Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на нашем занятии.
2 этап.Мотивационно – ориентировочный.
Воспитатель. А начать его я хочу с притчи «Воробей».
(Демонстрация видеоролика)
Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта притча, в чем ее смысл? Что автор пытался до нас донести?
(К родителям надо относиться уважительно)
Воспитатель. У древнегреческого философа Сократа есть такое высказывание: «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе». (Слайд) Согласны ли вы с ним и почему?
(Воспитанники делятся своими мыслями)
Воспитатель. Этому вопросу будет посвящено наше занятие, которое называется «Нет милей дружка, чем родная матушка». (Слайд)
3 этап. Основная часть.
Воспитатель. Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. Вспомните, из-за чего они происходили?
(Воспитанники делятся своим опытом)
Воспитатель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели вы ни в чем не бываете виноваты?
(Не хочется слушаться родителей, а хочется поступать по-своему. Не всегда хочется учиться, помогать по дому)
Воспитатель. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем, иногда не достает житейской мудрости. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации. Все это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений и к конфликтам.
Что такое конфликт?
Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений. (Слайд)
Воспитатель. Но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Что для этого можно сделать?
(Воспитанники высказывают свое мнение)
Воспитатель. А сейчас предлагаю разобраться в ситуациях.
1.Ты играешь в новую компьютерную игру, а мама просит тебя сходить в магазин за сахаром. Твои действия?
(Отложить компьютерную игру и выполнить мамину просьбу или пойти на компромисс – сказать маме, через сколько минут ты освободишься и выполнишь ее поручение)
2.Ты отсутствовал(а) в школе. Папа узнал об этом и спрашивает тебя об этом. Твои действия?
(Честно объяснить причину своего прогула и пообещать, что такое больше не повторится, сдержав данное слово)
3.Сестра долго пыталась отогнать тебя от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Твои действия?
(Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)
4.У тебя не очень хорошие успехи в школе. Маму вызвали в школу, после чего она предлагает тебе поговорить об этом. Твои действия?
(Честно объяснить причину своих неуспехов. Если необходимо, попросить помощи у мамы и постараться подтянуть успеваемость)
5.Ты очень поздно возвратился(ась) домой. Родители возмущены до предела. Твои действия?
(Извиниться перед родителями, объяснить причину опоздания. В следующий раз предупреждать их о возможной задержке)
6.Тебе хочется купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. Твои действия?
(Узнать у родителей, когда у них появится такая возможность, а лучше постараться самостоятельно заработать на нее)
7.Ты планировал(а) полвыходного провести у друга, а мама просит помочь прибраться дома. Твои действия?
(Помочь маме, а потом пойти к другу или компромисс – побыть немного у друга, а потом выполнить мамино поручение)
8.Ты планировал(а) погулять вечером, а тебя просят остаться посидеть с младшим братом или сестренкой. Твои действия?
(Помочь родителям, а потом, если еще будет не поздно, погулять)
9.Тебе нужно идти на вечер класса, звонит бабушка и просит срочно сходить за лекарством, ты можешь опоздать на свой вечер. Твои действия?
(Предупредить одноклассников о задержке, сходить в аптеку)
10.Ты пришёл домой, а там нерадостная атмосфера. Твои действия?
(Узнать у родителей причину, если есть возможность помочь им, сделать это. Порадовать их своими успехами)
Воспитатель. Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позицию родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.
Поговорка «родителей не выбирают» все-таки верна. Нравится вам это или нет, но достаточно большую часть жизни вы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы время это прошло с пользой и комфортом. Для этого усвойте следующее:
- во-первых, научитесь владеть своими эмоциями, попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной.
- во-вторых, помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.
Почаще вспоминайте древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго». (Слайд)
Предлагаю выполнить следующее задание: каждый из вас получит карточку с пословицей, ваша задача - объяснить ее смысл.
- Мать словом ранит, а сердцем любит.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- В семье дружат – живут, не тужат.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Согласную семью и горе не берет.
- Родителей чти – не собьешься систинного пути.
- Семейные нелады доведут до беды.
- Добрый сын – отцу радость, а недобрый - печаль.
- Не нужен и клад, когда в семье лад.
- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Воспитатель. Предлагаю вам закончить следующие предложения: (Слайд)
Когда мне плохо, то о своих огорчениях я расскажу…..
Если попаду в беду, то на помощь позову…..
Свои секреты я доверяю…..
Я прислушиваюсь к советам…..
Есть семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.
Когда люди любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. Предлагаю вам поиграть в игру «Ласковые слова». Каждый из вас на листочке напишете, как вы ласково называете своих мам или пап, а ниже напишете, как они называют вас. Листочки вы сложите в шкатулку, а затем я их зачитаю.
(Воспитанники выполняют задание.)
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам выполнить задание. Оно называется «Интервью о маме». В своем выступлении вы должны ответить на вопрос: за что я люблю свою маму?
(Мама добрая, заботливая. Подарила жизнь. Поможет в трудную минуту. Мама – лучший друг.)
Воспитатель. Предлагаю еще одну игру «Аплодисменты». Я буду зачитывать вопросы, а вы, если ваш ответ положительный, хлопаете в ладоши. По вашим аплодисментам мы узнаем о ваших отношениях с родителями. Просьба: отвечать честно.
- У кого нет секретов от родителей?
- Кто старается помочь родителям по дому?
- Кто знакомит своих друзей с родителями?
- Кто помнит даты рождения своих родителей?
- Кто всегда благодарит своих родителей?
- Кто проводит свободное время с родителями?
- Кому доверяют родители?
- Кто считается с мнением родителей?
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома?
- Кто дорожит своей семьей?
(Воспитанники выполняют задание)
Воспитатель. Я хочу познакомить вас со сказкой В.С. Сухомлинского «Семь дочерей», а затем мы немного поразмышляем.
Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Воспитатель. Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?
(Седьмая дочка была заботливой, она не стала говорить маме красивых слов, а совершила красивый поступок.)
Воспитатель. Как вы думаете, что труднее – говорить красиво или поступать красиво? Подумайте и расскажите, что каждая из дочек могла бы сделать для мамы?
(Воспитанники высказывают свои мнения.)
Воспитатель. Что делаете вы для мамы, когда она устает?
(Воспитанники делятся своим опытом.)
Воспитатель. Надо показывать любовь, уважение к своей семье, близким не только словами, но и поступками, которые надо совершать всегда, а не время от времени.
Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность.
Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и на Руси.
Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Ной – это человек, который построил ковчег и спас свою семью и всякой живности по паре во время великого потопа. У него было три сына: Хам, Сим и Иафет. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным.
Как вы понимаете смысл слова «хам»?
(Так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.)
Воспитатель. Правильно. Тот, кто поднимал руку на родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в обществе. Должны ли быть в каждой семье свои традиции?
(Воспитанники дают положительный ответ)
Воспитатель. Составьте описание интересных дел, которые могут стать, по вашему мнению, традициями семьи.
(Собираться всей семьей в родительском доме на праздники. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах. Собирать и хранить семейные фотографии. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как память о родных и близких. Заниматься одним видом деятельности.)
Воспитатель. У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают: «Отец, мать живы?» Если ответите: «Да», собеседник скажет: «Оказывается, ты самый богатый на этом свете».
Ребята, - это сердце счастливой семьи (в руках сшитое сердце), назовите сокровища, богатства семьи.
Воспитатель. Я бы очень хотела, чтобы у ваших семей были счастливые сердца
4 этап. Рефлексия.
Воспитатель. В начале занятия я спросила вас: были ли у вас конфликты с родителями? Кто-то поднял руку, кто-то постеснялся. После нашего разговора есть ли о чем подумать, о чем поразмыслить?
(Воспитанники делятся своим мнением)
Воспитатель. Если у вас в семье будут крепкие отношения, доверие и любовь, то никакие проблемы не смогут сломить вас. Поэтому дорожите своей семьей, добрыми отношениями с родителями.
Закончить сегодняшнее занятие мне хочется следующими словами: