Просмотр содержимого документа
«"Насекомые наши друзья"»
Краткосрочный педагогический проект для детей 3-4 лет:
«Почему насекомые наши друзья?»
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий. Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители. Сроки реализации: 1 неделя Проблема: Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми. Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их.
Цель проекта:
Формирование представления о насекомых, их пользе или вреде.
Задачи: • Формировать у детей элементарные представления о насекомых (муравей, муха, паук, жук, гусеница, пчела), о их роли в природе и жизни человека. • Активизировать мыслительную поисковую деятельность детей. • Развивать творческие способности детей. • Развивать речь детей, активизировать словарный запас. • Прививать бережное отношение к живому миру. • Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.
Планируемый результат: -Заинтересовать детей темой: «Почему насекомые наши друзья?»
-Дать элементарные представления о насекомых (уметь называть и различать муравья, жука, муху, пчелу, гусеницу, паука, знать их отличительные особенности)
-Сформировать знания о роли насекомых в природе и жизни человека.
Этапы реализации:
-Аналитический (выявление знаний детей о насекомых через беседы) - Подготовительный (Подбор литературы, иллюстрационного материала, изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм, составление плана работы, взаимодействие с семьей) - Практический (Реализация проекта) - Заключительный (Физкультурное развлечение «На полянке»)
Консультация для родителей «Что нужно знать о насекомых?» Папка –передвижка «Опасные насекомые»
Приложение 1
Реализации проекта «Почему насекомые наши друзья?»
Понедельник: 1 половина дня: Беседа «Кто такие насекомые?» Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха», рассматривание иллюстраций к сказке. Прогулка: наблюдение за гусеницей, п/и «Комарики». 2 половина дня: д/и «Соедини по точкам и скажи, кто получился?». Вторник: 1 половина дня: беседа о пользе насекомых, лепка «Гусеница». Прогулка: п/и «Паучок». 2 половина дня: пальчиковая гимнастика «Паучок», работа в книжном уголке «Рассматривание иллюстраций о насекомых». Среда: 1 половина дня: Пальчиковая игра «Насекомые», конструирование «Построим муравейник» Прогулка: наблюдение за муравьями, п/и «Комарики» 2 половина дня: Чтение худ.литературы «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки, д/и «Собери гусеницу». Четверг: 1 половина дня: Аппликация с элементами рисования «Жук», отгадывание загадок о насекомых. Прогулка: Рисование на песке «Насекомые», Разучивание «Песенка жука» 2 половина дня: игра малой подвижности «Найди пчелку в группе», чтение сказки К.Чуковского «Тараканище» Пятница 1 половина дня: Рисование «Гусеница», ситуативная беседа «Почему насекомые наши друзья?» Прогулка: наблюдение за насекомыми на участке 2 половина дня: Физкультурное развлечение «На полянке»
Приложение 2
Физкультурное развлечение «На полянке»
Программное содержание: • Закрепить представления детей о многообразии насекомых, • Учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой. • Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок • Активировать познавательный интерес к природе. • Развивать воображение, пластику. • Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёма. • Закреплять умения изображать насекомых по замыслу детей. Материал: спортивные атрибуты, магниты насекомых, карточки с изображением насекомых, цветные мелки.
ХОД: Воспитатель: Хоть поверьте, хоть проверьте, Но, вчера приснилось мне, Что в гостях я побывала На неведомой земле. И с тех пор, мне нет покоя – Землю ту хочу узнать, И прошу я вас, ребята, Всё о ней мне рассказать. Воспитатель: Земля это леса, моря, горы, реки, луга и поля. Лес – это дом, где много разных деревьев, животных, птиц, растений, насекомых. Они нужны друг другу! В-ль:! Вот и расскажите нам о жителях земли. Только никого не забудьте. Дети называют, какие звери живут в лесу, каких лесных птиц они знают. В-ль.: Сейчас мы с вами отправимся на полянку. А что это за горка такая, возвышенность? (Показывает на муравейник) Дети: Это муравейник. Там живут муравьи. А ещё в лесу живут жуки, пауки, комары (прикрепляют на картину магниты с насекомыми). В-ль: Молодцы! Скажите как, одним словом можно назвать их всех! Дети: Насекомые… Воспитатель: Кто такие насекомые? Дети: Это животные, у них 6 ног, есть брюшко, голова, умеют маскироваться. Могут прыгать, летать, ползать, ходить Насекомых много на лугу. Воспитатель.: А хотите на некоторое время превратиться в разных насекомых. Хотите? Дети: Хотим! В-ль: Все мои дети стали насекомыми, и все такие разные, кто вы, ребята?
п/и «Паучок»
Дети отгадывают загадки.
Загадки: 1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох. На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает. (божья коровка)
2. Не птица, а с крыльями. Над цветами порхает Медок собирает. (пчела)
3. Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (бабочка)
4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт. (паук)
5. В лесу у пня суета, беготня Народ рабочий, весь день хлопочет. (муравей)
6. Очень маленький на вид, Надоедливо звенит. (комар)
С.м. прилетел жук и просит спеть ему песенку про жука (песня Жук)
Воспитатель: А сейчас приглашаю всех насекомых-ребят на спортивные состязания. Дети делятся на две команды «муравьишки»-----«гусенички» Спортивная эстафета с мячом, гимнастической палкой.
«Беседа о насекомых».
ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела шесть ног, крылья, усики, формировать знания о том как насекомые защищаются от врагов,дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми,.
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача педагогов – познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки насекомых.
Вопросы к детям:
Здравствуйте дети! Скажите пожалуйста, с чего начинается наш день в Детском саду (Дети : с зарядки)
Воспитатель: правильно ребята, с зарядки.
1. Ходьба и бег в колонне по одному по сигналу воспитателя (Сигналом служит музыкальное сопровождение)
2 И. п. — стойка ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши; опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (4-5 раз).
3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо (влево, отвести правую руку в сторону; выпрямиться, вернуться в исходное положение (по 3 раза).
4. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, вынести руки вперед; встать, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. — стойка ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться пола пальцами рук; выпрямиться, вернуться в исходное положение (4-5 раз).
6. И. п. — стойка ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на счет 1-8; повторить 2 раза с небольшой паузой.
7. Игра «Найди себе пару». Одна группа детей получает платочки синего цвета, а другая — красного. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. На сигнал «Найди пару!» дети, имеющие одинаковые платочки, встают парой. Если количество детей нечетное, то воспитатель играет вместе с детьми.
8. Ходьба в колонне по одному, помахивая руками как бабочки.
Воспитатель: хорошо ребята, теперь садитесь на стульчики и слушайте внимательно, сегодня, давайте поговорим о насекомых. Каких насекомых вы знаете? (Дети перечисляют). А вы знаете. что тело насекомых состоит из трех частей- члеников, из каких? Когда появляются насекомые и кого боятся? Где живут насекомые? Чем отличаются насекомые от птиц? Что случится, если не будет насекомых?
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим презентацию " Мелкие обитатели нашей Земли".
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых и тело насекомых подразделяется на три отдела: голову, грудь и брюшко. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы. Они очень разнообразные.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.) У домовой мухи на голове втягивающий хоботок.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи –друзья: они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый.
Первые ШМЕЛИ появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время, когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели – прекрасные опылители растений, особенно клевера.
ОСЫ Острое жало – их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев и кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну – скребет челюстями, а потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.
ПЧЕЛЫ – труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков.У пчелы свои способы общения: особым танцем-кружением – пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты – воск, мед, прополис, пчелиный яд – это лекарства от болезней.
КОМАРЫ при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни – малярии.Личинки комаров живут в воде: в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых.
КОМНАТНАЯ МУХА распространена повсюду. Личинки мух живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер). Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу комнатные мухи находят по запаху. Насекомые боятся не только птиц, но лягушек и хищных насекомых.
Правила поведения при встрече с насекомыми.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух,приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравьев, не трогайте их. Понаблюдайте, что они тащат по дорожке к муравейнику. Каков размер, окраска муравья? Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и в других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.
Игра «Отгадай, какое это насекомое».
ЦЕЛЬ: описать характерные особенности задуманного насекомого.
