Просмотр содержимого документа
«Наши соседи- насекомые»
Педагогический проект.
Старший дошкольный возраст. «Наши соседи – насекомые»
Проект для детей старшего дошкольноговозраста.
Тема проекта: «Наши насекомые»
Продолжительность проекта: месяц
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
ГКДОУ «Ясли – сад №273 г.о. Донецка» ДНР
Воспитатель:
Пинчук Ольга Владимировна
Донецк, 2025г.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? ». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».
Ключевой вопрос: Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?
Задачи проекта:
• формировать у детей элементарные представления о насекомых ; бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
1
Предполагаемый результат:
• знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида: форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения. Прыгают, летают, бегают, издают звуки: жужжит, стрекочет и так далее. Где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Формы, методы и приёмы.
- наблюдения;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- настольные игры;
- подвижные игры;
-пальчиковая гимнастика;
-дидактические игры;
-заучивание стихотворений.
2
Образовательные области:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
I этап. Подготовительный.
(Предварительная работа)
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
• знакомство с литературными произведениями: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка»,«Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»; К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
• разучивание стихов о насекомых. «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку». Пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки». Загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
• прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
• просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, посвященных миру насекомых.
- разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми).
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
- просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
- этюд "Пляска бабочек" (муз. Е. Тиличеевой)
Продукт проектной деятельности:
рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, коллективная аппликация «На полянке», выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».
4
Дидактические игры:
1.Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Выделите лишнюю картинку, объясните свой выбор:
заяц, ёж, лиса, шмель;
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
2.Дидактическая игра «Где чей домик».
Необходимо каждому насекомому подобрать свой домик:
• муравью-муравейник;
• пауку-паутинка;
• пчеле-улей;
• бабочке-цветок.
Дидактическая игра с мячом.
3.Дидактическая игра «Закончи предложение».
- Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
- У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).
5
- У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая).
- Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет).
- Гусеница ползает, а бабочка (летает).
- Пчёлы летают, а паук (ползает).
- Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).
- Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).
- Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).
III этап Обобщающий.
• Анализ и обобщение полученных знаний.
• Выставка рисунков по теме проекта.
Ответы на вопросы.
Диалог воспитателя с ребенком:
• Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи).
• Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых.)
• Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)
• Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)
• Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)
• Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
6
• Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
• Чем поёт кузнечик? (Крыльями)
• Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)
• О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)
• На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)
• Почему возле водоемов много комаров? (Комары откладывают личинки в воду)
• Где у комара уши? (В усах)
• Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках).
Сотрудничество с родителями.
1. Знакомство родителей с задачами проекта.
2. Изготовление поделок из природного материала «Насекомые».
3. Консультация «Как привить любовь к природе»
4. Информация в уголке здоровья «Оказание первой помощи при укусахнасекомых».
5. Беседа «Наблюдаем за насекомыми вместе с мамой».
6. Памятка для родителей «Осторожно, насекомое».
7
7. «Если ребёнок боится насекомых».
8. Привлечение родителей к пополнению развивающей среды.
9. Рекомендации по теме «Насекомые».
10. Консультация для родителей «Детям о насекомых».
11. Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону. Слова воспитателя: «Полетели пчелки собирать нектар и пыльцу с цветочков». (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки). «Вот медведь идет, (медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу) из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу). Слова детей-пчелок: «Это дупло – домик наш, уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
«Веселый куб»
Дети кидают куб и рассматривают картинку на грани, оказавшейся сверху. Картинка означает вопрос, на который этому ребенку необходимо ответить, что он знает насекомом, изображенном на грани куба. Картинки на гранях куба символизируют такие вопросы. Домик – где живет. Мордочка – как выглядит. Тарелка с кашей – чем питается.
8
Крылья, зубы, рога – образ жизни, повадки, способ передвижения, защитные свойств.
Взрослый и детеныши – как размножается. Человек – взаимодействие с человеком.
Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг).
И работать ей не лень (покачивание указательными пальцами в знак отрицания).
От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками).
Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения ладонью по животу). Хоботком нектар сосет, (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться).
За день много соберет. («раскрыть» перед собой все пальцы).
Унесет нектар тот в улей (изображают полет).
И назад вернется пулей. (Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед) .
В сотах утрамбует мед, (топанье ногами).
Скоро ведь зима придет. (обхватить руками туловище).
Будет пчелкам чем питаться. (имитация движения ложкой).
Надо летом им стараться. (имитация накладывания меда в соты) .
Конструирование из бумаги «Пчела»
Дети рисуют черным маркером полоски на брюшке вырезанной из картона «пчелы», приклеивают крылья, прокалывают шилом отверстие, вдевают в него нитку. Получается «пчела» на нитке.
9
Дыхательное упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром»
Дети держат «пчелку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют. «Вот пчелка несмело вылетела из улья. Увидала цветы и заспешила к ним. Набрала пчелка много меду и неторопливо летит домой. Как быстро темнеет, торопись в улей, пчелка!» Сегодня мы много вспомнили из того, что знали о пчелах. А также узнали новые факты. Скоро вы узнаете еще много интересного о пчелах-вентиляторах, о том, как мята спасла пчел.
Вывод:
В результате исследовательского проекта мы увидели следующее: знания дошкольников были скудными о насекомых, то теперь дети знают, для чего нужны насекомые? полезные они или вредные. Этот проект не только помог сформировать представления о насекомых, их пользе и вреде, но и развивать их творческие способности и поисковую деятельность. А также удалось воспитать бережное отношение к живому.
Как привить детям любовь к природе?
(консультация для родителей)
Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить ее, беречь и лелеять. Как привить детям любовь к природе?
Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику.
10
Но, несомненно, самый лучший способ привить ребенку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.
Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребенку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребенок очень быстро усваивает такую модель поведения.
Также существенную роль в прививании детям любви к природе играют дошкольные учреждения, младшие классы школы. От того, как педагоги преподают детям уроки природоведения, зависит будут ли они интересоваться природой или останутся к ней равнодушны. Замечательно, если в группе или в классе есть свой «живой» уголок. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки.
Уроки природоведения должны быть интересны для детей. Вместо скучного изучения по книжкам, лучше выйти на коллективную прогулку в лес или к озеру. Но на такое «выездном» занятие обязательно должны дать согласие родители детей и лучше, если сопровождающих взрослых будет несколько! Перед «вылазкой» на природу нужно обязательно как можно доступнее объяснить детям правила поведения.
Гербарии, поделки из желудей и шишек позволяют детям общаться с природой, не «обижая» ее. А как потом приятно малышу вручить свое творение маме, папе или бабушке! Сегодня природа находится зачастую просто в бедственном положении.
11
Техногенные катастрофы, промышленные выбросы в воду и атмосферу, вырубка лесов – все это рушит и без того хрупкий экологический баланс. Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.
Литература:
1. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
2. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.