«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям саамского народа – путь к нравственному воспитанию дошкольников»
«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям саамского народа – путь к нравственному воспитанию дошкольников»
Авторы предлагают опыт работы с детьми логопедической группы с5-6 лет по формированию нравственной культуры детей через ознакомление с народами севера -саамы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям саамского народа – путь к нравственному воспитанию дошкольников»»
«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям саамского народа – путь к нравственному воспитанию дошкольников»
Карасева Т.В., Козакова О.А. МБДОУ №49 г. Апатиты
Слайд
Актуальность проекта:
Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить духовное и нравственное развитие личности.
Один из главных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОО - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству способствует успешной социализации личности, формированию устойчивой связи поколений и ответственного отношения к малой Родине.
Северный край – благодатный регион для развития представлений о социокультурных ценностях посредством познания саамских традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, сильного, трудолюбивого и творческого народа. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Сроки проекта: 1 месяц
Тип проекта: познавательно-исследовательский
1
Слайд
Цель: знакомство детей с особенностями жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов как неотъемлемой части духовной культуры России.
Слайд
Задачи:
• Сформировать представление о саамах, как о первых жителях Кольской земли, их основных видах деятельности, быте, языке, национальных символах;
• Познакомить с природой заполярного края, животным и растительным миром Кольской земли;
• Воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.
Работа по проекту:
Слайд
• Подбор и рассматривание картин и иллюстраций по теме. Цель: развитие познавательного интереса;
Слайд
• Подбор и чтение художественной литературы. Цель: знакомство с саамским художественным словом;
Слайд
• Экскурсия в библиотеку - музей им. Л.А.Гладиной с целью знакомства с природой Кольской земли, животным и растительным миром заполярного края, особенностями саамской культуры и быта;
2
Слайд
• Поиск информации в интернете с помощью воспитателей и родителей.
Слайд
• Разработка и проведение занятий и бесед по теме проекта:
- «Саамы – жители Крайнего Севера». Цель: познакомить детей с саамами, видами их деятельности,
бытом. Формирование словаря: саамы, тундра, оленеводство, рыболовство,
собирательство, вежа, тупа, кувакса, кережа;
- Познавательная беседа с использованием ИКТ «Одежда и обувь саамов». Цель: сформировать представление о зимних и летних видах одежды и обуви саамов; формирование словаря: малица, каньги, печок, перевязка, шамшура;
- «Житель Севера - олень» Цель: расширить и уточнить знания детей о главном животном северного края – олене; активизация словаря: малица, каньги, ягель, мягкий, пушистый, густой, ветвистые;
- «Декоративно-прикладное искусство саамов». Цель: усвоить специфические особенности саамского ДПИ, развивать чувства эстетики и красоты, воспитывать интерес и любовь к искусству родного края;
Слайд
• Разработан и проведен физкультурный досуг «Саамские игры» Цель: повышать двигательную активность через использование подвижных игр народов Севера.
Слайд
• Создана картотека подвижных игр: «Охотник», «Соревнования на керёжах», «Перепрыгни через нарты», «Буксировка оленя», «Саамский футбол», «Поймай оленя», «Медведь и дети» и др.
Слайд
• Подготовлены дидактические игры: «Собери картинку с оленем», «Укрась рукавичку», «Угадай, что обозначает узор», «Подбери одежду», «Составь узор» и др.
3
Слайд
• Игровые упражнения с элементами имитации.
Слайд
• Подобран иллюстративный материал о быте и культуре саамского народа: жилища саамов, одежда саамов, рукоделие и быт саамского народа.
Слайд
• В рамках конкурса «Зимняя фантазия» участок группы оформлен в стиле саамской деревни: чум, кережа, сейд, саам с собакой.
Слайд
• Создание детьми изделий прикладного творчества на разных занятиях.
Слайд
• Изготовление макета по теме;
Слайд
• Подготовка танца в саамском стиле;
Вывод:
Проведенные мероприятия показали, что интерес к истории и культуре родного края возрастает.
Дети в увлекательной форме показали знания саамской культуры, обычаев, подвижных игр. Родители дали высокую оценку данным мероприятиям.