ЗАГАДКИ:
«Не птица, а с крыльями. «Самого не видно,
Над цветами летает, а песню слышно». (Комар.)
Медок собирает». (Пчела.)
«Я работал в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно». (Муравей.)
«На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион». (Муравейник.)
«Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит –
Будет плохо». (Оса.)
«Не зверь, не птица – нос как спица». (Комар.)
«Кто над нами вверх ногами?»(Мухи на потолке.)
ПОГОВОРКА.
«Одна пчела много меда не наносит».
Стих «Муравьишко»
«Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу!»
Отвечает муравей: «Тяжело, но сам снесу!»
«Муравью нельзя лениться, Как увидишь, что спешит
Муравей живет трудом: Он своей дорогой,
И жучка, и гусеницу тащит Ты его не обижай,
В свой подземный дом. Ты его не трогай!»
Воспитатель: Давайте теперь с вами нарисуем бабочку. (Дети рисуют рисунки).
Беседа: ««Насекомые – польза и вред»,
(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: предметные картинки с изображением насекомых; сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход беседы:
Вопросы к детям:
-Каких насекомых вы знаете?
Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых?
Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?
Стих: Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:
Правила поведения при встрече с насекомыми:
Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. 3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
Лепка «Гусеница»
Цель: формирование и развитие творческих и эстетических способностей воспитанников посредством работы в технике лепки.
Задачи:
1. Художественно-эстетическое развитие: учить раскатывать пластилин в тонкий жгут, сворачивать его в круг, скатывать маленький шарик; развивать чувство цвета, формы и величины.
2. Познавательное развитие: закрепить понятия «большой-маленький-средний».
4. Социально-коммуникативное развитие: развивать самостоятельность и умение планировать работу, воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы: Фотографии и иллюстрации гусениц, образец – гусеница, сделанная воспитателем, пластилин, стеки, доски для лепки.
Ход НОД:
Орг. момент:
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём,
А потом к груди прижмём,
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
Заинтересовывающий момент:
Ребята, отгадайте загадку:
Хот имеет много ножек,
Бегать всё-равно не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
Правильно! Конечно же, это гусеница. А вот и она! (показывает пластилиновую гусеницу)
Сообщение цели занятия:
Сегодня мы с вами будем лепить гусеницу.
Основная часть:
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть пластилиновую гусеницу и определить, каким способом ее лучше слепить. Дети размышляют, как это лучше сделать, высказывают свои догадки и творческие решения. Воспитатель выслушивает детей и уточняет ответы.
Итак, ребята, начинаем лепить наших гусениц. Перед вами лежит кусочек пластилина. Разделите его на 6 частей. Два маленьких, два среднего размера, а два – самых больших! Возьмите самый большой кусочек и скатайте из него колобок (то же самое дети под руководством воспитателя делают с другими кусочками пластилина)
Теперь мы можем составить гусеничку из этих шариков. Сначала мы положим два самых больших шарика. Потом – два средних. А в конце – два самых маленьких. Гусеничка почти готова!
Фух! Кажется, пора сделать перерыв!
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы разминать.
Мы сжимаем - разжимаем
Быстро пальцы разминаем.
Отдохнули, ну а теперь пришло время нам с вами сделать нашим гусеничкам ножки и рожки (раздает кусочки черного пластилина)
Возьмите черный пластилин и скатайте из него тонкую колбаску. Теперь оторвите от колбаски два кусочка и сделайте гусеничке рожки. А теперь – ножки. Ну и, конечно же, не забудем про глазки и носик – отщипните от черного пластилина небольшие кусочки и сделайте из них глазки и носик для вашей гусенички.
(самостоятельная деятельность детей, в процессе работы воспитатель помогает освоить приемы лепки)
Вот наши гусенички и готовы!
Заключительная часть:
Сегодня мы с вами научились лепить гусениц. Вот какие красивые гусенички у вас получились! А какие рогатые! Мы поставим ваших гусеничек на стенд, чтобы вечером подарить их мамам.
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста
«Собери гусеницу»
Дидактическая игра «Собери гусеницу» используется на индивидуально-подгрупповых занятиях воспитателя, для домашних занятий родителей с детьми, и вообще в игре.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игрушки, которые мы делаем сами.
Учим детей (особенно раннего возраста) в процессе игры собирать звенья гусеницы, определять цвет, величину; развивать речь.
Возраст: дети 2 –3 лет.
Оборудование: «Гусеница» вырезана из цветного картона. Она состоит из разного количества разноцветных овалов (один кружок – голова гусеницы, остальные – туловище).
1 . Приготовить шаблоны для вырезания и картон
2. Всё вырезать.
3. Собрать гусеницу, закрепить детали друг с другом.
1. На стол положить готовую гусеницу и предложить показать определённые цвета (белый круг, красный, жёлтый) и т.д.
Аппликация «Божья коровка»
Цель:
1. Закрепить умение создавать композицию из геометрических фигур на листе.
2. Формировать у детей интерес к окружающему миру.
Задачи:
- продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации;
- правильно использовать ножницы, клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке;
- развивать воображение, композиционные умения;
- учить бережно и внимательно относиться к родной природе;
Материалы для занятия: цветной картон, зеленые прямоугольники, черные овалы, красные круги, черные и голубые конфетти для точек и глазок, клей, ножницы, черные фломастеры, игрушка, изображающая божью коровку, крупная иллюстрация.
Ход занятия
Воспитатель входит в группу с небольшой корзиночкой, накрытой цветным платком.
Воспитатель: Ребята к нам прилетела необычная гостья, но она не хочет вам показываться,пока вы не отгадаете про нее загадку:
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
Воспитатель: Кто это?
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: Правильно. Это божья коровка. Воспитатель поднимает платок и показывает игрушку. Давайте рассмотрим ее. Посмотрите, ребята на Божью коровку. По форме она похожа на какую фигуру?
Дети: на круг.
Воспитатель: правильно на круг. А какого цвета наша Божья коровка?
Дети: Красная.
Воспитатель: все верно, наша божья коровка круглая красная с черными точками на спинке, у нее есть брюшко, крылья, лапки. А где мы с вами можем встретить Божью коровку?
Дети: в поле, в лесу, на даче.
Воспитатель: правильно, везде, где есть растения. Почему это насекомое назвали божьей коровкой, когда оно жук? Что божья - понятно: жук маленький и кажется безобидным. Но прикоснись к нему легонько, и из сгибов ножек тут же выделится оранжевая жидкость - “молочко”, как говорят в народе. Вот почему - коровка! Птице или ящерице, которая захочет поймать жучка, это “молочко” сразу перебьёт аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет. А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я не съедобен!
Вот божья коровка раздвинула жесткую спинку - надкрылья, расправила спрятанные под ним два тонких перепончатых крылышка и полетела. (показываем картинку)
Жесткие надкрылья в полете не участвуют, а только помогают жучку планировать.
Божья коровка, несмотря на безобидный вид, хищница. Поедает она малоподвижных тлей - вредителей растений. Божьи коровки очень полезны: и сами они, и их личинки питаются тлями (вредными насекомыми). А вы знаете где зимует Божья коровка? Когда наступает холодный период, божьи коровки готовятся к зимовке они собираются большими группами и начинают искать себе подходящее место. Они могут летать даже по городу, присматривая себе место для зимовки. Прячутся чаще всего они под опавшие листья, так как там теплее.
Ребята, а посмотрите внимательно на нашу Божью коровку. Она грустит одна! Она еще не нашла себе друзей для совместной зимовки. Давайте мы с вами сделаем ей друзей!
Объяснение этапов работы.
Мы с вами попробуем сделать божью коровку из бумаги.
Где будет сидеть наша божья коровка? На полянке. Для начала возьмем зеленый прямоугольник и разрежем его на длинные тоненькие полосочки - это будет травка, по которой так любит ползать божья коровка, приклеим травинки на свою поляку. Теперь возьмем черный овал и приклеим его, это будет тело нашей божьей коровки. Теперь нужно сделать крылья. Наша божья коровка хочет взлететь и поэтому она расправляет свои крылышки. Наклеиваем два полукруга. Но у вас на столе один красный круг. Как сделать из круга полукруг? Нужно сложить круг пополам и потом разрезать на две части по линии сгиба ножницами. Приклеиваем крылья на свои места. Потом наклеиваем на крылья точки, глазки на голову. Вот и получилась у нас божья коровка. Осталось подрисовать лапки фломастером.
Подведение итогов.
Воспитатель вывешивает все работы детей.
- Какие замечательные божьи коровки у нас получились. Совсем как настоящие, это потому, что вы очень старались я думаю ваши божьи коровки обязательно подружиться с нашей гостьей и она больше не будет грустить, теперь ей зима не страшна.
А кто помнит стишок, который мы читаем божьей коровке, когда сажаем ее на пальчик?
Божья коровка,
улети на небо,
пронеси нам хлеба,
черного и белого,
только не горелого.
Изобразительной деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования «Гусеница»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (рисование картошкой)
Задачи: закреплять знания о геометрических фигурах, учить изображать предмет, состоящий из нескольких частей, развивать умение располагать рисунок по всему листу, воспитывать аккуратность при рисовании красками, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа: чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением гусениц.
Материалы: альбомный лист, гуашь зелёного и коричневого цвета, кисть, баночка с водой, бумажные салфетки, половинка картофеля (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Ребята сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, к нам пришёл гость. Отгадайте кто это.
Полосата, зелена,
В листьях прячется она
Хоть и много ножек
Бегать все ж не может.
Воспитатель: Правильно, ребята, это гусеница (достаёт игрушку-гусеницу)
-Какого цвета наша гусеница? (зелёного)
-У гусеницы есть ноги? (нет) А что же у неё? (лапки)
-Сколько лапок у гусеницы? (много)
-У нашей гусеницы есть голова? (да) Какой она формы? (круглой)
-А глазки у гусеницы есть? (да) А усики (да)
-Из чего состоит тело гусеницы (из кругов) Сколько кругов? (много)
-Как они расположены? (друг за другом)
Прежде, чем начать рисовать мы с вами разомнем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
Гусеница, гусеница, (ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев) Бабочкина дочка, («ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки) По травинкам ползает, (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке») Кушает листочки: (и по другой стороне обратно) Ам!(3р.) (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.) Поела – (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются) Спать захотела. (одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко) Проснулась – (постепенно расправляем ладони) Бабочкой обернулась! (руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки) Полетела, полетела, полетела! (машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)
Ребята, сегодня мы научимся с вами рисовать очень интересным способом. А поможет нам в этом картошка. Как вы думаете, где живут гусеницы? Правильно, на деревьях.
Давайте сначала нарисуем нашим гусеницам веточку. Возьмите кисть, обмакните в коричневую краску и внизу листа проведите линию.
У всех получилось? Замечательно!
А теперь возьмите картошку, окуните в зеленую краску и приложите к листу бумаги.
В процессе выполнения работы воспитатель подходит к детям и оказывает помощь.
После того, как краска высохнет, воспитатель предлагает дорисовать гусеницам глазки, усики и лапки.
Анализ работ.
Какие вы молодцы! У нашей гусеницы появились новые друзья.
Конспект «Насекомые — наши друзья»
Цель: развивать познавательную активность детей через ознакомление с окружающим и развитие речи.
Методы и приёмы: методы мотивации и стимуляции деятельности (художественное слово, демонстрация объекта); метод организации познавательной деятельности (беседа, объяснение, показ, активизирующие вопросы, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
Ход НОД.
1. Вводная часть (фронтальная работа – 2 минута).
Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите ее месяца. А сейчас какой месяц?
Посмотрите, какие красивые картинки вам я сегодня принесла. Кто изображен на них? Правильно, одним словом- это насекомые. Вы мне часто на прогулке задавали вопросы про них, поэтому и решила сегодня на занятии поговорить о насекомых.
2. Основная часть (16 минут)
Воспитатель: Как вы думаете, почему их назвали насекомыми?
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомые - обжоры:они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие, некоторые насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные -опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
- Кто и какую пользу приносят насекомые?
(Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы. Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых. Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.)
