиции из бисера, цветного шелка и оленьего волоса.

Таким орнаментом украшают обувь – меховые сапоги и домашние тапочки из тюленьей кожи, отороченные заячьим мехом. Вышивкой украшают рукавицы, различные хозяйственные мешочки, подушки и другие бытовые предметы.

Ц коряков очень распространен меховой орнамент – мозаика из мелких кусочков черного и белого оленьего меха. В нем представлены геометрические и изобразительные мотивы. Это зигзообразные полосы, сочетания треугольников, прямоугольников, квадратиков, кружков, ромбов, шахматных полосок. В ячейки этого орнамента могут быть вписаны стилизованные фигурки птиц, тундровых зверей, оленей, всадников, изображения различных причудливых растений. Меховую мозаику любят и чукчи, эскимосы, но у них орнамент проще.

Изучив своеобразие орнаментов каждой народности, мы решили использовать эти орнаменты в обучении детей на занятиях по рисованию и аппликации. Прежде всего провели экскурсии в магазин «Сувениры», картинную галерею. Детям показали предметы быта, одежду, познакомили с их названиями. На последующих занятиях рассматривали росписи узоров. Вот одежда – малица и парка. Украшают рукава, края капюшона. Обратили внимание детей и на то, что на одной малице бывают разные орнаменты. Например, низ украшен одним узором, а рукава другим, капюшон третьим, но все связаны каким-то общим элементом.

Затем детям показали изделия, вышитые бисером (унтики, праздничная попона для оленей, ковер). Всем особенно понравился узор «тундра» на заготовках для унтиков. Ребята подметили, что здесь есть цветы и незабудки (вышитые голубым бисером) и спелые ягоды морошки (белый бисер). Изображение кустарников выполнено черным и коричневым бисером.

Для рисования и аппликации отбирали орнаменты простые, доступные детям для воспроизведения. Каждому орнаменту мы с детьми давали название. Вот некоторые: «заячьи ушки», «ветки березы», «чумы», «оленья голова», «оленьи рожки», «осетровая спинка», «снежинки», «солнце», «тундра весной». Показывая орнамент, предлагали подумать, на какие фигуры похож тот или иной элемент в орнаменте. Рассматривая орнамент, ребята сказали, что узор его похож на треугольник, и назвали орнамент «чумики».

Орнаменты северных народов имеют геометрический характер. На занятиях декоративным рисованием и аппликацией дети использовали мотивы этих орнаментов. Особенно интересны были занятия, на которых ребята работали коллективно (ковер–аппликация, фреза для украшения), а также занятия по ручному труду (поделки-подарки мамам и малышам из меха оленя, плетение шкатулок, корзинок из сухих стеблей травы).

Наряду с этой работой знакомили детей с устным народным творчеством Севера. Совместно с родителями мы собрали библиотеку стихов, сказок, загадок народностей Севера. Пригласили сотрудника из библиотеки. Она рассказала детям, что в многочисленных народных произведениях воспроизводится быт людей, их борьба с суровой природой, отражено имущественное неравенство в прошлые времена. Былинные герои наделяются чертами характера, свойственным народу – автору былин. Ханты любят рассказывать о военных подвигах, боевых сражениях, о подвигах богатырей, о людях с добрыми сердцами и умелыми руками. Иные былины у северян рассказывают несколько вечеров подряд. В этих былинах и сказках отличаются и высмеиваются купцы и шаманы. В сказках народ по-своему, часто иронически, объясняет многие явления природы, тем самым споря с шаманами и ламами.

Многие сказки к ненцам пришли из русского фольклора. В них действуют типичные русские персонажи: крестьяне, купцы, царь, Иван-царевич. Главным героем мифов чукчей, эскимосов, коряков выступает Ворон.

Из многих книг дети узнали о жизни северян, их мечтах, надеждах. Каждое произведение содержит глубокий воспитательный смысл. Эмоционально прошло занятие, на котором читали ненецкую сказку «Кукушка». Дошкольник осудили черствость, лень, бездушие детей, которые не помогали матери: мать превратилась в кукушку и улетела. Долганская сказка «Мальчик в бочке» вызвала иные чувства, так как в ней маленький долганин добыл птичье перышко, и оно помогло осветить путь его народу.

Самобытно также и поэтическое устное народное творчество народов Севера. Поэты здесь – это дети тайги и тундры, они тонко используют в своем творчестве богатые культурные и языковые традиции, мотивы и ритмы жизни, глубоко осмысливают обычаи предков. Вышли сборники стихов поэтов Севра, посвященные детям. Выходу сборников предшествовала кропотливая работа по сбору народных песен, загадок, народных примет. Они просты по содержанию и легко запоминаются. Вот одна из песен:

Есть у долган такой обычай:

Делиться первой добычей.

Запомни, мальчик!

Дай гостю лучший из кусков,

Второй кусок – для стариков.

