kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги

Нажмите, чтобы узнать подробности

аппролдэ.юбьи апподлдждэда

джрвы.ррвовшшрв.раРтамдлЖЛ.РВПОСИДВМЫДО.ИПР

ООААРА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги»

Методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т.п.).

И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Киригами – идеальное занятие, развивающее фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Оно обладает целым рядом положительных качеств:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру

кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неудачников а этом деле нет;

  • знакомит с основными геометрическими понятиями;

  • улучшает способность следовать устным инструкциям;

  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

В изделиях киригами довольно четко просматриваются отдельные направления.

Основными из них будут следующие:

  1. фигурки вырезаются и складываются из одного листа прямоугольной формы; в ходе работы ни одна из частей не удаляется, т.е. если разложить фигуру на плоскости, все детали ее совпадают, при этом видны лишь надрезы и прорези; объем конструкции достигается за их счет;

  2. поделки вырезаются также из одного листа прямоугольной или квадратной формы, сложенного пополам. Ребро сгиба может проходить как по «спинке», так и по «животу» зверюшки; иногда работа усложняется за счет загибов, образуемых в местах сочленения конечностей, головы, шеи;

  3. игрушки складываются из одной или нескольких узких полосок бумаги, благодаря надрезам, прорезям, а затем отгибая детали пропорционально туловищу животного, создается законченный его образ; выполняемые надрезы и просечки — прорези в таких работах обладают особым выразительным качеством;

  4. изображение будущего героя «строится» ножницами на глаз или по размеченному контуру на заготовке, сложенной из листа бумаги, чаще всего из исходных форм оригами;

  5. наиболее сложны в изготовлении изделия, состоящие из нескольких деталей, имеющих замысловатую конфигурацию, соединенных между собой на прорезях, надрезах.

Рисунок 1 – поделка в технике оригами


В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Рисунок 2 – поделка в технике киригами


Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит — нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства

самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Таким образом, главными условиями развития творческого конструирования из бумаги по мнению В.Б. Косминской являются:

  1. Использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание).

  2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура) [28].

В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.

Нами выделены методы обучения детей пластическому конструированию в технике киригами:

  • Обследование - широко применяется как метод, помогающий ребёнку в создании конструкции.

  • Анализ образца, выполненного педагогом. С его помощью дети видят конкретный результат, который нужно достигнуть. Он помогает конкретизировать задачу, характер и последовательность действий, необходимых для её решения. В старшем возрасте необходимо научить детей анализировать натуральные изделия, как с точки зрения их изобразительных особенностей, так и с точки зрения способов создания:

  • Определить основу (общий способ) создания изделия;

  • Определить, из какого материала (или нескольких) оно выполнено и каковы его свойства;

  • Определить технику создания деталей;

  • Определить технику прикрепления деталей к основе и др.

Как только дети освоят основные сенсорные эталоны, нужно предоставить им возможность самим выбирать цвет, размер, основу для поделки. Это важно для последующей самостоятельной деятельности, в которой педагог может представить детям разнообразие натуральных изделий или альбом с рисунками, фотографиями различных аппликаций или конструкций из различных материалов.

Анализ бумажных конструкций, имеющих очень условное изображение предмета (например, животного на основе конуса), требует отвлечения от реального его строения и вычленения самого главного, характерного, чтобы предмет стал узнаваемым

Рисунок 3 – бумажные конструкции на основе конуса



К семи годам дети могут рассматривать предметы в их взаимосвязи и не находить общее. Поэтому педагог наряду с обследованием изображения ставит и другую цель обследования: обнаружение способа создания основы конструкции. Для этого нужны практические обследовательские действия.

Таким образом, основа первых конструкций – разделённый и согнутый пополам прямоугольник или квадрат. Обследовать изделие и обнаружить

способ его создания можно путём наложения листа бумаги на развёрнутую поделку (они совпадают). Подобным образом обследуются и другие конструкции. В дальнейшем педагог будет закреплять знание о способе создания основы для поделки, и обследование может быть частичным, имеющим целью лишь обнаружение способа создания поделки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги

Автор: Халитова Ильнара Рамазановна

Дата: 18.03.2023

Номер свидетельства: 627751

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги."
    ["seo_title"] => string(61) "metody_i_priemy_obucheniia_detei_konstruirovaniiu_iz_bumagi_1"
    ["file_id"] => string(6) "627756"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1679143712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конструирование из бумаги  «Мир оригами» "
    ["seo_title"] => string(40) "konstruirovaniie-iz-bumaghi-mir-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "146354"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419164263"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проект "Добрые сказки- умные дети""
    ["seo_title"] => string(31) "proiektdobryieskazkiumnyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "302412"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457166005"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок технологии в 10-м классе по теме "Конструирование плечевого изделия. Пончо"."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_tekhnologii_v_10_m_klasse_po_teme_konstruirovanie_plechevogo_izdeliia_ponch"
    ["file_id"] => string(6) "490068"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544465118"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_tonkoi_motoriki_ruki_posriedstvom_kvillingha_u_dietiei_starshiegho_dos"
    ["file_id"] => string(6) "375102"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483450639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства