Просмотр содержимого документа
««Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО»»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ
«Коммуникативная компетентность педагогов во взаимодействии с родителями (законными представителями)»
Автор: педагог-психолог
МДБОУ «Детский сад комбинированного вида №53»,
Ващенко Маргарита Александровна
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в вопросах организации взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.
Задачи:
✔ обогащение знаний о способах и приемах взаимодействия педагога с родителями;
✔ совершенствование профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии;
✔ обучение приемам снятия эмоционального напряжения и формирование навыка сохранения психологического здоровья;
✔ повышение профессиональной компетентности во взаимодействии с родителями;
✔ формирование внутренней позиции успешного педагога.
Добрый день, уважаемые коллеги! Свое выступление я хочу начать с притчи «Страшный сон», послушайте ее.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Мораль этой притчи такова: форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как оно сказано. Именно поэтому сообщая родителям определенную информацию нужно быть очень внимательным в том, каким способом преподнести ее.
Чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свое желание и готовность общаться с ними, а собеседник должен это видеть. Настраивает к расположению искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – самый сладостный и самый важный с раннего детства для каждого человека звук на любом языке. При приветствии важно использовать имя и отчество. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Комплимент ободряет и окрыляет собеседника и является двигателем на пути к взаимодействию. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: водителю – автомобиль, родителю его ребенка.
Отягченные жизненными проблемами, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на негативном. Сначала нужно рассказать об успехах, достижениях и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. В психологии общения существуют приемы установления хорошего контакта с собеседником (их вы можете увидеть на слайде и в памятках):
✔ доброжелательная улыбка;
✔ контакт глаз -доброжелательный, внимательный взгляд. При этом не следует «сверлить» собеседника взглядом;
✔ короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника;
✔ отсутствие барьеров, «увеличивающих» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках);
✔ использование открытых жестов по ходу разговора(не скрещивать перед собой руки, ноги);
✔ демонстрация состояния безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе);
✔ использование прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я тоже такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» («Вы обязаны это…!», «Вы сделайте то-то!»). Используйте в речи «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Наше общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
ОЦЕНКА УРОВНЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ. (НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО Ф.Ф. РЯХОВСКОМУ).
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями, с коллегами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9 – 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у вас раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны. В этом Вам помогут незатейливые психологические упражнения, направленные на самопознание. Постарайтесь проникнуться каждым упражнением и почувствовать самого себя.
Для начала давайте поприветствуем друг друга и поиграем в игру «Приветствие». Сделаем это таким образом. Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени. Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.
Наши личные ресурсы похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только «вредностей» профессии и современной жизни, но и активно взаимодействовать с родителями воспитанников.
Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент.
Игра «Скажи комплимент другу». Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я…» — и повторите сказанное только что вам и добавьте: «… а кроме того, я еще и…».
Игра «Волшебный стул»
Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
На Волшебный стул садись!
Все присутствующие хлопают сидящему на стуле.
Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.
Педагог-психолог: — Я надеюсь, что сегодня в этом зале, Вы почерпнули много интересного для себя, и это многое поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.
Удачи вам, сельские и городские, Уважаемые воспитатели! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы, Удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в группу, Одни — как в клетку, другие — как в храм.
И пусть каждый из Вас испытывает счастье. Как сказал Симон Соловейчик «Счастье – это когда ты утром с удовольствием идешь на работу, а вечером возвращаешься домой»
ЛИТЕРАТУРА:
1.Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / . – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)
2. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / . – М.: Гардарики, 2004. – 223с.: илл. – (psychologia universalis)
3.Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов / . – М.: Академия, 2006. – 336 с. – (Высшее профессиональное образование)
4.Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / . – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.