Кружок «Мир оригами» Из опыта работы.
Я хочу поделиться опытом по кружковой работе, которую я провожу с детьми старшего возраста. Кружок работает второй год. .
2 слайд.
Давно смотрю влюбленными глазами.
На древнее искусство - Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить. Долидудо Т.А.
3 слайд
Актуальность выбранной темы:
Многое должен знать и уметь ребенок вступая в школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет оригами. Оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.
4 слайд
Как воспитатель я вижу актуальность данной темы на современном этапе при подготовке школьника к письму .В школе на первом этапе обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно- двигательной координации. Все это может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Так же я считаю, что оригами способствует развитию творческих способностей детей . Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.
Необходимость создания была продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги. Существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге в ДОУ. . Хотя бумага это самый доступный и безопасный материал для работы детей.
5 слайд
Цель работы:1. Развивать творческие способности у детей старшего возраста через кружковую работу.
2.Познакомить детей с техникой оригами.
6 слайд.
Задачи: 1.Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомера, логического мышления, воображения.
2.Познакомить детей с базовыми формами оригами.
3.Обучать техническим приёмам и способам создания различных поделок.
4.Формировать умение следовать устным инструкциям, работе по схеме.
5. 2. Воспитание волевых качеств: усидчивости, терпения, Старательность, умения доводить работу до конца.
6. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
7 слайд
Для работы я приобрела мет. Пособие «Оригами для дошкольников» автор С.В. Соколова. Оно посвящено работе с детьми среднего и старшего возраста. В него вошли конструкции, при складывании которых применяются доступные детям способы работы с бумагой. Материал изложен с учетом постепенного усложнения, начиная с очень простых приёмов складывания. Подбор фигур ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира.
8 слайд
Организация работы кружка
- Проводиться 1 раз в неделю
- Продолжительность: 25-30 мин
- Количество детей: 12
- Форма организации деятельности детей на занятии кружка: фронтальный –одновременно со всеми детьми.
9 слайд
Необходимые условия кружковой работы это:
- а) создание пооперационных карт-схем;
- б) возможность демонстрации детских работ;
- в) материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей;
- д) литература, иллюстрации.
Я разработала по этому пособию план работы кружка.
10 слайд
Методы и приемы
В процессе занятий используются различные методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), показ с объяснением образца выполнения последовательности работы, рассматривание иллюстраций, практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам), оказание индивидуальной помощи.
11 слайд
На первом занятии дети были познакомлены с историей возникновения искусства оригами.
Оригами –японское искусство складывания из бумаги. Оно привлекло внимание педагогов, т.к. является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе.
Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Единственный рабочий материал - это бумага. Единственный инструмент – руки. Это уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры.
12 слайд.
Предполагаемый результат:
умение детей читать схемы, запоминать условные обозначения, и самостоятельно выполнять работу без помощи педагога.
Для того чтобы приступить к первому занятию, не требуется почти ничего – листы бумаги. Именно доступность бумаги как материала и простота ее обработки привлекают детей, ведь если фигурка не получится с первого раза, ничего не стоит взять еще один лист и попробовать снова.
13 слайд
Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы. На основе знаний базовых форм оригами строиться вся последовательная работа. Каждая форма имеет своё название -воздушный змей, дверь, книжка, конверт, косынка, Конфетка и др. Складыванию каждой фигурки посвящено отдельное занятие, которое начинается с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата.
Складывание бумаги –это не только получение ребёнком готовой фигурки, что без сомнения является самым важным шагом процесса складывания:
- это и навыки аккуратного, четкого сгибания бумаги в нужных направлениях;
- это и знания элементов квадрата, прямоугольника;
- это и умение ориентироваться в специальных терминах, приемах, способах складывания бумаги в определенных направлениях
20 слайд
Модели выполненные из цветной бумаги доставляют удовольствие своим видом, радуют глаз создателя и зрителя.
23 слайд
Оригами не зря называются игрушками, в них вполне можно играть – из бумаги можно сложить персонажей любимой сказки, или наоборот, сначала сотворить фигурки животных и растений, а потому же населить ими придуманную самим малышом сказку. Фигурки, сложенные из бумаги можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Ребята с удовольствием готовят атрибуты и персонажей для сказок. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие.
24 слайд.
Оригами знакомит детей на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения
Для достижения положительного результата в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.
Я подготовила для родителей консультации: «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Роль оригами в развитии детей». Буклет «Поделки – оригами». Дети дома учат своих близких делать такие же фигурки.
В процессе работы я увидела, что дети занимаются с большим удовольствием. И детям и мне самой просто нравиться делать необычные вещи из обычного материала. Я увидела на лицах детей удивление! А в процессе работы интерес. А еще больше удивления я наблюдала у родителей, когда они видели работы своих детей.
Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям как их делали.
Поделки оригами мы используем для игр, для украшения группы, для подарков на праздники, для театрализованной деятельности. Дети радуются тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится, кораблик плывет, лягушка прыгает, самолетик взлетает.
27 слайд
• Вывод Всё–таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Складывание фигурок из бумаги оказалось делом невероятно увлекательным. Отличное занятие для всех. Перечислять плюсы такого увлечения можно долго. Это и развитие моторики, абстрактного мышления, усидчивости, внимания, концентрации и координации. И просто это интересно! Попробуйте – не пожалеете!