Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги»
Методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т.п.).
И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.
Киригами – идеальное занятие, развивающее фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Оно обладает целым рядом положительных качеств:
кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неудачников а этом деле нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
В изделиях киригами довольно четко просматриваются отдельные направления.
Основными из них будут следующие:
фигурки вырезаются и складываются из одного листа прямоугольной формы; в ходе работы ни одна из частей не удаляется, т.е. если разложить фигуру на плоскости, все детали ее совпадают, при этом видны лишь надрезы и прорези; объем конструкции достигается за их счет;
поделки вырезаются также из одного листа прямоугольной или квадратной формы, сложенного пополам. Ребро сгиба может проходить как по «спинке», так и по «животу» зверюшки; иногда работа усложняется за счет загибов, образуемых в местах сочленения конечностей, головы, шеи;
игрушки складываются из одной или нескольких узких полосок бумаги, благодаря надрезам, прорезям, а затем отгибая детали пропорционально туловищу животного, создается законченный его образ; выполняемые надрезы и просечки — прорези в таких работах обладают особым выразительным качеством;
изображение будущего героя «строится» ножницами на глаз или по размеченному контуру на заготовке, сложенной из листа бумаги, чаще всего из исходных форм оригами;
наиболее сложны в изготовлении изделия, состоящие из нескольких деталей, имеющих замысловатую конфигурацию, соединенных между собой на прорезях, надрезах.
Рисунок 1 – поделка в технике оригами
В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.
Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.
Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.
Рисунок 2 – поделка в технике киригами
Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит — нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.
К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства
самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.
Таким образом, главными условиями развития творческого конструирования из бумаги по мнению В.Б. Косминской являются:
Использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание).
Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура) [28].
В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.
Нами выделены методы обучения детей пластическому конструированию в технике киригами:
Обследование - широко применяется как метод, помогающий ребёнку в создании конструкции.
Анализ образца, выполненного педагогом. С его помощью дети видят конкретный результат, который нужно достигнуть. Он помогает конкретизировать задачу, характер и последовательность действий, необходимых для её решения. В старшем возрасте необходимо научить детей анализировать натуральные изделия, как с точки зрения их изобразительных особенностей, так и с точки зрения способов создания:
Определить основу (общий способ) создания изделия;
Определить, из какого материала (или нескольких) оно выполнено и каковы его свойства;
Определить технику создания деталей;
Определить технику прикрепления деталей к основе и др.
Как только дети освоят основные сенсорные эталоны, нужно предоставить им возможность самим выбирать цвет, размер, основу для поделки. Это важно для последующей самостоятельной деятельности, в которой педагог может представить детям разнообразие натуральных изделий или альбом с рисунками, фотографиями различных аппликаций или конструкций из различных материалов.
Анализ бумажных конструкций, имеющих очень условное изображение предмета (например, животного на основе конуса), требует отвлечения от реального его строения и вычленения самого главного, характерного, чтобы предмет стал узнаваемым
Рисунок 3 – бумажные конструкции на основе конуса
К семи годам дети могут рассматривать предметы в их взаимосвязи и не находить общее. Поэтому педагог наряду с обследованием изображения ставит и другую цель обследования: обнаружение способа создания основы конструкции. Для этого нужны практические обследовательские действия.
Таким образом, основа первых конструкций – разделённый и согнутый пополам прямоугольник или квадрат. Обследовать изделие и обнаружить
способ его создания можно путём наложения листа бумаги на развёрнутую поделку (они совпадают). Подобным образом обследуются и другие конструкции. В дальнейшем педагог будет закреплять знание о способе создания основы для поделки, и обследование может быть частичным, имеющим целью лишь обнаружение способа создания поделки.