Цель нод
- Воспитывать эстетическое отношение к весне – как одной из части времени года, ее видения в природе, ее изображению в рисунках детей;
- Учить композиционно, выстраивать изображения, использовать композицию как средство выразительности;
- Формировать положительное отношение к результату коллективной деятельности;
- Вызвать эмоциональный отклик, создать у детей эмоциональный настрой, ощущение радости от цветовой гаммы, яркости прихода весны.
Материалы и оборудование:
- Гуашь, вода, кисти (набор), губка (6х6),
- Стволы деревьев, нарисованные детьми на большом ватмане, в свободное от НОД время;
- Клеенка, салфетка, розетка для гуаши, тарелка, детские резиновые перчатки.
Демонстрационный материал:
- Картины весенних пейзажей А.К.Саврасова.
Предварительная работа:
- Заучивание стихов о весне, ее признаках.
- Беседа о весенних месяцах и их приметах;
- Наблюдение на прогулке за изменениями деревьев и кустарников в весеннем убранстве;
- Рассматривание репродукций (“Грачи прилетели” А.К.Саврасова, “Сирень в корзине” Л. Кончаловского, “Март” И.Левитана, “Весна. Большая вода” И.Левитана), книжных иллюстраций, открыток, фотографий родного города с весенними пейзажами.
- Рисование весенних деревьев, первоцветов.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята внимательно послушайте и скажите, о каком времени года говориться в этом стихотворении?
«Дзинь-дзинь-дзинь", - поют капели.
"Ля-ля-ля", - поет скворец.
Дзинь-ля-ля! На самом деле:
Наступил зиме конец!
Дети. О весне!
Воспитатель: Правильно, в стихотворении говориться о весне. Мы с вами наблюдаем за ней уже давно. Давайте назовем приметы весны (ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, сколько месяцев у осени?
Дети. Три месяца! Март, апрель, май.
Воспитатель: Правильно у весны, как и у зимы, тоже три месяца, но не только есть у них свои имена, но и свои приметы. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о каждом весеннем месяце и их приметах (ответы детей).
Воспитатель: Послушайте, какое стихотворение, написала Елена Эрато о весне и ее месяцах:
У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель -
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны,
Все три месяца весны.
Воспитатель: Вот какая разная может быть весна. Посмотрите в окно, еще кое, где лежит снег, но снег не такой белоснежный, как зимой. На дорожках есть проталины, около деревьев, где снег растаял, появляется травка и первые цветочки. Вспомните, как они называются?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: Правильно. А посмотрите на небо, оно ярко голубое, а солнце такое яркое, что смотреть нельзя, глазкам больно. А что происходит с деревьями?
Дети: На деревьях появились маленькие ярко-зеленые листочки.
Выбрались из почек,
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
— Неужели это.
Неужели лето?
— Нет, еще не лето,
Но уже — весна!
Воспитатель: Правильно. У нас на севере весенняя пора не такая быстрая и яркая как в южных районах нашей страны. Наверно именно поэтому так хочется нарисовать яркую, нарядную весеннюю пору.
Воспитатель: А какие краски любит весна? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята вчера вечером мы с вами рисовали разные стволы деревьев, которые растут на нашем участке. Давайте с вами вспомним их названия и расскажем, чем они отличаются друг от друга. И в этом нам помогут загадки. Слушайте внимательно.
- Никто не пугает,
А вся дрожит… (осина).
- Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке.
В белом сарафане… (береза)
- Весной зеленела,
Летом загорала.
Осенью надела
Красные кораллы… (рябина)
Воспитатель: Ну и молодцы вы у меня! Все деревья узнали! А вы можете сказать как, одним словом можно назвать деревья покрытые листвой?
Дети: Лиственные.
Воспитатель: А как, одним словом мы назовем деревья покрытые хвоей?
Дети: Хвойные.
Воспитатель: Молодцы! Все эти деревья мы с вами и нарисовали вчера вечером, у каждого свое дерево. А сегодня нам предстоит очень интересная работа. Мы будем создавать с вами весенний пейзаж – «Весенний лес». Подумайте и скажите, может лес состоять из двух трех деревьев? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, действительно, лес состоит из множества разных деревьев. Так что же делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы должны объединить все наши нарисованные деревья, создать общий, единый весенний лес. Давайте дорисуем весенние листочки, на наших деревьях. Каждый должен дорисовать свое дерево. Но вчера не было Оли и Саши, что, же они будут делать (дети предлагают свое решение).
Воспитатель: Очень хорошо пусть Оля дорисует небо и солнце, а Саша нарисует землю, проталинки, травку и первоцветы.
Работа детей под руководством воспитателя.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наше панно почти готово! Надо отдохнуть, подойдите ко мне.
Физминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Немного отдохнули. А скажите ребята, что и где надо дорисовать на нашем панно (ответы детей).
Воспитатель: Хорошо, все это можно дорисовать, давайте договоримся, кто, что будет рисовать, и где это будет расположено.
Дети продолжают рисование под руководством воспитателя.
Воспитатель: Хороший и яркий весенний лес у нас получился. Может, кто вспомнит стихотворение, которое мы недавно с вами учили.
Дети поочередно читают стихотворение С. Маршака
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтесь, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Воспитатель: Давайте наше панно выставим в нашем уголке «Юные художники», пусть наши мамы и папы его посмотрят и порадуются вместе с нами приходу весны.