Физминутки для дошкольников – обязательный элемент НОД-
Обязательным элементом любого проводимого в детском саду занятия являются физминутки для дошкольников. Их цель – дать детям возможность немного отдохнуть, отвлечься, зарядиться бодростью и настроиться на дальнейшую работу. Большое значение они имеют при проведении мероприятий, требующих умственных усилий, усидчивости и внимательности. Для того чтобы логично вписаться в контекст непосредственно-образовательной деятельности (НОД), они должны соответствовать выбранной теме.-
Физминутки для дошкольников дарят детям кратковременный отдых, проводятся в течение 1,5–2 минут, состоят из нескольких простых упражнений, используемых в комплексе. Обычно они представлены в стихотворной форме. В процессе их проговаривания ребята повторяют движения, озвученные и показанные воспитателем
В НОД для средних и младших дошкольников включаются 2–3 упражнения, а для посещающих старшую и подготовительную группы их число увеличивается. Важно помнить о том, что при разнообразных видах деятельности нагрузке подвергаются определенные части тела. К примеру, в ходе рисования, лепки у детей устают кисти рук, поэтому в комплекс активного отдыха целесообразно включать упражнения, направленные на расслабление детских пальчиков, снятие усталости с плечевого пояса.
В физминутки для дошкольников, занимающихся математикой и грамотой, нужно добавлять больше движений, способных снять напряжение с мышц спины. При выполнении монотонной деятельности (например штриховки) ребенок устает, начинает отвлекаться, становится рассеянным. Для того чтобы вернуть его к нормальному ритму работы, дать возможность расслабиться и повысить продуктивность, необходимо чередовать задания, для выполнения которых требуются умственные усилия, с отдыхом.
Физминутки для детей должны заряжать бодростью, но не перевозбуждать, иначе вернуть ребят к занятию будет непросто. Подбирать упражнения должен воспитатель с учетом особенностей детей: их возраста, физических возможностей, способности к концентрации внимания. Опытный педагог знает, когда минутка отдыха необходима дошкольникам. Отслеживая состояние детей, их работоспособность, иногда не лишним будет отойти от конспекта занятия и сделать паузу раньше положенного времени.
С появлением новых технических средств (ноутбуков, магнитол, «читающих» всевозможные форматы) стали пользоваться популярностью музыкальные физминутки для дошкольников. Некоторыми авторами разработан целый цикл подобных пауз под аккомпанемент с учетом специфики каждого возраста. Удобство состоит в том, что не нужно заучивать наизусть и бояться ошибиться при проговаривании слов, под которые выполняются упражнения. Достаточно просто нажать на кнопку и отдохнуть несколько мгновений вместе с детьми. Подобные паузы очень нравятся детям, они необычные и веселые.
Физминутки для дошкольников постоянно дополняются новыми элементами, чтобы ребятам было интересно. В упражнения можно включить какой-либо инвентарь: флажки, платочки, кубики, погремушки. Паузы могут нести и обучающий характер, включать задания, направленные на развитие произвольных процессов: внимания и памяти.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ И РУК
Вверх ладошки!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам — шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.
(Руки сложили накрест перед грудью.)
Маша
Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Где же наши руки?
Где же, где же наши руки,
Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки,
Пляшут наши руки.
Ну-ка, братцы, за работу
Ну-ка, братцы, за работу
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять. (Движения для пальцев рук по тексту.)
Лошадка
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Две сестрички
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста.)