Запомни, мальчик!

Поверье древнее гласит:

Удача у того гостит,

Кто от людей ее не прячет.

Поверь мне, мальчик!

Есть у долган такой обычай:

Делись – и будешь сам с добычей.

Живо, весело прошел вечер развлечения «Знайки-незнайки». Соревновались дети и родители в знании устного народного творчества. Были на вечере и загадки. Которые полны невероятных превращений, Приведем некоторые из них:

Посреди двух озерков горушка.

(Глаза и нос) – эвенкийская.

Десять мальчиков на спине льдинки несут.

(Пальцы и ногти) – долганская.

Золотая птичка вечером в дом влетает, весь дом освещает.

(Электрическая лампочка) – ненецкая.

Деревянная шея, железный клюв, кричит «тук-тук».

(Молоток) – долганская.

Лежит шкура – вся в дырах.

(Небо, звезды) – долганская.

Очень интересны такие игры маленьких северян, как «Ловкий оленевод», «Ловля куропаток», «Палочка» (напоминает нашу игру в камешки, умение считать), «Перетягивание каната», «Олени». Эти игры можно проводить на физкультурных занятиях, прогулках.

Увлекательным было знакомство с обычаями, праздниками народов Севера. У приморских чукчей и эскимосов был цикл праздников, посвященных морю. Открывал его «праздник благодарения», который посвящался духами убитых на охоте морских животных. Очищение моря ото льда отмечалось так называемым «праздником байдар». Убит первый кит – снова торжественный церемониал.

У чукчей, проживающих в тундре, целый ряд празднеств, связанных с оленем. Охотники соревновались в ловкости, быстроте – «оленьи гонки»; в подстреле дикого зверя – «оленьи рога» и так далее.

Коряки, живущие у моря, посвящали ему свои праздники. Это «встреча ледохода», «спуск байдары», «воскрешение морских зверей», «холало».

Среди обычаев народов Севера были и такие, которые пагубно отражались на здоровье, хозяйстве и образе жизни людей. У приморских эскимосов и чукчей, например, человек, выпавший из байдары или унесенный дрейфующими льдинами, считался похищенным духом моря, его не спасали, думая, что дух моря разгневается. Если даже человек случайно спасался сам, обратно в семью и общину его не принимали, и он становился изгнанником. Когда я рассказала об этом детям, они были крайне изумлены, все жалели человека, попавшего в беду.

Традиционные праздники, носившие религиозный характер, перестали отмечаться уже более 50 лет тому назад. Однако песни, танцы, игры, спортивные состязания, которые их сопровождали, сохранялись и сегодня и являются частью новых, современных праздников.

На Севере существует национальный «праздник хейро» - значит «солнце». Думается, детей следует знакомить с этим праздником. Недавно мы провели вечер развлечения «Хейро». Предварительно на музыкальных занятиях ребята увлеченно разучивали пляски с использованием элементов движений северян, песни, стихи. К празднику старательно шили куклу – Северок. Северок участвовал в театральном представлении на празднике, играл с детьми в ненецкие игры, приглашал на спортивные состязания: прыжки через поставленные рядом сани-нарты, метание аркана. Долго после праздника не утихали разговоры среди ребят. Они делились впечатлениями и со своими родителями.

Работа, о которой идет речь, оказывает благотворное влияние на развитие любозна-тельности детей. Для ее успешного проведения необходима тесная связь с родителями.

Север всегда притягивал к себе людей своей суровой красотой. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ознакомление детей с традициями народов Севера"

Автор: Рукавчук Лариса Александровна

Дата: 19.11.2017

Номер свидетельства: 439685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Интегрированный урок физической культуры и  культуры народов Крайнего Севера   по теме «Игры народов Севера». "
    ["seo_title"] => string(116) "intieghrirovannyi-urok-fizichieskoi-kul-tury-i-kul-tury-narodov-krainiegho-sieviera-po-tiemie-ighry-narodov-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "130097"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415816138"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям саамского народа – путь к нравственному воспитанию дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(79) "priobshchenie_detei_doshkolnogo_vozrasta_k_natsionalnym_traditsiiam_saamskogo_1"
    ["file_id"] => string(6) "474456"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1530102930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям саамского народа – путь к нравственному воспитанию дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "priobshchenie_detei_doshkolnogo_vozrasta_k_natsionalnym_traditsiiam_saamskogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "474396"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1530085727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Виртуальная экскурсия в Национальный парк «Русский север» "
    ["seo_title"] => string(60) "virtual-naia-ekskursiia-v-natsional-nyi-park-russkii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "232795"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442923390"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Каникулы" программа организации каникулярного отдыха "
    ["seo_title"] => string(57) "kanikuly-proghramma-orghanizatsii-kanikuliarnogho-otdykha"
    ["file_id"] => string(6) "111250"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407298966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства