Интегрированный урок физической культуры и культуры народов Крайнего Севера
по теме «Игры народов Севера».
Учитель: Боровикова Лариса Борисовна.
Класс: 3
Тип урока: урок-путешествие
Тема урока: «Игры народов Севера» - путешествие по Ямалу. Вариативная часть предмета «физическая культура», национальные игры народов Севера-«культура народов Ямала».
Форма урока: интегрированный урок, c использованием информационных технологий.
Цели урока:
Обучающая: ознакомление с национальными играми народов Крайнего Севера;
Развивающая: развивать быстроту реакций, ловкость, прыгучесть, гибкость; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
Воспитывающая: воспитание чувства любви к родному краю, гордости за свой край, воспитание бережного отношения к здоровью, формирование коллективизма, чувства товарищества и взаимопомощи. Подвижные игры народов Севера не только развивали необходимые физические качества, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях.
Агрокомпонент: привитие чувства любви к родному Ямалу, воспитание трудолюбивого гражданина.
Инвентарь: флажки., верёвка, мешочек с песком, гимнастические палки, мячи, «кочки» (из картона вырезаны небольшого размера круги), компьютер, экран, проектор.
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, поурочный план.
Участники: учащиеся 3 класса.
Музыкальное сопровождение: с подражанием птиц, животных
Ход учебного занятия:
Теоретическая часть
1. Организация начала урока, 3 мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе
Содержание урока
дозировка
Организационно-методические указания
Номер слайда в презентации
Построение. Знакомство. Сообщение задач урока.
Ознакомление с бытом и традициями ненцев
3 мин.
Обратить внимание на внешний вид учащихся. Дать понятие о ненецком народе.
Слайд №1 №2, №3, №4, №5,6
2. Подготовительная практическая часть 10 мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе.
Содержание урока
дозировка
Организационно-методические указания
Номер слайда в презентации
Чтоб щеки задорным румянцем горели,
Чтоб мы никогда не болели,
Чтоб было здоровье в порядке
Надо утро всегда начинать с зарядки.
-Направо, в обход по залу шагом марш!
Ходьба:
-На носках;
-На пятках;
-В полуприседе.
Бег:
-С высоким подниманием бедра;
-галопом;
-прыжками с ноги на ногу.
-подражанием птиц (аист, кыталык ит.д.)
Ходьба.
4 мин.
Подготовить детей к ОРУ
Сопровождение упражнений на хомусе
Следить за правильным выполнением упражнений
Спина прямая, подбородок приподнять.
Следить за дыханием и правильным выполнением упражнений
Восстановление дыхания
Слайд №7
Слайд №8
Разделить класс на 2 шеренги
ОРУ со скакалкой
1. И.п. – основная стойка, руки со скакалкой внизу.
1-руки вверх, правая нога назад.
2-и.п.
3-руки вверх, левая нога назад.
4-и.п.
2. И.п. – основная стойка, руки согнуты, скакалка на уровне плеч.
1- Поднимаем руки вверх.
2- Опускаем скакалку за голову.
3- Поднимаем руки вверх
4- И.п.
3. И.п. – основная стойка, руки со скакалкой вниз.
1- Скакалку к плечу влево.
2- Скакалку вперед.
3- Скакалку к плечу вправо.
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, скакалка за спиной.
Повороты туловища.
5. И.п. – стойка ноги врозь, руки со скакалкой вверх.
Наклоны в стороны.
6. И.п. – основная стойка, руки вниз.
1-руки со скакалкой вверх.
2-наклон вперед, касаемся пола.
3-присед, руки со скакалкой вперед
4- И.п.
7. И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу, скакалка впереди.
1- Выпад вперед, руки вверз-назад.
2-3 – пружинящие движения
4-и.п.
8. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед, скакалка впереди.
Махи ногами.
9. И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу, скакалка впереди
1-подъем на носки, глубокий вдох (через нос)
2-3заддерживаем дыхание
4. и.п. выдох.(через рот)
8 мин.
веревка из конских волос, имеет лечебное свойство. Массажирует.
Упражнения выполняем под счет. Следить за правильным выполнением упражнений, за дыханием.
Веревка должна быть натянута.
Руки не опускать
Спину держим прямо, подбородок приподнять
Ноги не сгибат
Делать нужно глубокие выпады.
Следить за правильным дыханием.
Слайд № 9
Практическая часть
3. Основная часть 24 мин.
Цель этапа: ознакомить с национальными играми народов Крайнего Севера.
Содержание урока
дозировка
Организационно-методические указания
Номер слайда в презентации
1. «Удочка».
К концу верёвки привязывают мешочек с песком. Дети становятся в круг. Учитель находится внутри круга, держит свободный конец верёвки и, вращая её, старается задеть мешочком кого-либо из детей. Играющие подпрыгивают, пропуская мешочек под ногами. Тот, кого мешочек заденет, выходит из игры.
Вращать надо так, чтобы мешочек не отрывался от земли. Побеждает тот, кто ни разу не задел мешочек при подпрыгивании.
2.»Переправа через болото».
Учитель рисует круги неправильной формы, которые изображают кочки. Расположить «кочки» следует в виде ломаной лини на разном расстоянии друг от друга, но при условии, что дети смогут допрыгнуть до них, производя прыжок двумя ногами. Последняя «кочка» располагается на расстоянии максимального прыжка. Дети выстраиваются в колонну и начинают переправу.
Не допрыгнувший до кочки получает штрафной балл. Побеждает ученик, набравший наименьшее количество штрафных баллов. Особое внимание обращать внимание на количество выполнения прыжков. Прыжки должны выполняться одновременным отталкиванием обеих ног.
Слайд №10
3. «Волк и олени».
Из игроков выбирается волк, остальные олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу олени олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе.
Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком
4. «Охота на куропатках».
Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (скамейки, стенки). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают и садятся на ветки. Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают из игры. После двух-трёх повторов выбирают других охотников, игра возобновляется.
Куропатки разлетаются только по сигналу. Стрелять мячом можно лишь по ногам.
5. Отбивка оленей.
Чертится круг. Все играющие «олени» находятся в круге. Выбираются 2-3 «пастуха», которые находятся за кругом. По сигналу «Раз, два, три, отбивку начни!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей». «Олень», в которого попал мяч, считается «пойманным», «отбитым от стада».
Каждый «пастух» выбивает 5-6 раз, потом подсчитывает отбитых «оленей». Бросают мяч только в ноги и по сигналу. Отбивать надо с места в подвижную цель
6. «Кто быстрее встанет».
Игроки делятся на пары и садятся на землю спиной друг к другу. Руки сцеплены в локтевых суставах, ноги вытянуты вперёд. По команде судьи игроки стараются встать как можно быстрее, чтобы опередить соперника.
Побеждает та пара, которая сможет встать быстрее других. Руками не помогать.
Заключительная часть 3 мин.
Цель этапа: Привести организм детей в спокойное состояние.
Содержание урока
дозировка
Организационно-методические указания
Номер слайда в презентации
1. Ходьба на месте с хлопками в ладоши и коллективным счётом, чередуясь (первые четыре счёта хлопают и считают дети, остальные – учитель и т.д.).
Подведение итогов урока, объявление отличившихся учеников.
Восстанавливает организм после нагрузки.