- Какой от насекомых бывает вред?
(Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека. Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
Воспитатель: Божья коровка полезное насекомое?
Правильно. Она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель: Кто поедает насекомых? (Птицы)Как – же насекомые спасаются от врагов (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на окраску).
Почему майский жук коричневый?Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска?Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве. Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их. Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета – которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов. А ещё она может замереть, притвориться мёртвой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем.
Дидактическая игра «Сосчитай сколько насекомых»
- Сколько на поляне стрекоз? (На поляне две стрекозы.)
- Сколько на поляне муравьев? (На поляне три муравья)
- Сколько на поляне бабочек? (На поляне пять мотыльков)
- Сколько на поляне кузнечиков? (На поляне один кузнечик.)
- Сколько на поляне жуков? (На поляне два жука.)
Ребята, придумайте вопросы со словом сколько. (Дети придумывают вопросы.)
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
Воспитатель: Вот она. Давайте с ней поиграем.
Дидактическая игра «Божья коровка».
Прилетела божья коровка.Вопросы детям:
- Божья коровка спряталась где (в траве).
- Божья коровка села на что (на цветок).
- Божья коровка ползет по чему (по стеблю).
- Божья коровка перелетела с чего на что (с цветка на цветок).
(Бабочка – на цветке, жук под цветком, стрекоза перед кустом, муравей между бабочками и т. д.)
-А где её друзья находятся? (На доске висит картина, где изображены насекомые.)
- Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
- Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
- Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
- Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.
- Божья коровка потеряла свою подружку - гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают. (Включается музыка, а дети под музыку изображают насекомых)
Воспитатель:Ребята посмотрите и назовите какие насекомые вы видите.
Дидактическая игра «Кого не стало»
(Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало)
Воспитатель: Сороконожка хочет, чтобы вы выучили скороговорку про нее.Послушайте новую скороговорку:
Слишком много ножек у сороконожек
Воспитатель: Теперь вы (сначала медленно, потом тихо, быстро).
Пальчиковая гимнастика «Пчела».
Прилетела к нам вчера
(детибегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
Полосатая пчела
(загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)
А за нею шмель- хмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)
Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
От усталости упали. (Приседают на ковер.)
Дидактическое упражнение «Прохлопай слова».
Воспитатель: Давайте вспомним, как можно разделить слова на части.
Правильно, можно их прохлопать. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько частей. Сколько раз хлопнем в ладоши – столько в слове и слогов.
Давайте разделим слова: пчела, муравей, жук, муха, гусеница. Сколько слогов в этих словах? Аня, нарисуй мне схему слова пчела. (Воспитатель приглашает детей нарисовать схему слов.)
Воспитатель: Ребята, а как называются домики у муравьев? (муравейник).
(Воспитатель показывает на картине муравейник.)
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.
Воспитатель: Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит? (комар).
Как вы думаете, есть ли у комара уши?Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.
Воспитатель: Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)
Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
Игра с мячом «Закончи предложение».
Воспитатель: Слушайте следующее задание. Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов «потому что». Закончив предложение, вы повторяете его целиком.
Воспитатель: Бабочка красивая, потому что … (у неё разноцветные крылышки). «Пчела мне нравится…», «Комар мне не нравится…», «Мне нравится стрекоза …», ….
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.
- Может быть она под листом?
- Под листом нет гусеницы.
- Может быть она на цветке?
- На цветке нет гусеницы.
- В норке?
- В норке нет гусеницы.
- Над травой?
- Над травой нет гусеницы.
- Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?
- В, над, под, на.
- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.
- Ребята, посмотрите, на ветке висит непонятный предмет. (Воспитатель показывает картину на котором изображено дерево, на ветке котором весит кокон). Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.
Развитие мелкой моторики (детям раздаются трафареты «бабочка»)
Воспитатель: Ребята, давайте разукрасим подружек бабочек (детям раздает трафареты бабочек. На их прилепляют разноцветные узоры из геометрических фигур). Какие бабочки у вас получились?
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения и просто украшают природу)
Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы. Ребята, насекомые имеют большое значение для природы и человека. Поэтому надо бережно к ним относиться.